Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Слово с амвона
Подвижный круг проповедей
Неподвижный круг проповедей
Рождество Пресвятой Богородицы
Память праведного Симеона Верхотурского
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Неделя по Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня
День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова
День памяти праведного Авраама праотца и племянника его Лота
Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных
Введение во храм Пресвятой Богородицы
День памяти Святителя Николая Чудотворца
Неделя Святых праотец
Неделя перед Рождеством, Святых отец
Рождество Христово
Неделя по Рождестве
Неделя перед Богоявлением
Обрезание Господне
Святое Богоявление
Неделя по Богоявлении
Сретение Господне
Обретение главы Иоанна Предтечи
День памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся
Благовещение Пресвятой Богородицы
Память Святителя Игнатия Брянчанинова
Рождество Иоанна Предтечи
День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
День памяти святых страстотерпцев
Память преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары
День памяти равноапостольного великого князя Владимира
День памяти прп. Серафима Саровского
День памяти пророка Илии
День памяти святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба
Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня
День памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца
Преображение Господне
Успение Пресвятой Богородицы
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Покров Пресвятой Богородицы
Беседы о духовной жизни
Публикации
Слова после постригов
Стихотворения
Теологические сонеты
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства



Побуждение к мужеству в повседневных духовных бранях

Сегодня мы празднуем память святых, которые очень почитаются в Русской Православной Церкви, хотя в богослужебном обиходе они и не отмечены никакой особой службой. Мы вспоминаем святых мучениц: отроковиц Веру, Надежду, Любовь и их мать Софию. Почему на Руси сложилась традиция особого почитания этих святых мучениц? Я думаю, что причина заключается в том необыкновенном подвиге мученичества, который они совершили в столь юном возрасте, когда человек, казалось бы, даже не способен вполне отвечать за себя, управлять собой и до конца осознавать, что он делает. Таким детям даже делалось снисхождение в отношении исповеди: в старину ребенку можно было не исповедоваться до десяти лет. Сейчас, в связи с тем что у нас существует традиция отдавать детей в школу с семи лет, мы, как правило, начинаем исповедовать детей с этого возраста или даже чуть раньше.

Представьте себе, дети, да притом девочки, совершили такой неимоверно тяжелый подвиг. Нужно понимать, что в жизни все происходит не так романтично и возвышенно, не так гладко и беспрепятственно, как нам представляется, когда мы читаем жития святых. Ведь в житиях не рассказывается о многих тысячах людей, которые под угрозами пыток или под пытками не выдержали и отреклись от Христа, хотя некоторые из них впоследствии каялись. Нам известно это не только из древней церковной истории, но и из недавней истории нашей страны. Во времена безбожной советской власти очень многие не вытерпели скорби гонений, и в сравнении с этим общим числом лишь малая часть людей остались мужественными до конца и во всем безупречными: не отреклись от Бога и не предали своих ближних на страдания и мучения. Конечно, так было и в древности, потому что люди всегда одни и те же. Но поскольку с того времени, как пострадали святые отроковицы (а это произошло в сто тридцать седьмом году), минуло почти тысяча девятьсот лет, то для нас их мученический подвиг как бы скрылся за дымкой времен, в глубине веков, и мы не осознаем, насколько он был тяжел и страшен.

Даже люди, вполне осознававшие, что такое вечная жизнь, имевшие глубокую веру и горячую ревность, подчас проявляли малодушие. Почему? Потому что человеческие силы ограниченны. Каким бы ни был человек, могучим или, как говорят, сильным духом, обладай он даже железной волей, но мера страданий может превзойти крепость самого выдающегося в этом отношении человека. И кто, подобно апостолу Петру, готов поднять меч на врагов христовых, тот, когда нужно проявить терпение, также подобно апостолу Петру, отрекается, как он трижды отрекся, совсем забыв о своем недавнем намерении пойти ради Господа в темницу или на смерть. И вдруг мы видим, что не просто женщины, даже не девушки, а отроковицы, которые, казалось бы, не могли иметь полного осознания и понимания того, на что они идут, совершили такой подвиг! Почему? Потому что сила Божия совершается в человеческой немощи, как Сам Господь наш Иисус Христос открыл это апостолу Павлу: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9). Когда человек осознает свою глубочайшую немощь и беспомощность, но в то же самое время имеет усердие к исполнению заповедей, тогда благодать Божия, вопреки всякой логике, даруется ему ради одного только его смирения и желания угодить Богу. Ради сочетания этих двух добродетелей человек сподобляется получить неизреченную помощь Божию, превосходящую человеческий разум. Мы видим это на примере мучениц Веры, Надежды и Любови.

