Ново-Тихвинский женский монастырь: О духовном плодоношении.



Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы
О духовном плодоношении.

(Евангелие от Луки, 54 зачало, глава X, стихи 38-42, глава XI, стихи 27-28)

Сегодня мы совершаем празднество в честь преславного Рождества Божией Матери. Православная вера, в отличие от различных протестантских вероисповеданий, основана не только на Священном Писании, но и, может быть, в еще большей степени на Священном Предании. Многое из того, что не содержится в Священном Писании (причину этого, наверное, можно объяснить), имеет своим источником Священное Предание. Само Священное Писание основывается на Предании. Иначе откуда мы узнали бы, что, например, евангелистов только четыре, а не больше или меньше? Откуда мы знали бы, что посланий апостола Павла именно четырнадцать и что Откровение Иоанна Богослова – подлинная пророческая книга? Все это известно нам из Священного Предания, поэтому без него и Священное Писание было бы недействительно.

В Священном Писании о Божией Матери говорится очень мало, только самое важное и существенное. Дело в том, что из-за чрезвычайного смирения и молчаливости Божия Матерь почти ничего о Себе не рассказывала. Тем не менее Предание сохранило некоторые сведения о Ее жизни. Повествование о Рождестве Божией Матери как раз и является одной из частей Священного Предания Православной Церкви.

Из Библии, святоотеческих и вероучительных книг вы, братья и сестры, знаете, что наши прародители пали, нарушив заповедь о посте, то есть заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. Они лишились Божественной благодати и были изгнаны из рая. Следствием грехопадения явилась смерть и рабство греху. Однако сразу после падения прародителей, еще в раю, Господь возвестил им о том, что придет Избавитель, что семя жены сотрет главу змия (см. Быт. 3, 15). Если понимать эти слова буквально, то можно усмотреть в них нечто необыкновенное, ведь семени жены не бывает. Но вот именно Пресвятая Дева Богородица и стала такой женой: Ее семя, Господь наш Иисус Христос, стерло главу змия, то есть победило дьявола.

Прежде рождения Преблагословенной Девы, через Которую в мир явился воспринявший от Нее человеческое естество Сын Божий, нужно было пройти многим столетиям, чтобы человечество подготовилось к этому событию во всех отношениях. В том числе должны были создаться особые условия для рождения такого необыкновенного человека, каким являлась Пресвятая Дева Богородица.

Родители Божией Матери, праведные Иоаким и Анна, были людьми богатыми и благочестивыми. Вся их жизнь протекала в добрых делах и молитве, но им промыслительно не было даровано детей. В то время бесплодие в израильском народе воспринималось как признак греховности и отверженности, и потому, несмотря на то что молитвы этих праведников были угодны Богу, жертвоприношения Иоакима и Анны считались презренными. Однажды, во время одного из иудейских праздников, Иоаким отправился в храм, чтобы принести положенные по закону жертвы, но священник не принял их, сказав: «Видимо, ты великий грешник, если Господь не дарует тебе детей. Жертва твоя неугодна Богу». Какой-то находившийся рядом, по-видимому, благочестивый иудей сказал с таким же презрением: «Как ты смеешь приносить жертву прежде меня? Ты бесплоден, и потому ясно, что Бог твою жертву не принимает».

Так люди, судя по каким-то внешним обстоятельствам, делают выводы о внутренней жизни человека, не понимая того, что она глубоко таинственна. Скорби и лишения человека часто свидетельствуют совсем не о том, что его молитвы Богом не принимаются или что его духовная жизнь предосудительна. Наоборот, они служат признаком того, что человек особенно угождает Богу, подвергается испытаниям и закалке, совершенствуясь в преданности воле Божией. Так было и с Иоакимом и Анной.

Это оскорбление и унижение стало для Иоакима, как говорят, последней каплей. Супругам и так было очень скорбно: они терпели бесчадие вплоть до преклонного возраста, когда уже невозможно надеяться на рождение детей. В особенности это касалось праведной Анны, которая уже вышла из того возраста, когда можно зачинать и рожать детей. Удрученный скорбью, Иоаким не возвратился в свой дом, а пошел в пустыню к стадам, которые пасли его слуги. Уединившись там, он молился и сорок дней держал очень строгий пост, не вкушая даже хлеба, для того чтобы Господь услышал его молитвы. Анна, узнав от пришедших из Иерусалима людей об унижении своего праведного супруга, весьма скорбела, думая, будто это она повинна в том, что у них нет детей. Она тоже, уединившись в саду у своего дома, усердно молилась о ниспослании им чада. Молилась вопреки всякому здравому смыслу, ведь, если рассуждать по-человечески, детей у них быть уже не могло.

