Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Слово с амвона
Подвижный круг проповедей
Неподвижный круг проповедей
Рождество Пресвятой Богородицы
Память праведного Симеона Верхотурского
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Неделя по Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня
День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова
День памяти праведного Авраама праотца и племянника его Лота
Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных
Введение во храм Пресвятой Богородицы
День памяти Святителя Николая Чудотворца
Неделя Святых праотец
Неделя перед Рождеством, Святых отец
Рождество Христово
Неделя по Рождестве
Неделя перед Богоявлением
Обрезание Господне
Святое Богоявление
Неделя по Богоявлении
Сретение Господне
Обретение главы Иоанна Предтечи
День памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся
Благовещение Пресвятой Богородицы
Память Святителя Игнатия Брянчанинова
Рождество Иоанна Предтечи
День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
День памяти святых страстотерпцев
Память преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары
День памяти равноапостольного великого князя Владимира
День памяти прп. Серафима Саровского
День памяти пророка Илии
День памяти святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба
Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня
День памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца
Преображение Господне
Успение Пресвятой Богородицы
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Покров Пресвятой Богородицы
Беседы о духовной жизни
Публикации
Слова после постригов
Стихотворения
Теологические сонеты
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства



О поклонении волхвов

(Евангелие от Матфея, 3 зачало, глава II, стихи 1-12)

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни Ирода царя, вот, волхвы с востока прибыли в Иерусалим и сказали: где родившийся Царь Иудейский?» (ст. 1–2). Волхвы – это мудрецы или, может быть, даже чародеи. В богослужебных текстах они называются царями, поэтому можно предположить, что они были царского происхождения. Эти люди знали пророчество о рождении в израильском народе Мессии. Может быть, это было пророчество древнего Валаама, а может быть, пророка Даниила, поставленного начальником над всеми мудрецами халдейскими. Волхвы ожидали, что с рождением Царя, Который должен избавить человеческий род от страданий и открыть вечное царство в мире, загорится звезда. Конечно же, это ошибочное мнение, но Господь, зная искреннее стремление волхвов к познанию истины, воспользовался их заблуждением и привел их к новорожденному Богомладенцу Христу.

«Ибо мы видели восход Его звезды и пришли поклониться Ему. Услышав это, царь Ирод смутился, и весь Иерусалим с ним» (ст. 2–3). Казалось бы, царю Ироду и жителям Иерусалима следовало обрадоваться рождению Избавителя иудейского народа, но совесть их обличала в том, что они живут неправедно, против закона Божия. Ирод боялся лишиться своего царства, а народ понимал, что его такая приземленно-радостная, беспечальная жизнь должна окончиться и смениться покаянием, и потому все смутились: и царь, и простой народ.

«И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где родится Христос? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше правителей Иудиных; ибо из тебя выйдет Вождь, Который будет пасти народ Мой, Израиля» (ст. 4–6). Смотрите, что удивительно: книжникам было известно, где должен родиться Мессия, Вождь израильского народа, но при этом они проявляли совершенное безразличие. Они как будто бы знали истину, но пренебрегали ею. А заблуждавшиеся волхвы, обоготворявшие небесные светила, стремились к познанию истины и пришли поклониться Господу. Используя их заблуждения, Господь явил им на небе подобие звезды, которая двигалась в направлении, противоположном обыкновенному направлению движения небесных светил, и была видна даже днем. Над Иерусалимом она исчезла, но не для того, чтобы смутить волхвов, а для того, чтобы они обратились к жителям Иерусалима и самому царю Ироду и, таким образом, проповедали рождение Мессии тем, кто сам должен был стать проповедником истины.

«Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, точно выведал от них время, в продолжение которого являлась звезда. И послав их в Вифлеем, сказал: пойдите и все точно узнайте о Младенце и, как только найдете Его, возвестите мне, дабы и я пришел и поклонился Ему» (ст. 7–8). Сделал он это, конечно, с лукавством, из желания погубить Богомладенца. В своем неверии и гордости Ирод зашел так далеко, что мнил о себе, будто он может воспрепятствовать действию Промысла Божия.

«Они же, послушавшись царя, пошли. И вот, звезда, восход которой они видели, шла перед ними, доколе не пришла и не стала над местом, где был Младенец» (ст. 9). Звезда эта, которая представляла собой, конечно, Ангельскую силу или какое-то сверхъестественное Божественное явление, двигалась перед волхвами и стала не просто над городом Вифлеемом, но даже над тем домом, где был Младенец. После Рождества Спасителя у Пресвятой Девы Марии и Иосифа Обручника, видимо, появилась возможность перейти в какое-либо жилище, потому что многие люди, приходившие на перепись, уже покинули Вифлеем. Итак, звезда не только встала над городом Вифлеемом, но и опустилась так, что точно указывала на дом, где был Младенец.

«Увидев звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и, павши, поклонились Ему» (ст. 10–11). Поклонившись Ему, волхвы вместе с тем поклонились и Божией Матери и, таким образом, первыми преподали нам урок о том, что почитать нужно не только воплотившегося Сына Божия, но и Ту, Которая справедливо называется Матерью Божией.

«И открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (ст. 11). Как толкуют святые отцы, эти дары не столько представляли собой что-либо драгоценное, сколько являлись символами: золото было принесено Господу как Царю, ладан – как Богу, потому что ладан употребляется во время богослужения, для воскурения фимиама перед лицем Божиим, а смирна в древности использовалась при бальзамировании тел усопших перед погребением. Таким образом, смирна была принесена Спасителю как смертному Человеку. Сами не понимая всего этого, а может быть, и догадываясь о чем-то или зная тайное пророчество, не дошедшее до нас, волхвы принесли именно эти дары: золото, ладан и смирну. Как Царю, Богу и Человеку.

