Ново-Тихвинский женский монастырь: Слово в день памяти святого праведного Симеона Верхотурского. Ученик Спасителя



Ученик Спасителя

(Евангелие от Луки, 24 зачало, глава VI, стихи 17-23)

Сегодня, в день памяти святого праведного Симеона Верхотурского, мы слушали зачало из Евангелия от Луки, которое обычно читается именно в праздники преподобных угодников Божиих. Эти слова, не раз нами слышанные, многократно повторяемые, стали для нас привычными, отчего мы зачастую воспринимаем их не сердцем, а только внешне – слухом, рассудком. Но как раз в этом многократном повторении и заключается их великая сила. Господь наш Иисус Христос, «возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (ст. 20). Учениками, на которых Он возвел очи, были Его современники, по национальности в большинстве своем иудеи, придерживавшиеся определенных обычаев и имевшие свои представления о праведности. Именно к этим людям Он в первую очередь обращался. Но мы знаем верующим сердцем, что Господь наш Иисус Христос не только Человек, но и Сын Божий. Обратив человеческий взгляд на учеников, Он устремил Свой Божественный взор на всех Своих последователей, которые должны были услышать Его слова в грядущие столетия и даже тысячелетия. Взор Его был устремлен на тех угодников Божиих, которые подвизались в первом, и во втором, и в десятом столетиях, и в семнадцатом веке, когда жил святой праведный Симеон Верхотурский. Мы знаем из Церковной истории, из агиографической (житийной) литературы, что многие святые, прочитав Евангелие или услышав в церкви какое-либо Евангельское чтение, были поражены словами Господа нашего Иисуса Христа – слова эти совершали переворот в их душе. Так было, например, с преподобным Антонием Великим, который услышал в храме изречение «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21).

В тот раз оно оказалось для него не простыми словами, в нем звучал голос Божий. Поразившись изречением, преподобный Антоний все оставил и ушел в пустыню, став родоначальником отшельнического образа жизни. Можно привести многие другие примеры – даже из нашей собственной жизни, когда мы, читая Евангелие, вдруг бываем поражены давно знакомыми нам выражениями. Хорошо известные слова неожиданно приобретают новый оттенок, и нам кажется, будто они сказаны специально для нас. Это свидетельствует о том, что через человеческие слова на самом деле действует благодать Божия, на каком бы языке они ни звучали – на арамейском ли наречии, на котором говорил Спаситель, или на греческом языке, на котором было написано и распространилось Евангелие, или на понятных нам славянском и русском языках, на которые ради нас были переведены эти Божественные словеса.

Святой праведный Симеон Верхотурский последовал в первую очередь поучению Спасителя о том, что «блаженны нищие духом». Он действительно обнищал духовно, от всего отрекся ради Царства Божия, не имел пристрастия ни к чему земному, вплоть до того, что избегал не только человеческой славы, но даже и одобрения за обычные человеческие труды. Все мы ищем какого-то одобрения, находя в этом для себя утешение. Он же не имел утешения ни в чем. И это было не случайностью, но нарочито избранным образом жизни ради угождения Богу и исполнения Его заповеди. Праведный Симеон был нищ духом в полном смысле слова – не имел пристрастия ни к чему земному, о себе не составлял никакого мнения. Если нищий человек не владеет никаким имуществом, то нищий духом не имеет даже и пристрастия к чему-либо земному. Если у нищего человека нет никакого богатства, то нищий духом не имеет о себе никакого мнения, самого малого, почитая себя совершенно ничего не значащим. Он пребывает в блаженной простоте, как бы не умеет видеть своих достоинств. Конечно же, это великий подвиг, но здесь действует и благодать Божия. Совершить столь великую добродетель, как, впрочем и исполнить евангельские заповеди, невозможно, без помышления о том, ради чего совершается этот тяжкий подвиг. Легко рассуждать о нищете духовной, легко поучать на эту тему, но необыкновенно трудно исполнить слова Спасителя на деле.

