|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Неделя по Богоявлении
Евангельское чтение
(Евангелие от Матфея, 8 зачало, глава IV, стихи 12-17)
Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
Святые апостолы видели Славу Божию настолько, насколько они могли вместить – как сказано в тропаре, «якоже можаху». Если бы им было явлено более, человеческое естество не вынесло бы этого и души их разрешились бы от уз плоти. Так же и мы вмещаем в себя славу Божию и чувствуем Царство Небесное, только если подвизаемся для его приобретения, если каемся и понуждаем себя (а это почти одно и то же, просто разные стороны одного явления). Тогда и мы ощущаем то же, что ощущали апостолы, но лишь до некоторой степени: настолько, насколько мы при своем преуспеянии можем в себя вместить. Покаяние – это не только сокрушение сердечное, понуждение себя к внешним добродетелям. Но это и погружение внутрь себя, понуждение к тому, чтобы обрести Царствие Божие, внутри нас сущее. Следование заповедям – это, возможно, лишь средство, чтобы опытно, или, как сказал Спаситель, умом, сердцем, душой и всей крепостью нашей возлюбить Господа Бога, познать, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Сын Божий. Чтобы увидеть Его Божественную славу внутри себя, просветиться, очиститься, утешиться ею и стать истинно верующими людьми – людьми, имеющими живую веру, веру не от чтения, не от слышания, а от непосредственного опыта.
Вся проповедь
Посмотрим на нас с вами – все мы понимаем, что евангельские заповеди во всей их полноте для нас почти что недостижимы. Однако же какая-то сила влечет и понуждает нас хотя бы своим произволением несколько прикоснуться к их исполнению. Кто бы уверовал в возвышенное учение Евангелия, если бы из его священных слов не источался Божественный свет, можно сказать, если бы сами эти слова не были Божественным действием, этим великим истинным светом, то есть действием благодати? Когда мы читаем или слушаем Евангелие (конечно, хотя бы с некоторым вниманием), то при всей простоте его выражений чувствуем необыкновенную силу, из него исходящую. Многие писатели, пытаясь доказать какие-либо идеи или навязать читателям свои чувства, прибегают к необыкновенно изощренным формам, чтобы обольстить и как бы загипнотизировать читателей своими словами, и если им это и удается, то с трудом. Евангелие же при всей своей простоте и безыскусности производит на человека, хотя бы несколько внимательного и искреннего, необыкновенное впечатление, именно по той причине, что эта книга – сам Божественный свет, облекшийся в форму человеческих слов. Вот в чем сила Евангелия и сила проповеди. И мы должны стремиться соединиться с Богом и просветиться той Божественной энергией, тем многообразным действием, какое исходит от Него к нам через евангельскую проповедь, Таинства или нашу молитву.
Вся проповедь
|