|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Рождество Пресвятой Богородицы
О дивнаго чудесе: источник жизни от неплодныя раждается и благодать плодородити светло начинается
Сегодня Церковь празднует преславное рождество от святых Иоакима и Анны преблагословенной Девы Марии, избранной в Матерь Господа нашего Иисуса Христа. По отцу Пресвятая Дева происходила от рода царского, по матери — от архиерейского, потому Она венчана особой славой и честью. Рождество Богородицы есть начало всех праздников Нового Завета, начало исполнения обетований божественных, которыми в течение тысячелетий жило и утешалось человечество. Это празднование явления миру Преблагословенной Девы, предуготованной от вечности во спасение и славу падшего рода человеческого. По словам св. Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился».
Евангельское чтение
(Евангелие от Луки, 54 зачало, глава X, стихи 38-42, глава XI, стихи 27-28)
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
В сегодняшнем евангельском чтении говорится о женщине, которая обратилась к Господу и, «возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (ст. 27). Она, может быть до конца не понимая, что перед ней Сын Божий, прославила Ту, Которая родила столь необыкновенного Человека. Господь же ответил ей: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (ст. 28). Мы должны воспользоваться своей свободой так, чтобы до некоторой степени уподобиться Божией Матери, то есть воспринять Слово Божие – Божественную проповедь, – подобно тому как Она носила в Себе ипостасное Слово Божие, бесконечное и бессмертное. Как Пресвятая Дева послужила спасению всего человечества, так и мы должны послужить хотя бы своему собственному спасению. Спасаясь сами, мы в то же время естественным образом не можем не спасать и тех людей, которые нас окружают. Преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи мирный дух – и вокруг тебя спасутся тысячи». Если мы, как будто бы эгоистично заботясь о спасении только своей души, подвизаясь, как кажется, лишь ради себя, приобретем душевный мир, то поневоле распространим вокруг себя атмосферу, которая привлечет к нашему образу жизни многих людей, и, таким образом, мы послужим и их спасению.
Вся проповедь
Однажды наш знаменитый русский подвижник, живший недавно, преподобный старец Силуан Афонский во время молитвы подумал: «Неужели Божия Матерь никогда не согрешила?» Ему, как человеку уже сподоблявшемуся откровений от Бога, Святым Духом дан был ответ в душе: «Божия Матерь никогда не согрешила даже мыслью». Безгрешные ошибки у Нее были: она могла, как человек, не знать, где находится Отрок Иисус Христос, когда они с Иосифом думали, что Он идет с родственниками впереди, а Он остался в храме. Но это ошибка, а не грех, греха же Она никогда не сотворила. Начиная, как говорят святые отцы, от мягких ногтей, с самого детского возраста, Пресвятая Дева была той Избранницей Божией, Которая всегда, каждое мгновение стремилась только к доброму. Таким подвигом постепенно, даже без постороннего научения, только прислушиваясь к велениям Своей совести и, конечно же, читая Священное Писание, Она достигла такого смирения и чистоты, что единственная из всех людей стала способна воспринять в Себя Слово Божие, Сына Божия, желавшего прийти в мир, чтобы всех нас спасти. Вот какое событие, какой праздник мы сегодня отмечаем – начало праздников, начало нашего спасения.
Вся проповедь
Мы должны из этого извлечь для себя урок: молясь Богу и ожидая чуда, не следует думать, что уже не нужно прилагать собственных усилий. Конечно, в первую очередь нужно молиться, но надо и понуждать себя к добродетелям. Если же мы будем только уповать на молитву, а сами – бездействовать, ни к чему доброму себя не понуждая (пусть даже и к земным делам), то, конечно, мы ничего не получим. Нельзя думать, что нечто исключительное, произошедшее в мире один раз, как, например, непорочное зачатие Господа нашего Иисуса Христа от Пресвятой Девы Богородицы наитием Духа Святого или что-то подобное, может повториться. В жизни обычного человека, не выделяющегося особенным предназначением, чудесное в какой-то степени сочетается с естественным. Мы должны это понимать и учитывать.
Вся проповедь
|