Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Слово с амвона
Подвижный круг проповедей
Неподвижный круг проповедей
Рождество Пресвятой Богородицы
Память праведного Симеона Верхотурского
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Неделя по Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня
День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова
День памяти праведного Авраама праотца и племянника его Лота
Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных
Введение во храм Пресвятой Богородицы
День памяти Святителя Николая Чудотворца
Неделя Святых праотец
Неделя перед Рождеством, Святых отец
Рождество Христово
Неделя по Рождестве
Неделя перед Богоявлением
Обрезание Господне
Святое Богоявление
Неделя по Богоявлении
Сретение Господне
Обретение главы Иоанна Предтечи
День памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся
Благовещение Пресвятой Богородицы
Память Святителя Игнатия Брянчанинова
Рождество Иоанна Предтечи
День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
День памяти святых страстотерпцев
Память преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары
День памяти равноапостольного великого князя Владимира
День памяти прп. Серафима Саровского
День памяти пророка Илии
День памяти святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба
Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня
День памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца
Преображение Господне
Успение Пресвятой Богородицы
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Покров Пресвятой Богородицы
Беседы о духовной жизни
Публикации
Слова после постригов
Стихотворения
Теологические сонеты
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства



Слово в праздник Покрова Пресвятой Богородицы

(Евангелие от Луки, 54 зачало, глава X, стихи 38-42, глава XI, стихи 27-28)

Сегодня мы совершаем память древнего события. Некогда варвары осадили Константинополь – по мнению некоторых историков, это были славянские племена, может быть, даже русские. Поскольку тогда войска византийского императора, кроме одного небольшого гарнизона, находились в другом конце империи и столица была словно обнажена перед врагами, то возникла реальная опасность падения города. Константинополь был окружен неприступными по тем временам стенами, спасавшими его от многих нападений варваров на протяжении целого тысячелетия (пока турки, уже после изобретения огнестрельного оружия, в конце XV века огромной пушкой не разгромили стены и не ворвались в город). Тем не менее, несмотря на эту кажущуюся неприступность, опасность падения Константинополя стала реальной.

Чувствуя, что от людей помощи ожидать невозможно, жители города прибегли к молитве. Они молились Божией Матери в любимом константинопольцами Влахернском храме, построенном императором Маркианом и императрицей Пульхерией. Именно там, как сообщают историки, находился гроб Божией Матери, перенесенный из Иерусалима в Константинополь иерусалимским Патриархом Ювеналием по просьбе Маркиана и Пульхерии. (Подразумевается, видимо, именно сам гроб, в отличие от гробницы, которая и ныне находится, как мы все знаем, в Гефсимании, в Иерусалиме.) Естественно, где пребывала столь великая святыня, посвященная Божией Матери и освященная Ее телом, там люди с наибольшим дерзновением прибегали к помощи Пречистой Богородицы.

Один из угодников Божиих, Андрей Христа ради юродивый, презираемый всеми людьми, но пред Богом имевший великую благодать, великое дерзновение, присутствовал на этом богослужении. Если верить иконе праздника Покрова – а мы не имеем никакого права не доверять Преданию, дошедшему не только на словах, но и через изображения, – там находились также император и патриарх. И во время этого моления блаженному Андрею явилась на воздухе Божия Матерь, окруженная сонмом угодников Божиих и распростирающая над всеми верующими покров – иногда его отождествляют с омофором, то есть с частью той одежды, какую носит архиерей во время богослужения. Узрев это видение, Андрей Христа ради юродивый, как мы можем рассмотреть на иконе, указывает на него рукой своему сотаиннику, хотя и мирянину, но человеку благочестивому, с которым святой делился опытом своей духовной жизни, своими видениями и откровениями и которому, видимо, явление Божией Матери было тоже открыто. Может быть, в то время не все узнали о случившемся, но люди не могли не почувствовать благодати. Патриарх, взяв ризу Божией Матери, хранившуюся также в столице Византии, опустил ее в воды залива возле Константинополя, где стояли суда варваров, и тогда поднялась буря и разметала корабли. Таким образом, ни о каком взятии города уже не могло быть и речи.

Существует даже предание, что два князя, возглавлявшие этот набег славян, Дир и Аскольд, были так поражены происшедшим чудом, что приняли святое крещение. Не удивляйтесь нерусским именам – Дир и Аскольд: многие города будущего русского государства в то время возглавлялись варягами по происхождению, то есть скандинавами, скорее всего – норвежцами, считавшимися в то время наиболее мужественным народом. Часто они совершали набеги на разные страны, устраивая свои государства в самых отдаленных уголках Европы, например, на юге Италии или Нормандию на севере Франции. Их потомки захватили Англию и образовали английскую знать, как и в России варяги составляли именно знать, хотя потом ассимилировались и совершенно смешались с русским народом. Итак, Дир и Аскольд, приняв святое крещение, вернулись в Киев, но были убиты приверженцами языческого культа. Христианство еще не стало той религией, которая была бы русскими принята и понята. Тем не менее, как это ни странно, хотя русские и потерпели поражение в войне, в набеге на столицу Византии, но именно их потомки с благодарностью празднуют этот праздник, словно не греков, а их – русских, избавила Божия Матерь от нашествия иноплеменников. Насколько мне известно – может быть, я не вполне осведомлен, – в греческой Церкви праздника Покрова Божией Матери нет. А русские празднуют свое собственное поражение, потому что русские православные не видят никакой разницы между собой и православными византийцами, которых некогда осадили предки славян – язычники.

Русские видят, что Православие было защищено Божией Матерью. С того, возможно, времени, как Россия приняла христианство при князе Владимире, началось празднование Покрова Божией Матери (я, конечно, не обладаю точными историческими сведениями, в особенности по истории богослужебного устава). В Её честь были возведены многие древние храмы – например, князь Андрей Боголюбский воздвиг прекраснейшую церковь Покрова на Нерли, и, наверное, можно указать на многие другие храмы и обители. Праздник Покрова Божией Матери из воспоминания конкретного исторического события превратился в признание того, что Пресвятая Богородица покровительствует православным христианам, какой бы национальности они ни были, и простирает над всеми нами Свой Покров – и над христианскими народами, и над городами, и над каждым человеком. Мы отмечаем сегодняшний праздник не только потому, что вспоминаем это конкретное событие (многие о нем даже и не знают), а потому что желаем иметь над собой Покров Божией Матери, верим в него и не хотим его потерять. Именно потому мы и празднуем этот праздник, хотя и не двунадесятый, но чрезвычайно почитаемый в русском народе.

Мы верим, что Божия Матерь нас покрывает. Но только тогда, конечно, когда мы от всей души Ей молимся. Почему насылаются на нас всевозможные скорби, казни Божии и на народы, и на некоторые семьи, и на отдельных людей? – За отступление от Бога, за забвение о Нем. Константинополь был главой тогдашнего христианского мира, но одновременно и столицей богатейшего могущественного государства. Хотя к тому времени Византия и потеряла значительную часть своих владений, но тем не менее включала в себя прекрасные территории с замечательным климатом, была самой культурной частью всего человечества. Естественно, что в столице такого государства люди могли предаваться рассеянности и удовольствиям, и в суете, в комфорте им легко было забыть о Боге, Божией Матери и об угодниках Божиих. Из-за этого забвения время от времени людям посылались некоторые наказания, как, например, то, которое мы вспоминаем сегодня. Тогда народ каялся в своих грехах, в нерадении и прибегал к Божией Матери, потому что не дерзал просить о помощи Самого Бога, как виновный пред Ним. И Божия Матерь помогала. Но в конце концов в пятнадцатом столетии милость Божия окончательно отвернулась от Византии. Константинополь – великий город с великими святынями и прекрасными храмами пал. Так же может случится и с каждым из нас, и с нашим народом. И, возможно, уже в каком-то смысле это происходило и в России – и при монголо-татарском иге, и в недавнее время, когда Россия пала от безбожников и перестала быть собственно той Россией, какой ранее была. Поэтому чтобы вернуть себе милость Божию по молитвам Богородицы, мы должны сокрушать свое сердце, смиряться, каяться, вновь возревновать – и тогда Она опять умолит Господа и милость Божия к нам вернется. Мы не можем дерзать на молитвы Божией Матери просто от того, что почитаем Ее и ставим Ей свечи, но живем не по заповедям, да к тому же еще не имеем и никакого покаяния, сердечного сокрушения о своей невнимательной и греховной жизни. А молитвы Пресвятой Богородицы имеют великую силу. Читая святоотеческие писания и жития святых, мы видим, какое необыкновенное дерзновение имели угодники Божии: по их молитвам воскресали мертвые, прекращались засухи, войны, голод, моровые язвы и прочие страшные бедствия. Преподобный Варсонофий Великий говорит о трех праведниках своего времени: один жил в Риме, другой в Коринфе, а третий – в Палестине, по молитвам которых, как он писал, мир еще существует и гнев Божий отвращается от всего человечества. Представьте же себе (насколько это возможно для нашего воображения), какова сила молитвы Божией Матери? Она Одна может умолить Бога о всем человечестве и о каждом из нас, если только мы будем себя так вести, так смиряться пред Богом и перед Ней, чтобы оказаться достойными Её молитв.

