|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Обретение главы Иоанна Предтечи
Евангельское чтение
(Мф., 40 зач., XI, 2–15)
Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне. Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: чтό смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Чтό же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Чтό же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Из проповедей, сказанных в разные годы.
Мы надеемся, что, если Богу будет угодно, Он утешит нас Своей благодатью в этой жизни. А если нет, то в будущей жизни после многих трудов и покаяния, со смиренной мыслью о том, что мы ни на что не годны и ничего из себя не представляем – мы вдруг обретем Царство Небесное. Вот какой великий смысл имеет это краткое изречение Евангелия: оно содержит учение о покаянии. От дней Иоанна Крестителя, когда было открыто проповедано покаяние, человек спасается через понуждение себя. Покаяние, собственно, и состоит в понуждении. Тот, кто понуждает себя без покаяния, никогда не приобретет Царства Небесного. Некоторые восточные мистики и аскеты стремятся к великим добродетелям, но при этом не осознают своих грехов, и потому они никогда не спасутся. Но и тот, кто вроде бы кается, признает свои грехи, но не понуждает себя к добродетели, на самом деле не имеет истинного покаяния. Одинаково необходимо и признание своей греховности, и понуждение себя перейти от греховной жизни к добродетельной, от греха – к противоположной ему добродетели. Истинное покаяние состоит в борьбе с грехом, а не в унылом плаче и простом признании своей греховности, бездуховности и пустоты. Последнее – удел вообще всех здравомыслящих людей, потому что всякий разумный, пусть даже и неверующий человек в конечном счете приходит к осознанию своего ничтожества. А переход от дурной жизни к добродетельной – это удел православных христиан, дарованный нам Господом нашим Иисусом Христом и впервые открытый и проповеданный святым Предтечей, Крестителем Господним Иоанном, память которого мы празднуем ныне.
Вся проповедь
|