|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Неделя перед Рождеством, Святых отец
Евангельское чтение
(Евангелие от Матфея, 1 зачало, глава I, стихи 1-25)
Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наасона; Наасон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон четырнадцать родов. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
Что значит принимать Евангелие живо и самоотверженно или же не принимать его? Когда мы читаем в Евангелии о заповедях, например «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5, 22), мы можем просто пробежать это место глазами, не обратив на него внимания. Но можно прочитать его и задуматься, исполняем ли мы эту заповедь, не гневаемся ли на своих братьев напрасно. Почему мы не хотим принять слова Евангелия как жизненное руководство, подобно тому как мы принимаем самые простые вещи – например, что шнурки нужно завязывать определенным образом, чтобы туфли не спадали? Извините за такое сравнение. Если мы не застегнем пуговицы на пальто, то будем выглядеть некрасиво или замерзнем. В этих случаях мы не задумываемся над тем, почему нужно делать именно так, а не иначе. Когда же дело касается нравственности, простых по форме и потому понятных евангельских заповедей, мы начинаем мудрить, изворачиваться и не хотим применять их к себе. Это служит обличением нашего лукавства и означает, что мы не принимаем Евангелие с детской простотой. Когда же мы хотим исполнить какую-либо евангельскую заповедь, например о том, чтобы не гневаться или не смотреть с вожделением, и чувствуем, что это нам не по силам и мы увлекаемся греховными привычками и против воли преступаем заповедь, здесь на помощь нам приходят молитва и покаяние. Если даже мы и погрешили, то тут же должны искренне покаяться. Если же мы не будем с детской простотой и непосредственностью применять к себе Евангелие, то мы и не почувствуем, что нам вообще нужно в чем-либо каяться, и будем считать себя в общем-то неплохими людьми. Вот что значит принимать Евангелие просто и, наоборот, совсем не принимать его.
Вся проповедь
Нет ничтожных людей и нет ничтожных событий. Я не говорю о величии человека и не призываю вас к гордости. Речь идет о значении внутренней жизни, о значении собственной праведности, собственного трезвения каждого человека по отношению к спасению не только его самого, но и многих окружающих его людей. Проводя незаметную жизнь, подобную жизни Иосифа Обручника, живя праведно, не совершая никаких выдающихся внешних поступков, а заботясь лишь о собственной внутренней чистоте, мы становимся способными создать вокруг себя такую атмосферу, которая поможет многим и многим людям опомниться, оглянуться на себя и прийти к покаянию. Итак, личная праведность и личный подвиг человека имеют великое значение. И совершенно не правы те, кто говорит о неких исторических процессах, ищет какие-то глобальные объяснения тому, что происходит с человечеством, утверждает, будто что-то неумолимое и от нас не зависящее владеет нами и мы, подобно неким песчинкам или капелькам, движемся в потоке и ничего не можем изменить. Это, конечно, не так. Ведь и праведный Авраам, и царь Давид, и Иосиф, в свое время будучи людьми обыкновенными, благодаря своей праведности изменили жизнь мира и стали великими.
Вся проповедь
Человек знает опытно, что за осуждение благодать Божественная его покинет. Он знает, какими трудами, какими усилиями стяжевается близость к Богу. И поэтому он не будет рисковать, чтобы через осуждение так легко не потерять это трудное приобретение. Он знает, что если благодать Божия оставит его, то он в мгновение ока превратится в такого же грешника, как и тот, кого он осуждал. Это знание приобретается духовным опытом. Кто этого знания не имеет, тот живет только внешней жизнью, приобрел праведность только видимую, а не внутреннюю. Признаком внутренней праведности является совершенное неосуждение, прощение, снисхождение к людям, совершившим даже самые, как нам кажется, отвратительные грехи. Кроме того, часто в жизни случается нечто подобное тому, что произошло с Иосифом Обручником. Мы осуждаем человека за явный, как нам кажется, грех, а потом оказывается, что этот человек совершенно ни в чем не согрешил, что он свят. Иосиф, хотя и не посмел осудить Деву, но думал, что грех совершен. А потом обнаружилось, что Дева Мария ни в чем не повинна. Тогда он вынужден был признать, вопреки здравому смыслу, что на самом деле греха не было. Так и мы, как будто бы видя ясно, что человек виноват, можем ошибиться. И если мы будем вести себя так, как Иосиф, и не осудим человека, будем снисходить к нему, тогда мы никогда не окажемся в страшном и дурном положении людей, осудивших праведника. Поэтому будем осторожны: мы не знаем, что на самом деле происходит с людьми. Это тайна. Почему на самом деле человек так поступил? Есть ли в этом грех или нет? В какой степени он виноват? Все это знает только всеведущий Промысел Божий. Мы же, не зная всех обстоятельств, не имеем права выносить о людях никакого суждения. Вот, братья и сестры, пример истинной праведности, к которой мы все должны стремиться. По выражению преподобного Серафима Саровского, нужно не только почитать праведников, но и подражать им. Из сегодняшнего Евангельского чтения извлечем урок: праведность состоит не в том, чтобы отличаться от всех внешним поведением, а в том, чтобы никого никогда не судить и ко всем снисходить.
Вся проповедь
|