Святитель Григорий Палама говорит, что Божия Матерь в будущем веке обретет такую великую славу, которая будет несравнима со славой даже самых высших ангелов. Священномученик Дионисий Ареопагит рассуждает о том, что Божественный свет, благодать прежде преподается высшим Серафимам, потом ими изливается на низшие чины и таким образом через все девять ангельских чинов нисходит на епископов Православной Церкви, а через епископов и священников – на всех верующих. Но в то же самое время в церковных песнопениях мы называем Божию Матерь Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим. И святитель Григорий Палама говорит, что в жизни вечной Божия Матерь удостоится первой принимать благодать – вся полнота благодати будет, так сказать, раздаваться через Неё и затем преподаваться сначала Серафимам, потом Херувимам и прочим Ангельским чинам. Вот какова необычайная сила молитв Пресвятой Богородицы и Её великая слава.

Но для того, чтобы Она действительно захотела о нас молиться, мы должны припасть к Ней сокрушенным сердцем. Если я делаю все, что могу, и, осознавая свою немощь, прибегаю к Божией Матери, прошу Её оказать помощь в том, что уже выше моих сил, то, я думаю, Она, конечно, не может не помочь. Если же пребываю в нерадении, в духовной лени, не хочу никак себя понуждать, веду себя нерадиво и с чрезмерным дерзновением, потому что ожидаю помощи Божией, ничего сам не делая, то этой помощи Божией не будет, не будет и молитв Божией Матери о мне. Нужно понудить себя изо всех сил, и тогда станет искренней наша молитва, которая иначе будет не молитвой, а, скорее, празднословием. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит – чтобы спастись, необходимы две вещи: пересиливать себя и молиться. Мы пересиливаем себя и когда чувствуем, что наши силы на пределе, что их у нас уже нет для совершения добродетелей и борьбы с грехом, – тогда мы молимся и молитва наша только в таком именно случае и бывает искренней. Тогда мы можем помолиться и Божией Матери, и угодникам Божиим, если считаем, что у нас нет надежды, что Господь нас услышит именно без посредников. Конечно же, они будут нам также сочувствовать и молиться о нас Богу, и Он услышит их молитвы. Если же мы не проявим крайнего понуждения себя и сокрушения сердечного, то это будет уже не почитание Божией Матери и святых, а чрезмерное упование на милость Божию – самонадеянность. Милость Божию нужно заслужить: хотя несколько потрудиться, понудить себя. Вот что нужно, чтобы угодить Богу, Пречистой Богородице, святым угодникам Божиим. Вот что необходимо, чтобы Божия Матерь молилась о нас и по Её молитвам милость Божия вновь к нам вернулась

.



Calendar
  Май 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса


перейти к разделу
Когда Отец берет за руку


Хитон монаха (нетканый, но духовный) во всякое время да будет не зачернен.
прп. Ефрем Сирин







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb