Ново-Тихвинский женский монастырь: О твердом произволении святых угодников



О твердом произволении святых угодников

(Евангелие от Луки, 24 зачало, глава VI, стихи 17-23)

Сегодня мы празднуем память Святителя Николая Мирликийского – архиерея, который жил в конце III – начале IV столетия и, по преданию, участвовал в I Вселенском Соборе. Сейчас мы смотрим на то время как на золотой век богословия и монашества, когда благодаря жизни и подвигам святого Антония Великого, который прославился сначала в Египте, а затем и по всей вселенной, – распространилось учение о православном подвижничестве. Тогда же в Греции, Малой Азии и вообще во всей Римской империи становится известным учение великих богословов четвертого столетия: Афанасия Великого и трех великих каппадокийцев – Василия Великого, его брата Григория Нисского и Григория Богослова. В то время было и много других выдающихся ученых, защитников Православия, знаменитых подвижников благочестия. Однако мы оцениваем эту эпоху, так сказать, уже задним числом. Это время не было столь радужным, как кажется нам сейчас, потому что подвиги угодников Божиих III–IV вв., подъятые ими ради собственного спасения и духовного совершенства и ради защиты Православия, которое является истинным богословствованием, – были совершены ими по необходимости.

Когда первохристианская ревность уже охладела, то истинные ревнители Православия стали удаляться из городов и теплохладного христианского общества в пустыни и непроходимые места – и там, не развлекаемые общением с людьми, не имевшими истинной евангельской ревности, подвизались о своем спасении. Также и святые отцы, учители Церкви, выступали на поприще защиты православных истин по необходимости – не оттого, что желали показать свои знания и мудрость, но оттого, что еретики вооружались на Православное Предание, искажали его основы, колебали его. Из Священного Писания, исторических преданий мы знаем, что в первом столетии христианства, в век апостольский, было множество людей, имевших благодатные дарования. Первые христиане обращались к Господу со столь пламенной ревностью, что сподоблялись обильного действия благодати, которая часто сходила на них в той же мере, как на святых апостолов. Первые христиане говорили на человеческих и Ангельских языках, получали дар чудотворений. Они твердо хранили веру и готовы были за ее исповедание с радостью пойти на смерть. Но постепенно, как это часто бывает в нашем лукавом человеческом роде, эта пламенная вера стала охладевать и наконец уже теплилась только в отдельных людях. И как раз во время всеобщего охлаждения и явился такой подвижник благочестия и праведник, каким был Святитель Николай Мирликийский, Чудотворец.

Сейчас, вспоминая его житие, например особенные знамения, бывшие при его Крещении, мы говорим, что он был избранником Божиим. Я не буду подробно пересказывать житие Святителя Николая, поскольку оно общеизвестно. К тому же об этом мы рассуждаем задним числом, когда все уже совершилось. Знамения, являемые на угодниках Божиих в их младенчестве и отрочестве, еще не делают их святыми поневоле, но только предсказывают их будущее произволение и подвиги. Может быть, знамения эти совершаются в утешение родителям, которые не смогут увидеть будущее благочестие своего чада, может быть, еще для какой-либо иной цели, – но такие предсказания не являются предопределением. Нет, угодники Божии подвизаются по собственному произволению.

В те времена, когда наступает всеобщее охлаждение и безразличие, как, например, было после того, как император Константин Великий прекратил гонения на Церковь и многие люди, видя, что государственная власть покровительствует христианству, стали приходить в Церковь из расчета, ради карьеры и каких-то земных выгод, – тогда особенно, может быть, даже больше, чем в дни гонений, ценится христианская ревность, которую проявил и Святитель Николай. Он не извинял себя так, как это делаем мы, ссылаясь на то, что время для духовной жизни сейчас неблагоприятное, нет истинных учителей, некому подражать, не найти больше таких угодников Божиих, какими были святые апостолы или преподобные подвижники, скажем, девятнадцатого века. Таким образом мы оправдываем себя и находим различные извинения, для того чтобы пребывать в нерадении и не понуждать себя возлюбить Господа всею крепостию своею, как требует от нас Евангелие (см. Мк. 12, 30). И не будет никаких угодников Божиих и никаких подвижников, потому что те, кто должны были бы ими стать, оправдывают себя обстоятельствами, будто бы неблагоприятными для спасения, угождения Богу, жизни по Евангелию.

Однако есть люди бескомпромиссные, которые не взирают ни на какие внешние препятствия и обстоятельства, будто бы совершенно лишающие нас возможности достигнуть духовного совершенства. Таких людей не смущает и пророчество о том, что в последние времена во многих охладеет любовь, – в них она не охладевает. Они всеми силами подвизаются в исполнении Евангелия, не думая, конечно, приобрести этим какие-то сверхъестественные дарования, потому что истинным духовным дарованием является помощь Божия для исполнения евангельских заповедей и жизни по Евангелию.

Примером такого поведения для нас должен стать Святитель Николай Мирликийский, Чудотворец, который в дни охлаждения и оскудения той ревности, что была в веке апостольском, подвизался в исполнении Евангелия так бескомпромиссно, что достиг сначала глубокого смирения, а потом приобрел и величайший дар, свидетельствующий об угождении Богу, – дар чудотворения. Слава его настолько велика, что, как сказано в только что прочитанной нами молитве, в России он считается вторым нашим заступником после Божией Матери. Хотя, по логике вещей, было много угодников более высокой жизни: апостолы, которые, наверное, творили не меньшие чудеса, Иоанн Креститель и другие, – но народное почитание Святителя Николая столь велико, что по традиции его ставят вторым после Божией Матери. О чем это говорит? Будучи как будто бы обыкновенным человеком, простым христианином, не избранным для особенного служения так, как, например, были избраны апостолы, он своим подвигом – скорее даже не телесным, а духовным, заключавшимся в точном следовании заповедям Божиим, – приобрел ту же благодать, какую имели святые апостолы и другие известные всему миру избранники Божии. Потому и мы не должны себя извинять тем, что мы – люди обыкновенные. Конечно же, не нужно мечтать о каких-то высоких дарованиях, чтобы не впасть в высокоумие, – мы трудимся для того, чтобы приобрести дарование высочайшее и необходимейшее для нашего спасения – жизнь по Евангелию. Исполнять Евангелие необходимо всякому христианину, для каждого из нас это является долгом, а не чем-то желательным и возможным. А наградит ли нас Господь каким-либо дарованием за труды – это уже не так важно.

Если же мы не исполняем Евангелие, тогда мы действительно вынуждены искать себе серьезное оправдание – не перед людьми, а перед Богом. Нам действительно придется оправдываться, почему мы не исполнили малейшую даже заповедь. Как сказал Спаситель, «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). Быть малейшим в Царствии Небесном не значит пребывать в нем – надо думать, что такой человек и не попадет туда. Как же тяжело будет тогда изобрести оправдание своему нерадению! Поэтому понудим себя изо всех сил подражать угодникам Божиим, будем стараться, подобно Святителю Николаю Мирликийскому, Чудотворцу, служить Господу Богу, не ставя себя в зависимость от всеобщего мнения и расположения. Хотя и трудно идти против течения, с помощью Божией это возможно – во все времена, даже в самые неблагоприятные, несмотря на царившее нерадение и пустоту, всегда находились люди, которые угождали Богу, сподоблялись благодатных дарований и достигали высшего христианского совершенства.

22 мая 2000 года

.