В самом евангельском изречении есть указание на то, ради чего необходимо исполнить заповедь Господа: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие». Не ради человеческой славы, не ради земного счастья и покоя, но ради Царства Божия. Для нас эти слова Спасителя лишь достойное уважения изречение, они не действуют на наше сердце и стали привычными. Но если бы мы, братья и сестры, осознавали, что есть Царствие Божие, то, услышав эти слова, мы бы ужаснулись, опомнились и устрашились, может быть, даже заплакали и зарыдали. Теперь же они для нас мало что значат.

Представьте себе человека, живущего в глухой деревне и никогда не пробовавшего никаких изысканных блюд. Когда он очень хочет есть, то представляет в уме самую простую пищу – например хлеб с молоком, поскольку больше ничего не знает. Гурман же, пробовавший великое разнообразие блюд, понимает, что вкус человека может услаждаться почти безгранично. Так и в отношении Царствия Божия. Когда нам говорят о нем в каких-то простых словах, это вызывает у нас едва ли не скуку: «Что же делать в Царствии Божием? Благодать Божия будет на нас действовать, и все?» Рассуждения о рае кажутся нам однообразным, убогим детским рассказом о том, как люди наслаждаются тем, что живут безмятежно в хорошем климате и вкушают плоды райского сада. Мы думаем: «Неужели все это продлится бесконечно?» Думаем так потому, что подобны тому самому деревенскому человеку, который не знает никакой пищи, кроме самой грубой и простой. Мы не постигаем великого разнообразия в общении с Богом и того, что, общаясь с Ним, человек каждый раз утешается все новыми по разнообразию и силе действиями благодати, так что никогда не может окончательно этим удовлетвориться, успокоиться и сказать: «Все, достаточно». Даже в настоящее время для тех из нас грешных, которые сподобились вкусить благодать Божию, это разнообразие духовной жизни бывает столь великим, столь сладостным, что ради него люди оставляют мир, удаляются в непроходимые места или пещеры, чтобы никто не препятствовал их общению с Богом. Ради чего люди затворяются на многие десятки лет и живут, как, например, Киево-Печерские подвижники, в пещерах без дневного света, не видя лица человеческого? Неужели они столь безумны? Нет, они поступают так именно для того, чтобы вкушать бесконечно разнообразную духовную пищу, услаждаться общением с Богом.

Так было и со святым праведным Симеоном Верхотурским. Ради беспрепятственного служения Богу, он отказался от брака, всю жизнь проведя в одиночестве. Хотя он не был в монастыре, но жил как монах: ни о чем не заботился, полностью предавшись воле Божией. Питался от своих трудов: шил одежду и, как вы все знаете из его жития, по смирению желая избегать благодарности заказчиков, имел обычай немного не заканчивать свою работу, за что часто не получал вознаграждения вовсе. Праведный Симеон служил только Единому Богу и ради этого искал уединения. По преданию, он любил заниматься рыбной ловлей. Само это занятие весьма располагало его молитве и богомыслию. Он созерцал чистую, еще не оскверненную человеком, девственную природу, которая вся, как говорит Священное Писание, возвещает славу Божию: «Небеса поведают славу Божию, и творения руку Его возвещает твердь» (Пс. 18, 1). Находясь среди этой природы, уединяясь от людей – не избегая их, но внутренне уединяясь, никого не посвящая в тайники своей души, – пребывая в общении с Богом, храня разумное и незаметное молчание, он стяжал Царство Божие внутри себя. Свидетельством этого впоследствии стало совершенное нетление его мощей. Когда сами собой открылись мощи праведного Симеона, чудесным образом явившись на поверхности земли, то оказалось, что вся его плоть осталась нетронутой тлением. Эти места, как вы знаете, совсем к тому не располагают, поскольку почва здесь влажная, со многими источниками и подземными водами. Погребенная в ней человеческая плоть должна была быстро истлеть, но тело осталось совершенно нетленным спустя несколько десятков лет после погребения праведника.