Женский пол, как мы знаем, обладает меньшим мужеством по сравнению с мужским, но эти еще совсем незрелые, юные девицы, девочки, как мы сейчас говорим, смогли совершить великий подвиг, потому что в них действовала сила Христова. Если мы хотим яснее осознать и прочувствовать, что, собственно, совершили эти святые, если хотим понять, почему так почитает их народ, который сердцем своим, своим народным чутьем ощущает величие их подвига, посмотрим на детей, окружающих нас. Посмотрим на детей их возраста: Вере было двенадцать, Надежде – десять, Любови – девять лет. Не будем забывать и о подвиге их матери Софии, она также была сравнительно молодой: если старшей дочери было двенадцать, то ей – приблизительно тридцать или чуть больше. Она также совершила необыкновенно мужественный подвиг: укрепляла на мученичество своих дочерей, в которых лишалась надежды на земное счастье, и так страдала об их кончине, что от горя умерла на их телах. Посмотрим же на сегодняшних детей, на девочек возраста этих юных мучениц, посмотрим на молодых женщин возраста мученицы Софии. Если мы представим себе их в подобной ситуации, то сможем хоть несколько осознать, какова была сила их веры. Сможем понять, что именно неизъяснимая благодать Божия укрепила их на подвиг, не только превосходящий человеческие силы, но даже не вмещающийся в человеческий разум. Невозможно и представить себе, чтобы отроковица девяти лет вытерпела столь нечеловеческие страдания с таким благодушием, верой и твердостью!

Пример святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии должен укреплять нас в нашем повседневном подвиге. Нам нужно понимать, что если бы они в своей предыдущей мирной жизни не были благочестивыми христианками, то оказались бы неготовыми вытерпеть такие нечеловеческие страдания. Мы обычно оправдываем себя тем, что на нашу долю не выпало никаких особенных испытаний, и потому снисходим к себе, все себе позволяем – ведь тяжких грехов мы не совершаем, а в мелочах Господь простит нам наши прегрешения, Господь милостив. Чрезмерно уповая на милосердие Божие, мы на самом деле постоянно пребываем в нерадении, ничуть не понуждая себя к жизни по Евангелию. Мы так нерадивы, что не имеем сил понудить себя даже к чему-то малому. И потому, если мы вдруг подвергнемся действительно страшному искушению, каковое пришлось вытерпеть этим мученицам, то, безусловно, окажемся совершенно неготовыми. Доказательство этого мы имеем в недавней истории нашей страны. Именно такое положение дел было тогда, когда в России грянула революция, – многие как будто бы благочестивые люди оказались неготовыми к этим страшным испытаниям, потому что думали, что у них все хорошо. Они жили в христианской стране, в которой при всеобщем охлаждении веры, никто, тем не менее, не препятствовал человеку жить благочестиво, если он того желал. По сравнению с сегодняшней жизнью тогда и соблазнов, конечно, было гораздо меньше. Многие оказались неготовыми к этой общественной катастрофе: вчерашние прихожане вдруг стали гонителями Церкви, совершали нечеловеческие, дикие зверства по отношению к своим недавним пастырям и духовникам, по отношению к тем, кто пытался их защищать, пытался охранять церковное имущество от разграбления.

Вы знаете, что у нас на Урале был Григорианский раскол, учредителем которого был архиепископ Григорий, потом самочинно объявивший себя митрополитом. Когда только грянула революция, этот человек произносил пламенные речи о том, что Россия восходит на Голгофу, что православные должны проявить мужество и так далее. Но побывав в застенках ЧК, он вышел оттуда совсем другим человеком. Стал идти на компромиссы с властью, преследовать людей, преданных Святейшему Патриарху Тихону, а впоследствии его Местоблюстителю, Митрополиту Сергию – и таким образом явился врагом Церкви. Многие верующие люди, которые проявляли необыкновенные административные и организаторские способности в церковной жизни, как будто бы показывали ревность в заботе о процветании Церкви Божией, оказались неспособными выдержать испытания гонений от безбожной власти. Они предавали самих себя, предавали и своих близких. Мы же хотя и снисходим к ним и не осуждаем, потому что, как правило, все это происходило под пытками, однако же извлекаем для себя урок. Если мы не будем подвизаться, то не будем в состоянии выдержать ни одного испытания. Если мы будем примиряться со всяким, как выразился Ф. М. Достоевский, «мелким бесом», думая, что мы должны готовить себя только на великие дела, то не будем готовы вообще ни к каким искушениям.

Мы можем увидеть это на примере своей собственной жизни. Когда у нас все хорошо и спокойно, то мы ведем себя кротко, но, как только произойдет что-то, выходящее из ряда обычных событий, какая-то неожиданная неприятность, мы забываем даже вспомнить о добродетели кротости, всякое знание о ней как бы исчезает из нашего ума и на нас находит, как выразились святые отцы, самая злейшая из страстей – забвение. Можно привести примеры подобного действия любых наших страстей, которые вытесняют из нашего ума даже память о добродетели. Поэтому, взирая на пример святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, проявим твердость и мужество в своих повседневных мелких и ничтожных, как нам кажется, бранях. Проявим усердие и ревность в нашей обычной жизни. И тогда Господь пошлет нам Свою благодать, чтобы мы смогли беспрепятственно совершить свой христианский подвиг. Даже если жизнь наша будет совершенно благополучной, легкой и беспечальной, каждого из нас ждет испытание при отшествии из этой жизни и после смерти. Это столь важное, столь ответственное, серьезное и страшное испытание бывает неожиданным как раз для тех, кому кажется, что у него все хорошо. И потому будем вести брань без всякого снисхождения к себе, чтобы подготовиться к встрече с этой неминуемой для всех нас скорбью.

30 сентября 2003 года

.



Calendar
  Май 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса


перейти к разделу
Самая красивая в мире музыка


Свет монахов суть ангелы, монахи же свет для всех человеков; и поэтому да подвизаются они быть благим примером во всем, "никому ни в чем не полагая претыкания" (2 Кор. 6, 3), ни делом, ни словом.
прп. Иоанн Лествичник







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb