Ново-Тихвинский женский монастырь:

Православная миссия в современном мире

Сегодня завершает свою работу конференция «Современная православная миссия», проходившая в Миссионерском институте при нашей обители. На конференции выступили священники, историки, педагоги из Москвы, Екатеринбурга, Перми, Арзамаса и других городов. В своих докладах они рассмотрели исторические, богословские, культурные аспекты современной православной миссии, поделились собственным миссионерским опытом. На пленарном заседании участников конференции поприветствовали епископ Каменский и Алапаевский Серафим, протоиерей Александр Короткий (г. Москва), зачитавший приветственное слово от председателя Синодального миссионерского отдела архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. С кратким словом обратилась к участникам и слушателям конференции настоятельница нашей обители игумения Домника.

«Подвижники – единственные миссионеры». Приветственное слово игумении Домники участникам конференции

Ваше Преосвященство, дорогой владыка Серафим, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я хочу всех вас поприветствовать и, во-первых, поблагодарить за то, что вы приняли участие в конференции, собрались здесь, чтобы вместе обсудить актуальные вопросы, касающиеся современной православной миссии. И, во-вторых, мне хотелось бы пожелать помощи Божией в вашем служении, чтобы оно приносило вам радость и духовную пользу.

Поскольку здесь собрались люди, так или иначе занимающиеся миссионерской деятельностью, главное, чего мне хочется пожелать, – это того, чтобы ваша миссия была успешной, как для вас самих, так и для всех людей, с которыми вы постоянно общаетесь. И всем нам я желаю, чтобы мы каждый день обретали в Церкви нечто важное для своей души и делились обретённым богатством с другими людьми. Что же мы можем приобретать в Церкви? Конечно, здесь мы находим самое совершенное из всех существующих в мире учений – учение евангельское. Здесь мы приобретаем жизненно важные для нас богословские знания. Здесь мы приобщаемся к особой культуре, сформировавшейся в течение многих веков. Здесь мы можем найти и единомышленников, и служение, которым будем приносить пользу себе и другим людям. Всё это богатые дары, которые дает нам Церковь. Но каждый из нас призван приобрести неизмеримо больше и проникнуть гораздо глубже, в самую сущность нашей Православной Церкви.

У преподобного Иустина (Поповича) есть такие слова:
«Сущность и цель, и смысл, и всеценность Церкви – Богочеловек Иисус Христос; Он – и ее душа, и ее сердце, и ее жизнь; Он – это Сама Церковь в своей Богочеловеческой полноте, ибо Церковь есть не что иное, как Богочеловек Христос, живущий во веки веков».

То есть Церковь – это не просто учреждение, не просто источник возвышенного учения, не просто собрание единомысленных людей. Церковь – это Сам Христос, Живой Бог. И в Церкви мы приобретаем, прежде всего, Христа.

Один современный проповедник, митрополит Афанасий Лимассольский, говорит об этом так:
«То, чего мы ищем в Церкви и что она может нам дать, – это личные отношения со Христом. Очень важно знать, что входя в Церковь, мы призваны устанавливать связь не с учением Церкви, а с конкретной Личностью, с Иисусом Христом, Который существует и с Которым мы можем и должны иметь отношения любви».

Такова личная задача каждого из нас – насколько возможно, приблизиться ко Господу, так чтобы сердцем чувствовать живую связь с Ним. А если говорить о нашей миссии, то она так же состоит в том, чтобы мы открывали другим людям Христа и побуждали их к общению с Ним, чтобы мы своей собственной жизнью, своим обликом и поведением свидетельствовали о Христе.

Недостаточно, если мы просто рассказываем людям о нравственном учении Церкви или об общечеловеческих ценностях, которые она проповедует. Например, говорим им, что Церковь учит любви, милосердию, справедливости. Невоцерковленные люди обычно на это отвечают: «Всё это хорошо и правильно. Понятно, что нужно любить ближних, творить добрые дела и так далее. Но зачем я буду делать то, чего я не понимаю? Зачем молиться? Зачем постоянно ходить в храм? Ведь там изо дня в день повторяется одно и то же! Зачем поститься? Зачем причащаться?» И на все эти вопросы невозможно ответить с помощью одних рациональных аргументов. Ответить на эти вопросы так, чтобы человек нам поверил и захотел войти в Церковь, мы можем только тогда, когда сами имеем глубокий опыт жизни во Христе.

Святые отцы Церкви говорят, что мы не можем поделиться с другими людьми тем, чем не обладаем сами; мы не можем показать другим путь к Царствию Божию, если сами не стараемся приобрести его в своем сердце. И потому в основании нашего миссионерства в мире лежит миссионерская работа, начинающаяся у нас в сердце.