По своей простоте и неосведомленности многие представляют нетление каким-то искусственным, извне дарованным Богом свойством. Но в действительности нетление есть признак того, что не только в сердце и душу человека, но и на саму его плоть излилась великая благодать Божия. Представим себе человеческое сердце в виде некоего сосуда: он может оказаться совсем пустым, а может быть и полным, если в человеке есть благодать Божия. Этот сосуд может так переполниться благодатью, что, изливаясь, она наполнит душу. Но бывает и столь великое излияние, столь обильное Божественное действие, что из души благодать распространяется по всему телу, и так что все его тело, каждый член и даже волосы, чуть ли не его одежда, освящаются действием Божественной благодати. Вот откуда происходит нетление. Об этом прекрасно рассуждает преподобный Силуан Афонский, память которого мы вчера праздновали. Он говорит, что человек, пребывающий в обилии благодати, может выдержать даже мучения. Именно такую благодать имели мученики, ибо не своей силой они терпели и выносили великие страдания, выпавшие на их долю. Потому нетление мощей свидетельствует о том, что святой праведный Симеон Верхотурский Царство Божие приобрел еще в этой жизни.

Спаситель также сказал: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Неопытные в духовной жизни люди видят в этом аллегорию и толкуют в том смысле, что от нас самих зависит приобретение Царства Божия. Такое мнение, может быть, отчасти и правильно. Но главный смысл этого изречения Спасителя в том, что Царство Божие действительно, в буквальном значении является в душе, сердце человека, во всем его существе. Когда оно открывается внутри человека, он становится сосудом Святого Духа. В той мере, в какой доступно живущему на земле человеку, этот подвижник предвкушает Царство Божие, которое во всей полноте откроется ему и в будущей жизни. Такой человек избегает мнимого житейского разнообразия ради, опять же, мнимого однообразия духовной жизни. Ведь все наше «разнообразие» на самом деле пустота, нелепость и суета. Оттого что нам уныло и скучно, мы изобретаем все новые и новые занятия, чтобы, подобно пьянице, забыться в суете, затмить свой разум и не помнить, как пусто и скверно у нас в душе. Само это разнообразие подтверждает то, что мы ничем не можем удовлетвориться. Но подвижник, стяжавший Царство Божие внутри себя, пренебрегает всем этим как ничего не значащим, как уже почти не существующим для него. Он ищет лишь «единого на потребу» (Лк. 10, 42), того, что единственно и нужно человеку. И в этом едином он находит настолько великое разнообразие духовных чувств, что даже и не думает, будто он от чего-то отрекся и сделал нечто значительное. Наоборот, такой человек считает себя мудрым и даже хитрым, всех обманувшим и приобретшим евангельскую жемчужину, которая стоит более всех земных сокровищ (см. Мф. 13, 45–46). Вот образ жизни святого праведного Симеона. Внешне он был таким, как все, хотя, как сейчас бы сказали, «со странностями»: когда шил одежду, не заканчивал работу, не получал плату, не имел своего жилища, не имел семьи. А ведь как человек владеющий ремеслом он мог бы жить лучше, чем многие его заказчики, на которых он работал. В деревнях те, кто имеет ремесло, живут более зажиточно, чем занимающиеся обычным крестьянским трудом. Кроме того, по преданию, праведный Симеон был из дворянского рода, но скрывал свое происхождение. Может быть, такое предание о нем сложилось потому, что он был чрезвычайно благороден нравом и для того времени достаточно образован. Единственное, ради чего он нарушал свое уединение, была беседа с людьми, желавшими услышать слово Божие, и в особенности с детьми. Может быть, эти неиспорченные дети были ему ближе и понятнее, чем их родители, увлекшиеся земным и забывшие о Царствии Божием, которого одного он только и искал.

Итак, вот в чем тайна святого праведного Симеона, вот чем объясняются и та благодать, и та слава, которых он сподобился после смерти. Он действительно был одним из тех учеников, к кому были обращены слова Господа нашего Иисуса Христа. Многие современники Спасителя не вняли этим словам, но праведный Симеон, живший более полутора тысяч лет после того, как они были сказаны человеческими устами Спасителя, услышал их из уст Божественных. Евангелие проникло в его сердце, и он устремился к исполнению евангельских заповедей, став великим угодником Божиим, великим покровителем уральских мест, и все мы взираем на него как на образец для подражания.

25 сентября 1999 года

.