«И получив откровение в сновидении не возвращаться к Ироду, иным путем удалились в страну свою» (ст. 12). Получив откровение, они уже не нуждались в путеводстве звезды. Видимо, им было указано, как возвращаться обратно. И волхвы, минуя Ирода, для того чтобы сокрыть от него тайну, которую тот, как мы знаем, хотел использовать с целью погубить Богомладенца Христа, возвратились к себе на родину, «в страну свою».

В жизни часто бывает так, что люди привлекаются к истинному богопочитанию какими-то таинственными, непостижимыми путями, подобно волхвам, которые поклонялись звездам и были спасены через свое заблуждение. Так премудро Промысел Божий использует даже наши немощи, страсти и грехи, чтобы привести нас ко спасению. А когда мы уже приходим к Богу, тогда получаем явные откровения. Конечно, мало кто из нас получает их сверхъестественным образом, но само учение Церкви, Священное Писание, святоотеческое Предание – это и есть то самое откровение, приобщаясь к которому, мы узнаём, каким путем нам следовать, и получаем возможность жить богоугодно.

Напряжем свое воображение, представим себе, что происходило в то время. Несколько человек совершали путешествие на протяжении, вероятно, нескольких лет (потому что волхвы не могли прийти в Вифлеем быстро). Наверное, они шли в сопровождении каравана, поскольку нуждались как во вьючных животных (чтобы везти некоторый груз, пищу), так и в верховых. Звезда явилась им, безусловно, заранее. Не могла она явиться в тот самый момент, когда родился Богомладенец Христос, потому что для путешествия в те времена нужно было потратить много времени. И вот эти люди шли на поклонение Ему, преодолевая опасности и скорби длинного пути, рискуя, может быть, и своей жизнью, потому что они оказались в той стране, которая по традиции относилась к ним враждебно. В рождественском каноне сказано, что они были «цари Персии». А Персия постоянно враждовала сначала с греческим миром, а затем и с Римским государством. Иудея же в то время находилась практически под властью римлян. Но жажда истины заставила волхвов пренебречь этими обстоятельствами и они, совершив дальнее путешествие, пришли в Иерусалим. Странные, необычные люди, в восточных одеждах, люди, с одной стороны, знатного происхождения, с другой – явившиеся довольно скромно, в сопровождении немногих слуг, – они стали проповедовать тем, кто должен был знать истину, и спрашивать их: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели восход Его звезды и пришли поклониться Ему». Смотрите, иудеи не удивились их словам. Во-первых, они не удивились тому, что родился Царь Иудейский, так как понимали, что времена Его пришествия приближаются, а во-вторых, они обнаружили суеверие, не усомнившись в том, что с рождением человека появляется звезда. Это значит, что и они были людьми по крайней мере колеблющимися в истинном Богопочитании и в истинном знании. Смутился и царь Ирод, и все население Иерусалима. Иудеи точно знали, что и где должно было происходить, однако же проявили полное равнодушие. Они только сказали о том, что Христос должен родиться в Вифлееме, как бы исполнив свой долг, а потом забыли об этом. И в дальнейшем, как становится ясно из евангельского повествования, никто из них не выразил желания прийти и увидеть это необыкновенное явление и даже не полюбопытствовал о нем.

Беспокоился один только Ирод. Тайно призвав волхвов, он замыслил прибегнуть к хитрости (думал оказаться мудрее Божия Промысла) и заставить их по неведению совершить предательство, воспользовавшись которым, он уничтожил бы Того, Кого почитал своим соперником. Но Господь не допустил этого. И получилось, что Ирод, гордый, безумный и, можно сказать, неверующий человек, также послужил волхвам в деле познания истины. Ибо он, дыша убийством, проповедовал им, что Спаситель должен родиться в Вифлееме. Посмотрите: сначала заблуждение – поклонение звездам – промыслительно становится средством для познания истины, потом, невольно способствует тому же преступник, убийца.

И волхвы пошли, нашли Вифлеем. Днем и ночью над ними двигалась звезда, и вот она неожиданно, странным образом спустилась и стала почти над самой кровлей дома. Когда они увидели звезду, они возрадовались великой радостью, потому что поняли, что это не просто звезда, не астрономическое явление, а некая Божественная сила, указывающая им, как перстом, на то место, где находится Богомладенец Христос, указывающая на Того, Кому нужно поклоняться. Принеся дары, поклонившись Богомладенцу и Его Матери, волхвы, получив откровение, с радостью и великим утешением вернулись в далекую Персию и там стали первыми проповедниками истины. Вместе с неграмотными пастухами эти люди, хотя и имевшие, может быть, глубокие знания, но чуждые истинного богооткровенного ведения, посрамили тех, кто изучает Божественное учение по книгам, но жизнью, сердцем своим далек от Бога.

Пусть это будет для нас уроком, для того, чтобы богооткровенное учение, которое мы познаем из книг Священного Писания, из святоотеческого Предания, не стало для нас лишь чем-то отвлеченным, умственным. Пусть оно будет нашим жизненным руководством, путеводной звездой в познании истины, чтобы мы в своей жизни обрели Христа, соединились с Ним и на самом деле сердцем, умом и всем своим существом познали истину боговоплощения, суть Рождества по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

7 января 2000 года

.



Calendar
  Апрель 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса


перейти к разделу
Верный Богу и Царю


Самоукорение есть иноческое делание, есть умное делание, противопоставленное и противодействующее болезненному свойству падшего естества, по которому все люди… стараются выказывать себя праведниками… Самоукорение есть насилие падшему естеству.
Свт.Игнатий Брянчанинов







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb