|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Неделя перед Богоявлением
Евангельское чтение
(Евангелие от Марка, 1 зачало, глава I, стихи 1-8)
Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
«Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (ст. 8). Этим Предтеча показывал, что его крещение было только прообразовательным, подготовительным. «Я омываю вас только водою», ибо Дух Святой еще не явился, но Он будет явлен через Мессию. «А Он, Мессия, будет крестить вас Духом Святым», то есть не этим символическим погружением в воду, а действием Святого Духа. Возможно, под этими словами следует понимать не только Крещение, но и, вообще, все Таинства Православной Церкви: Миропомазание, Исповедь, Рукоположение, Бракосочетание, Елеособорование и выше всех стоящее Таинство Причащения Тела и Крови Христовых. Ибо во всех этих Таинствах Господь нас омывает, очищает Духом Святым. Хотя сейчас для крещения по-прежнему употребляется вода, но она теперь имеет лишь символическое значение, а само Таинство совершается невидимым действием Святого Духа. Бывали случаи (конечно, нельзя принимать их за правило), что по необходимости человека крестили песком, прахом, однако же такое крещение было действительным. Во время Таинства Исповеди, к которому мы часто прибегаем, мы также чувствуем, как с нами происходит нечто подобное Крещению, омовению. Когда священник накрывает нас епитрахилью, читая разрешительную молитву, мы ощущаем, будто некая невидимая сила снимает груз с нашей души и сердца, так что иногда даже невольно вырывается вздох облегчения. Это опять же доказывает то, что омовение совершается Духом Святым не только в Таинстве Крещения, но и во всех Таинствах нашей Церкви.
Вся проповедь
Мы должны помнить, чего мы сподобились в Таинстве Крещения. Мы должны помнить, что прежде отшествия нашего из жизни нужно совершить покаяние, ибо вся жизнь христианина, в монастыре или в миру, аскетическая или семейная, является покаянием. Чем больше мы будем стараться об этом забыть и не думать, тем страшнее, тем неожиданнее будет для нас переход из временной жизни в вечную. Поэтому будем готовиться к вечности заранее, не станем думать, что если нам сейчас двадцать, тридцать, сорок лет, то у нас впереди много времени. Годы пронесутся, как мгновение. Вчера мы хотели чего-то достичь – сегодня то, чего мы достигли, кажется ничтожным и ненужным. И мы стремимся к новым призракам, к новым миражам, а достигнув их, опять увидим, что в них нет ничего. Потому не будем обманывать самих себя, не будем терять времени. Как говорят святые отцы, если мы потеряем деньги или имущество, мы, может быть, еще отыщем его, но если мы потеряем время, то больше никогда не найдем ни одной минуты из нашей короткой, почти мгновенной жизни.
Вся проповедь
|