Ново-Тихвинский женский монастырь: Покаяние есть непрестанное понуждение себя



Покаяние есть непрестанное понуждение себя

(Мф., 40 зач., XI, 2–15)

Братья и сестры, сегодня день памяти святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в честь обретения его честной главы. В евангельском чтении приводятся слова Самого Господа Иисуса Христа об Иоанне Крестителе: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (ст. 12). По-славянски это звучит более емко: «От дней же Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится и нужницы восхищают е». В Евангелии эти слова занимают всего лишь один стих, но как много в них смысла, как они для нас важны! Кто не понимает значения этих слов, тот едва ли поймет, как нужно спасаться и как должен жить христианин.

«От дней же Иоанна Крестителя доселе». Что это значит? Иоанн Креститель, выйдя из пустыни по Божию повелению, проповедовал покаяние. Он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). Его казавшаяся строгой проповедь, больше похожая на обличение, на самом деле открывала путь ко спасению падшим и заблудшим людям – тем, которые уже и не помышляли о том, что милость Божия может их коснуться. Проповедь Самого Господа начиналась такими же словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Со времен Иоанна Крестителя до дней Господа Иисуса Христа и доныне человек через покаяние понуждает себя к спасению. Понуждение нужно именно грешнику, можно даже сказать, закоренелому грешнику. Не привыкший ко греху или не совершавший греха легко творит противоположную ему добродетель: целомудренному нетрудно и дальше жить целомудренно, кроткому проще сдерживаться и вести себя смиренно, чем тому, кто привык на протяжении многих лет давать волю своему гневу. Чтобы сохранить имеющуюся добродетель, не требуется большой осторожности и великих усилий, а вот восстановить то, что утеряно, гораздо труднее.

Усилие, понуждение необходимо закоренелым грешникам, для которых грех стал вторым естеством (а я думаю, никто не осмелится сказать, что это к нему не относится). Если мы говорим, что нам трудно воздерживаться от греха, не хочется делать добро, то никто нас за это не упрекнет, но упрекать, обличать и даже осуждать нас нужно за то, что мы не понуждаем себя, не желаем преодолеть свои дурные наклонности, пребывая в нерадении. Не будем оправдывать себя нежеланием делать добро, потому что там, где нет желания, необходимо понуждение. «Царство Небесное нудится и нужницы восхищают е». В жизни христианина, как и любого человека, стремящегося к добру, бывает так, что он долго со скорбью понуждает себя к деланию добра, но как будто бы не получает никакого утешения. Мы даже иногда унываем и утомляемся от делания добра, потому что не видим ни отдохновения, ни какого-нибудь результата. Но если все же не впадаем в нерадение, если не оставляем это спасительное евангельское понуждение, тогда внезапно, неожиданно для нас самих, когда мы уже, может быть, и не ждем ничего, мы обретаем Царствие Небесное. Так сказано и в Евангелии: «восхищаем», то есть обретаем внезапно именно потому, что трудимся смиренно и терпеливо.

Мы надеемся, что, если Богу будет угодно, Он утешит нас Своей благодатью в этой жизни. А если нет, то в будущей жизни после многих трудов и покаяния, со смиренной мыслью о том, что мы ни на что не годны и ничего из себя не представляем – мы вдруг обретем Царство Небесное. Вот какой великий смысл имеет это краткое изречение Евангелия: оно содержит учение о покаянии. От дней Иоанна Крестителя, когда было открыто проповедано покаяние, человек спасается через понуждение себя. Покаяние, собственно, и состоит в понуждении. Тот, кто понуждает себя без покаяния, никогда не приобретет Царства Небесного. Некоторые восточные мистики и аскеты стремятся к великим добродетелям, но при этом не осознают своих грехов, и потому они никогда не спасутся. Но и тот, кто вроде бы кается, признает свои грехи, но не понуждает себя к добродетели, на самом деле не имеет истинного покаяния. Одинаково необходимо и признание своей греховности, и понуждение себя перейти от греховной жизни к добродетельной, от греха – к противоположной ему добродетели. Истинное покаяние состоит в борьбе с грехом, а не в унылом плаче и простом признании своей греховности, бездуховности и пустоты. Последнее – удел вообще всех здравомыслящих людей, потому что всякий разумный, пусть даже и неверующий человек в конечном счете приходит к осознанию своего ничтожества. А переход от дурной жизни к добродетельной – это удел православных христиан, дарованный нам Господом нашим Иисусом Христом и впервые открытый и проповеданный святым Предтечей, Крестителем Господним Иоанном, память которого мы празднуем ныне.

9 марта 1999 года

.