Ново-Тихвинский женский монастырь: Нет ничтожных людей, нет ничтожных событий



Нет ничтожных людей, нет ничтожных событий

(Евангелие от Матфея, 1 зачало, глава I, стихи 1-25)

Сегодня мы совершаем память святых отцов, предков Спасителя по плоти. И начинается сегодняшнее евангельское чтение такими словами: «Книга о рождении Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1, 1).

Давид жил спустя многие поколения после Авраама и был вторым Израильским царем, а Авраам жил в то время, когда и самого народа израильского не существовало, ибо израильтяне, как всем известно, произошли от праведного Авраама. Тем не менее, евангелист Матфей начинает повествование о рождении и родословии Господа Иисуса Христа именно с этих двух праведников: «Книга рождения Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова».

Если мы вспомним библейское повествование о событиях из жизни этих двух великих угодников Божиих, то при всем внешнем различии найдем в них много общего. И не нужно думать, что имена этих святых вынесены в самое начало родословия Господа Иисуса Христа только потому, что это были наиболее примечательные люди. Если Давид действительно был знаменитым царем, который прославился не только своей святостью и преданностью воле Божией, но и земными делами, прежде всего воинскими подвигами, то про Авраама ничего такого сказать нельзя. Он был человеком, который как странник жил в чужой земле. Иногда от страха он даже вынужден был скрывать, что Сарра является его женой, чтобы люди, видя ее красоту, из зависти не убили его. Евангельское повествование начинается с прославления имен этих двух угодников Божиих не только по причине их знаменитости, не по причине того, что Авраам – родоначальник еврейского народа, а Давид – один из знаменитейших царей и основатель династии, из которой произошел по плоти Господь наш Иисус Христос. О них здесь говорится главным образом потому, что они были людьми, обладавшими высочайшими добродетелями. Они и стали знаменитыми и прославленными именно благодаря своим добродетелям, прежде всего – необыкновенной, непостижимой для нас вере и терпению. Праведный Авраам по повелению Божию ушел в землю Обетованную. Но Обетованной она сделалась лишь для его потомков. Для него же это была чужбина, где он странствовал, где жил в страхе. Постоянно боясь за свою жизнь, он жил среди людей, для которых нравственные принципы не имели почти никакого значения. Люди эти погружены были в глубочайшее язычество и заблуждение, они приносили людей в жертву своим мнимым богам. Гостеприимство считалось среди них чем-то невероятным и невозможным. Странника, нуждавшегося в помощи, каждый мог обидеть, унизить самым страшным образом или даже убить. И Авраам, значительную часть своей жизни находившийся в такой опасности, все же уповал на Бога, молился Ему и знал, что обетование Божие обязательно на нем исполнится. В столетнем возрасте он родил сына Исаака. И, когда Господь потребовал от него принести в жертву этого долгожданного, любимого, единственного законного сына, от которого притом, согласно обетованию, должен был по плоти произойти Мессия, Авраам не поколебался и исполнил повеление. Ведь хотя Господь и удержал его руку, но в намерении своем он все уже совершил. Вдруг он увидел запутавшегося рогами среди ветвей овна, который и был принесен в жертву вместо Исаака. Господь Иисус Христос тем самым прообразовал Свое жертвоприношение, показал то, что он отдаст Себя в жертву вместо всякого человека.

Но и царь Давид не уступал в уповании и надежде на Бога своему прародителю праведному Аврааму. Он был гоним царем Саулом и даже у себя на родине среди соплеменников, составлявших тогда единую истинную Церковь, не находил безопасного места, где мог бы сохранить свою жизнь, так что вынужден был бежать и скрываться среди врагов Божиих. Но он не соблазнился, не стал роптать на Бога, не возмутился тем, что его гонит (как это ни странно звучит) Церковь Божия. А ведь подобные обстоятельства – великий соблазн для всякого истинно верующего человека. Но царь Давид не поддался этому соблазну, преодолел его и вышел победителем из столь страшной духовной брани. Он уповал на Бога. Знал, что обещанное царство все же будет ему дано. И добился он царства не силой оружия.

Хотя он неоднократно имел возможность убить врага своего Саула, но не дерзал поднять руки на помазанника Божия. И только тогда, когда Сам Господь предал ему в руки Израильское царство, после гибели Саула в битве с иноплеменниками-язычниками, он дерзнул воспринять на себя иго самодержавного управления израильским народом.

Вот почему прежде всего эти два человека – Авраам и Давид – явились духовными прародителями Господа нашего Иисуса Христа. Наш Спаситель произошел по плоти от Авраама через Давида ради их личного достоинства. И пусть никто по своей ложной мудрости не умаляет значения того или иного человека и его личного подвига, его личных качеств и добродетелей. Потому что благодаря великим людям, благодаря их великим добродетелям, происходят значительные события и положительные изменения в истории человечества. Напротив, из-за преступлений некоторых прославившихся злодеев течение человеческой жизни меняется в худшую сторону.