По прошествии сорока дней праведной Анне явился Ангел и сказал, что у них родится Дочь, Которая будет благословенна среди женщин. Он повелел назвать Ее Марией. И было сказано Анне: «Иди в Иерусалим, там принесите жертву Богу, и Господь услышит вашу молитву». Иоакиму в пустыне тоже явился Ангел, который и ему повелел: «Иди в Иерусалим, там ты и Анна встретитесь у Золотых ворот. Господь услышал вашу просьбу, и с вами произойдет чудо». (Золотые ворота были главными воротами города и вели непосредственно в храм). Супруги с радостью поспешили в Иерусалим, встретились там, и по прошествии некоторого времени произошло великое событие: зачатие праведными Иоакимом и Анной Пресвятой Девы Богородицы.

Апостол Павел говорит: «Брак свят и ложе нескверно» (см. Евр. 13, 4). Даже великие подвижники, аскеты и девственники происходят от брака, и потому никто не имеет права уничижать брак, превратно глядя на то, что чисто, ведь «для чистого все чисто, а для нечистого все нечисто», как сказал тот же апостол Павел (см. Тит. 1, 15). В Православной Церкви даже празднуются дни зачатия Богородицы и Иоанна Крестителя. В день Благовещения Божией Матери также празднуется непорочное зачатие Ею Господа Иисуса Христа.

Итак, Иоаким и Анна зачали преблагословенный плод. Мы не знаем точно, в тот ли именно день, в который мы празднуем, родилась Богородица или в какой-то другой, – это не так существенно. За многими праздниками закреплены условные даты, ведь большее значение имеет смысл праздника, чем точная дата. Например, Воскресение Христово мы празднуем каждый год в разные дни, хотя точно известна дата, когда совершилось Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Однако в этом случае имеет значение то, что празднование православной Пасхи не должно совпадать с празднованием Пасхи иудейской, и поэтому его дата подвижна. Так и празднуя Рождество Пресвятой Богородицы, мы должны понимать, что не столько важна его дата, сколько его смысл, его действительность и значение для всех нас. В зачатии и рождении Пресвятой Богородицы свойства человеческого естества уступили место действию благодати, ведь для того, чтобы младенец зачался, он должен был как бы преодолеть свойства естества. Само рождение совершилось по благодати, однако не совсем без участия естества. Ведь хотя и можно сказать, что Божия Матерь была плодом молитвы, но все же Она зачалась от обычных супружеских отношений, пусть даже и в старческом возрасте, то есть тогда, когда зачатия произойти уже не может.

Мы должны из этого извлечь для себя урок: молясь Богу и ожидая чуда, не следует думать, что уже не нужно прилагать собственных усилий. Конечно, в первую очередь нужно молиться, но надо и понуждать себя к добродетелям. Если же мы будем только уповать на молитву, а сами – бездействовать, ни к чему доброму себя не понуждая (пусть даже и к земным делам), то, конечно, мы ничего не получим. Нельзя думать, что нечто исключительное, произошедшее в мире один раз, как, например, непорочное зачатие Господа нашего Иисуса Христа от Пресвятой Девы Богородицы наитием Духа Святого или что-то подобное, может повториться. В жизни обычного человека, не выделяющегося особенным предназначением, чудесное в какой-то степени сочетается с естественным. Мы должны это понимать и учитывать.