По словам митрополита Антония Сурожского, «мы призваны так познать Бога, чтобы говорить о Нем не понаслышке, а из глубины собственного опыта. Если другой человек, глядя на нас, увидит, что мы не такие, как все люди, именно в силу нашей принадлежности Церкви, тогда он может поверить нашему слову, вернее даже не слову, – он поверит нам».

Итак, подлинными миссионерами мы являемся, не просто когда мы имеем большие познания в христианском вероучении или обладаем даром красноречия, – хотя и это тоже полезно для нашей миссии, – но тогда, когда мы пребываем во Христе, постоянно приобщаемся Его святости, Его нетленной жизни, во-первых, через участие в святых Таинствах, во-вторых, через личный духовный подвиг.

Один современный мыслитель говорит:
«Началом нашей миссионерской работы является не составление конспекта наставлений для новообращенных, не планирование миссионерских поездок или чтение руководства по проведению катехизических бесед. Началом нашей миссионерской работы является участие в исповеди и причащении святых Тела и Крови Христовых».

Участие в святых Таинствах – это основа нашей жизни в Церкви, жизни во Христе. Это глубинный фундамент, на котором воздвигается дом нашей души. Приобщение ко Христу через Таинства дает нам силы исполнять заповеди Христовы, освобождает нас от греха – и тогда мы становимся живым доказательством того, что Христос действует в мире.

Кроме участия в Таинствах необходим и личный духовный подвиг. Как говорит преподобный Иустин (Попович), подвизаясь в молитве, посте, кротости и смирении, милосердии и терпении, человек лично переживает Христа. И эти подвиги, соединяя человека с Богом, делают его истинным проповедником Православия. «Подвижники, – пишет отец Иустин, – это единственные миссионеры Православия. Православие – это подвиг и жизнь, поэтому и проповедуется оно только жизнью и подвигом». В особенности приближает нас к Богу, преображает и освящает нас подвиг молитвы. Как говорят святые отцы, «молитва – это дыхание души; ею вдыхается небесный воздух, небесное благо, все божественное, бессмертное и вечное. Она – первое условие здравия души. Всё освящается молитвой: всецелое человеческое существо, ибо молитва низводит и вселяет все остальные святые добродетели. Молитва освящает и весь окружающий человека мир». И если мы будем полагать в основу нашей миссии молитву, то Дух Божий освятит и все наши внешние дарования: и наши богословские познания, и любые наши способности. И говоря другим людям о Православии, мы сможем найти нужные слова для каждого человека. Мы не будем говорить заученными формулами, но слово наше будет живое, простое, доходящее до сердца.

Я хочу привести один пример. В жизни одного священника, не так давно почившего отца Владимира (Сухобока), был такой случай. В ранней юности, во время Второй мировой войны, он оказался в плену в Германии. Некоторое время он находился в Берлине, который в этот период ежедневно бомбили американские самолеты. Бомбоубежища были ненадёжные, иногда они проваливались, их засыпало кирпичами. Однажды во время очередного налёта, когда Василий (так звали отца Владимира в миру) был в бомбоубежище, к нему подошел некий старец. Все вокруг трепетали от страха, а этот старец был на удивление спокоен и мирен.

Он ласково обратился к Василию и сказал, чтобы тот не боялся, всё будет хорошо. Затем спросил Василия, любит ли он стихи, читал ли Пушкина. Василий кивнул, и тогда старец сказал ему, что знает одно красивое стихотворение о некоем великом и могущественном царе.
- Давай я тебя научу и, когда тебе станет страшно, ты читай его и перестанешь бояться.
И старец начал читать «стихотворение», слова которого показались Василию очень красивыми, хотя и были не совсем понятны:
- Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни подателю, приди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша.

«Стихотворение» это Василий никогда раньше не слышал, но оно запало ему в сердце. Он выучил его наизусть и часто повторял, и оно всегда приносило его душе утешение и отраду. Спустя некоторое время, уже после войны, он был зачислен в гимназию и там, на уроке Закона Божия с изумлением и радостью услышал свое любимое «стихотворение» и вновь почувствовал духовное утешение, которое вызывала у него эта молитва. Так необычно началась духовная жизнь Василия. Впоследствии он стал монахом и священником.

Это лишь один из многих примеров того, как человек, имеющий глубокую веру и подлинный духовный опыт, чувствует душу другого человека, находит необходимые именно для него слова и при содействии благодати Божией направляет его на путь ко Христу.

И я хочу пожелать, чтобы и все мы, познавая Христа через личный духовный подвиг, в особенности через подвиг молитвы, передавали живое, опытное знание о Нем и другим людям. Чтобы мы, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), веруя всем умом и всем сердцем, исповедовали свою веру устами и доказывали ее всей своей жизнью. Вновь желаю всем вам помощи Божией, плодотворного общения на конференции и вдохновения в вашем дальнейшем служении.


19.10.2011