Ново-Тихвинский женский монастырь: О значении Боговоплощения



О значении Боговоплощения

(Евангелие от Матфея, 3 зачало, глава II, стихи 1-12)

Поздравляю всех с радостным праздником Рождества по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Хочу сказать несколько слов о догматическом, или, иначе, вероучительном смысле события, которое мы сегодня вспоминаем. Мы вспоминаем Явление в мире Сына Божия – великое, неповторимое событие, изменившее ход жизни всего человечества и затрагивающее каждого человека (конечно, если он верует и желает приобщиться к этому Божественному событию). Сегодня мы собрались в храме и молились, слушая праздничные песнопения и молитвословия, и даже если мы поняли и усвоили не все (из-за нашей ли невнимательности или по другой причине, например, из-за невнятности чтения), а только некоторую часть слышанного, то уже должны были проникнуться таинственностью и значимостью этого великого события.

Что обозначают слова «Господь Иисус Христос»? Многие верующие читают Иисусову молитву и повторяют эти слова в течение дня многократно. Господь – одно из имен Божиих, переведенное на русский язык. Точный перевод этого еврейского слова, содержащегося в оригинале Ветхого Завета, звучал бы так: «Господь мой». Иисус – это человеческое имя, которое носил не только Иисус Христос, но и праведники, известные своей святостью и упоминаемые в Священном Писании, например Иисус Навин и автор одной из библейских книг (Премудрости Иисуса, сына Сирахова), а может быть, и другие обыкновенные люди. В нем также сокрыта великая истина нашего спасения: в переводе с еврейского это имя буквально обозначает «Господь – спасение». И наконец третье слово, может быть, самое главное, ключевое в понимании того, о чем мы сегодня молитвенно размышляем и что молитвенно переживаем, – Христос, которое в точности значит «помазанник». Иудеи называли так пророков, первосвященников, царей (в израильском народе царская власть появилась со времен Саула). По отношению к Спасителю слово «Христос» приобретает особенное, более глубокое значение. Иисус был помазан благодатью Божией. Обычно (и так бывает до сих пор) люди помазывались благодатью Божией при излиянии на них благовонного мира как символа действия благодати. Человечество же Спасителя было помазано на вечное царство Его Собственным Божеством, второй Ипостасью Пресвятой Троицы, соединившейся с человеческим естеством неслитно и одновременно нераздельно, чудесным, сверхъестественным, непостижимым для нас образом. Это кажется невозможным, но «невозможное у людей возможно у Бога» (см. Лк. 18, 27). Мы исповедуем, что подобного до сих пор никогда не было и не будет, изумляемся этому событию более, чем даже неверующие люди, но принимаем истину Боговоплощения всем сердцем. Вторая Ипостась Пресвятой Троицы в Свое Божественное естество восприняла естество человеческое. Отныне Сын Божий, кроме того, что Он превечно был Богом, стал еще и Человеком – «непреложно вочеловечился», восприняв Свое человеческое естество от Девы Марии. Православные богословы, святые отцы, говорят, что человеческое естество в Иисусе Христе воипостазировалось, то есть как бы включилось в Божественную ипостась Сына Божия. Не имея собственной ипостаси, или – как бы мы выразились не совсем, может быть, точно в догматическом отношении, но более привычно и понятно для нас – собственной личности, оно получило личность от превечного Слова Божия, от превечного Сына Божия и Бога. И поэтому Господь Иисус Христос обладал чистой, непадшей человеческой природой, так же как и первый человек Адам – до грехопадения. Адам некогда был единственным человеком, и в нем, можно сказать, заключалась вся человеческая природа, поэтому, когда он пал, то через него и в нем пало все человечество, то есть все мы – его потомки. Господь Иисус Христос воспринял на Себя человеческую природу, не имеющую своей отдельной ипостаси, или личности, поэтому была искуплена вся человеческая природа. Таким образом, жизненный путь Господа Иисуса Христа, в особенности Его крестный подвиг, страдания, смерть и Воскресение распространяются на тех, кто, имея ту же самую человеческую природу, но испорченную грехопадением, приобщается к природе, искупленной Спасителем, и верою приобщается к ней, верой не только теоретической, умственной, пусть даже искренней, но и действенной. Действенность веры более всего выражается в Таинствах, где мы непостижимым для человеческого ума (о чем свидетельствует и само слово «Таинство»), но самым реальным, действительным образом соединяемся с Господом Иисусом Христом, через Его человеческую природу воспринимая в себя Его Божественную славу, Божественное действие. Так происходит освящение всех нас – грешных, немощных и, откровенно сказать, совершенно ничтожных и никчемных людей, однако же становящихся великими постольку, поскольку в нас действует слава великого Бога и Спасителя Иисуса Христа, как сказано в богослужении.

Таким таинственным образом совершается спасение человеческого рода. Участие в Таинствах – это самое великое доброе дело, в котором проявляется настоящая, искренняя вера человека, и которое выше самых обширных дел милосердия и сострадания к людям. Без этого дела человек, даже искренне верующий, не может наследовать вечную жизнь, ибо наследует ее человек только потому, что приобщается к Божественному естеству. Спасение он приобретает не своими силами, а сверх своих естественных возможностей.

Таинство нашего спасения совершилось в древнейшие времена, две тысячи лет назад. Однако тех из нас, кто имеет настоящую, живую веру (которая, по сути, является опытным знанием, сопереживанием того, что когда-то произошло), непостижимое великое событие Рождества Христова является столь же действительным и реальным, каким оно было для его непосредственных участников и свидетелей. И потому, вспоминая его сегодня, мы чувствуем себя так, как будто сами жили в то время и видели все это собственными глазами.

В самых кратких, общих чертах я описал значение Рождества Христова для всех нас. Но каждый человек является особенным существом – неповторимым образом и подобием Божиим. И потому каждый из нас так же лично и неповторимо переживает это событие, которое становится для него, может быть, более важным, чем самые радостные или, наоборот, скорбные минуты его жизни. Так действует истинная вера и благодать Божия в душе каждого искреннего христианина. Само именование «христианин», полученное от имени Господа Иисуса Христа, показывает, что мы произошли от Него. Люди разных национальностей и разных культур, живущие в разные времена и в разных местах, являются чадами Христа и должны носить это звание христианина с честью, достоинством, осознанием того, к чему мы приобщились и кем должны быть в этом мире.

7 января 2002 года

.