Скорбь Иоакима и Анны, которую они терпели на протяжении многих лет, – это образ той скорби, которую тысячелетиями испытывало все человечество, ожидая избавления. Это образ и той скорби, какую испытывает всякий, кто не получает помощи ни от кого и ни от чего и осознает, что ничто земное или человеческое помочь ему уже не может. Но вдруг он получает эту помощь от Самого Бога. Иоаким и Анна должны были испытать эту скорбь на себе для того, чтобы почувствовать, что испытывают люди, и чтобы иметь сострадание ко всему человеческому роду, к каждому человеку. Почему же у Иоакима и Анны до глубокой старости не было детей? Конечно, это случилось по Промыслу Божию: во-первых, для того, чтобы было ясно, что Пресвятая Дева родилась по действию Божией благодати, ведь в старческом возрасте человеческое естество уже не способно к рождению. Во-вторых, если бы праведные Иоаким и Анна имели других детей, то можно было бы предположить, что они равны Божией Матери: почему именно Она такая избранница, а не кто-нибудь из них? Если же эти дети были бы обыкновенными людьми, то это стало бы уничижением для родителей такого необыкновенного человека, избранного от всех родов.

Мы также иногда на протяжении долгого, как нам кажется, времени (а часто мы преувеличиваем) боремся с собой, для того чтобы наша душа принесла какой-то духовный плод, но не получаем искомого. Мы должны, подобно Иоакиму и Анне, с одной стороны, иметь терпение, а с другой – нести молитвенный подвиг. И только тогда, когда мы смиримся, убедившись, что от нас почти ничего не зависит и помочь нам может только один Бог, когда мы возопим из самой глубины своего существа, тогда мы сможем принести духовный плод. Тогда с нами произойдет подобное тому, что произошло с праведными богоотцами.

Некоторые вероисповедания, например католичество и под его влиянием униатские деноминации, считают, что Божия Матерь не имела первородного греха, что Ее зачатие было непорочным. Это не так. Только Господь Иисус Христос был зачат непорочно. Зачатие Божией Матери произошло от мужчины и женщины, и потому оно не могло быть безгрешным. Первородный грех, унаследованный от наших прародителей Адама и Евы всеми их потомками, передался и Божией Матери. Когда некоторые вероисповедания пытаются восхвалить Божию Матерь, утверждая, что Она была зачата непорочно и от самого зачатия имела чистую природу, то этим они Ее не возвеличивают, а умаляют. Об этом говорит один выдающийся русский богослов. Ведь хотя Божия Матерь и имела первородный грех как наклонность ко греху, но Она ни разу этой наклонности не последовала, никогда не согрешила даже мыслью. Это говорит о Ее необыкновенной преданности воле Божией и необыкновенном понуждении Себя. Таким подвигом Она, насколько это возможно для человеческого естества, преодолела наклонность ко греху. Тем самым Она подготовила, предочистила Себя для того, чтобы Святой Дух сошел на Нее в день Благовещения и, очистив Ее совершенно, сверхъестественным образом соделал неподверженной власти греха и уже неспособной грешить. Таким образом, когда Православное Предание утверждает, что Божия Матерь, как и все люди, была подвержена власти первородного греха, то оно не умаляет Ее, но еще более возвеличивает, показывая Ее необыкновенную любовь к Богу и силу самопонуждения.

Мы прославляем многих разных знаменитых людей, многие народы гордятся своими великими полководцами, правителями, писателями, философами, которые иногда фактически являются даже преступниками. Обратимся, например, к истории русского народа. Вы помните из уроков истории, как возвеличиваются военные таланты князя Святослава, отца равноапостольного князя Владимира. А ведь он был язычником, довольно жестоким варваром, который сознательно отказался от Крещения: его мать, равноапостольная Ольга, уговаривала его принять Крещение, но он отказался. С небольшой дружиной Святослав ходил в грабительские военные походы. Воевал он и против православного христианского государства – Византии. Однако этот человек считается народным героем. И многие другие, даже и недостойные, личности прославляются лишь за то, что они как будто бы имеют значение для судьбы своего народа.

Насколько же больше мы должны прославлять Пресвятую Деву Богородицу? Того человека, через которого пришел в мир Сын Божий и совершилось спасение всего человеческого рода. Того единственного человека, которого, так сказать, ждало время и, если выразиться дерзновенно, без которого Господь не мог явиться в мир. Ибо не было подобного Ей, такого, кто был бы способен стать некоей лествицей, позволившей Богу спуститься на землю. И потому, сколько бы мы ни прославляли Божию Матерь, как бы ни были искусны в Ее воспевании, сколь бы много ни размышляли об этом, всего этого будет мало в сравнении с той славой, которой удостоил Ее Бог.

21 сентября 1998 года

.