Но и последний по плоти прародитель Господа нашего Иисуса Христа также был велик своей праведностью. Я говорю об Иосифе Обручнике. Конечно, в точном смысле слова он не являлся родителем Господа, так как Господь был зачат во чреве Девы Марии чудесным образом, но духовно он также является предком Спасителя и ближайшим к Нему праведником. Ибо и он обнаружил необыкновенную веру, великое смирение и великую праведность, когда Духом Святым совершилось чудо зачатия Господа Иисуса Христа от Девы Марии. Вот как Евангелие повествует об этом: «Рождение же Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1, 18–19). Посмотрите: Иосиф не желал Ее обесславить. Хотя по закону он должен был дать Ей разводное письмо, указав в нем причину развода, однако он предпочел сам потерпеть некоторое бесславие и позор, чем досадить какому-либо человеку, пусть даже, как ему казалось, виновному. И он решил тайно отпустить Деву Марию. Таким образом, Иосиф показал себя чуждым всякого осуждения и презрения к ближним даже в таком случае, когда, казалось бы, преступление было весьма страшное. Это говорит о великой душевной чистоте и смирении праведного Иосифа. «Но когда помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; и родит Она Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 20–21). Обратите внимание: Ангел называет Иосифа сыном Давидовым. И это несмотря на то, что множество поколений сменилось со времени жизни далекого предка, основателя царской династии, славного царя Давида, до появления обыкновенного, никому не известного плотника. Однако же плотника этого Ангел назвал сыном Давидовым, то есть самым законным и достойным потомком великого царя и праведника. И Иосиф не усомнился в откровении Ангела. Он вспомнил, что сказали пророки: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1, 22–23).

«Пробудившись от сна, Иосиф поступил, как велел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, доколе не родила Она Сына, и он нарек имя Ему: Иисус» (см. Мф. 1, 24–25). Праведность Иосифа состояла в смирении, вере, преданности воле Божией. Он показал себя действительно достойным потомком и царя Давида, и родоначальника израильского народа праведного праотца Авраама. И поэтому в духовном смысле он также по праву может называться отцом (сегодня мы и совершаем память святых отцов) или предком Господа нашего Иисуса Христа.

И Давид, и Авраам, и те, кто стал знаменит лишь впоследствии, а при жизни был гоним и безвестен, подобно Иосифу, который прославился только после апостольской проповеди о Господе Иисусе Христе по всему миру, а при жизни был человеком весьма скромным, никому не известным, хотя и царского рода, – все эти люди своей личной праведностью и личным подвигом показали, что своей добродетелью каждый человек может кардинальным образом изменить не только собственную жизнь, но и жизнь целого народа и вообще всего человечества. Лишь сейчас мы взираем на этих людей как на великих и прославляем их. Но посмотрим, как воспринимали их современники. Я уже говорил, что Авраам был презренным странником среди совершенно чужих ему людей и не имел ни клочка земли. Даже для того, чтобы похоронить свою супругу, он вынужден был купить землю. Давида же преследовали как изменника. Ему пришлось бежать и служить язычнику – царю, враждовавшему с Израилем. Хотя Давид оставался преданным народу израильскому и продолжал бороться с врагами Божиими, его, однако, все считали изменником, бунтовщиком. А Иосиф был известен всем как обыкновенный плотник, и лишь немногие первосвященники и знатные люди знали, что он царского происхождения. Но он никогда не дерзал претендовать на царский престол, который по закону мог бы ему принадлежать. Мы не видим борьбы или проявлений неудовольствия со стороны Иосифа и его близких из-за того, что узурпатор Ирод захватил престол царя Давида. Именно эти люди, при жизни презираемые или гонимые, своей святостью изменили судьбу мира.

И потому пусть никто не думает, что от его личного поведения и внутренней жизни (как будто бы никому не известной) ничего не изменяется и что безразлично, грешит ли он или ведет себя праведно, помышляет о чем-либо злом или думает о добром и богоугодном. Потому что даже мысль человека, казалось бы, совсем не заметная и не имеющая никакого значения, на самом деле может многое перевернуть в его жизни и повлиять на жизнь тех людей, которые его окружают. Посмотрите, Иосиф, принявший сначала неправильную мысль, разве не был потом вразумлен и не стал думать правильно? Не будем же себя оправдывать тем, будто тот или иной поступок, даже то или иное движение нашей души или помысел не имеет никакого значения. Не будем считать себя такими заурядными людьми, от поведения которых – доброго или злого – ничего не меняется. Каждый злой поступок, каждая злая мысль влияет на окружающих и сокращает жизнь мира. Совершаемое же нами добро, напротив, ее продлевает и, таким образом, дает возможность иным людям увеличить время покаяния, а иным – приступить к покаянию и исправить свою жизнь.

Нет ничтожных людей и нет ничтожных событий. Я не говорю о величии человека и не призываю вас к гордости. Речь идет о значении внутренней жизни, о значении собственной праведности, собственного трезвения каждого человека по отношению к спасению не только его самого, но и многих окружающих его людей. Проводя незаметную жизнь, подобную жизни Иосифа Обручника, живя праведно, не совершая никаких выдающихся внешних поступков, а заботясь лишь о собственной внутренней чистоте, мы становимся способными создать вокруг себя такую атмосферу, которая поможет многим и многим людям опомниться, оглянуться на себя и прийти к покаянию. Итак, личная праведность и личный подвиг человека имеют великое значение. И совершенно не правы те, кто говорит о неких исторических процессах, ищет какие-то глобальные объяснения тому, что происходит с человечеством, утверждает, будто что-то неумолимое и от нас не зависящее владеет нами и мы, подобно неким песчинкам или капелькам, движемся в потоке и ничего не можем изменить. Это, конечно, не так. Ведь и праведный Авраам, и царь Давид, и Иосиф, в свое время будучи людьми обыкновенными, благодаря своей праведности изменили жизнь мира и стали великими.

6 января 2000 года

.