Ново-Тихвинский женский монастырь: Руководство на пути ко спасению. О сочинениях святителя Игнатия.



Руководство на пути ко спасению. О сочинениях святителя Игнатия.

(Евангелие от Иоанна, 10 стихи 9-16)

Поздравляю вас, братья и сестры, с днем памяти святителя Игнатия (Брянчанинова), столь ныне почитаемого, в особенности людьми ищущими духовной жизни. Чтение его сочинений в наше время так необходимо, и в первую очередь монашествующим, что по тому, любит ли монах читать творения святителя, можно узнать, живет он духовной жизнью или нет. Это не означает, что чтение других святых отцов таким образом упраздняется, но нужные для себя советы человек научится извлекать у них лишь постепенно, со временем, с опытом. Святитель Игнатий дает советы, как читать древних святых отцов, как к ним относиться. Это тоже очень важно. В наше время, когда живое наставническое слово либо вовсе оскудело, либо не вполне доставляет нам то, чего мы от него ожидаем, чтение творений святых отцов, начиная с сочинений святителя Игнатия, приобретает в монашеской духовной жизни первостепенное значение. От этого зависит все: спасется человек или погибнет, наследует он вечное блаженство или вечные муки. Поэтому всякий ищущий спасения вынужден в наше время обращаться по большей части к книгам, а из них ему необходимо в первую очередь прочесть святителя Игнатия.

Миряне также пусть не избегают его сочинений, потому что они столь осторожны и столь детально разработаны, что запутаться в этих книгах, пожалуй, невозможно. Люди, увлекающиеся туманными рассуждениями, мечтательностью или наклонные к прелести, как правило, не любят читать святителя Игнатия. Ведь его творения – чистое зеркало, в котором всякий человек может видеть себя таким, какой он есть, а гордые именно этого и не желают. Этот угодник Божий жил и писал свои труды в XIX столетии, когда была очень распространена духовная прелесть. В то время русской интеллигенцией, настроенной как будто бы религиозно, но отчасти находившейся под влиянием масонского движения, переводились многие книги западных писателей, имевшие уклон мистический, но отнюдь не православный, книги мистиков протестантского и католического толка, написанные из духа прелести. А если русские интеллигенты издавали святых отцов, то подборка их творений также была весьма характерной: избирались писатели наиболее возвышенные, восторженные, а не те, которые отрезвляют человека. Святитель Игнатий, борясь с этой наклонностью своих современников к прелести, восторженности, легкомысленности в духовном отношении, наполнил свои сочинения духом трезвости, осторожности, ясности, конкретности. Говоря о сочинениях других святых отцов, он употреблял выражение, которое очень удачно можно применить к его собственным творениям, – «определительность». Это свойство является существенным признаком трудов святителя Игнатия, и его книги – это ключ к другим святым отцам: и древним, и его современникам, и даже к духовным писателям, жившим позже него и не изложившим своего учения так систематически, как это сделал он.

Поэтому всякому христианину, и мирянину, и тем паче монаху, весьма полезно читать святителя Игнатия. Он получит от этого большую пользу и научится правильному отношению к своему общественному положению, другим людям, научится вести духовную жизнь в различных обстоятелствах и даже – правильно относиться к христианским догматам. Хотя святитель Игнатий почти не писал на догматические темы, однако указывал на то, что правильное, точное исповедание Православия является важнейшим признаком настоящей духовной жизни, признаком человека действительно ищущего спасения. Без правильной веры спасение невозможно.

Итак, творения святителя Игнатия весьма актуальны, несмотря на то, что со дня его кончины прошло уже более ста лет. Празднуя память этого угодника Божия, вспомним укор преподобного Серафима Саровского: мы святых почитаем, а подражать им не хотим. Ценность же их учения – будь то святитель Игнатий, или преподобный старец Силуан Афонский, или Амвросий Оптинский, или Иоанн Лествичник – состоит в том, что они учили исключительно из собственного опыта, учили тому, что исполнили сами. Поэтому, читая святых отцов, мы сможем получить от них пользу только тогда, когда будем этим угодникам подражать и исполняться той ревностью, которой они сами дышали. Дай нам Бог приобрести ту ревность ко спасению, какая была у святителя Игнатия и которою наполнены все его сочинения.

13 мая 1996 года

.