Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Слово с амвона
Подвижный круг проповедей
Неподвижный круг проповедей
Рождество Пресвятой Богородицы
Память праведного Симеона Верхотурского
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Неделя по Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня
День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова
День памяти праведного Авраама праотца и племянника его Лота
Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных
Введение во храм Пресвятой Богородицы
День памяти Святителя Николая Чудотворца
Неделя Святых праотец
Неделя перед Рождеством, Святых отец
Рождество Христово
Неделя по Рождестве
Неделя перед Богоявлением
Обрезание Господне
Святое Богоявление
Неделя по Богоявлении
Сретение Господне
Обретение главы Иоанна Предтечи
День памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся
Благовещение Пресвятой Богородицы
Память Святителя Игнатия Брянчанинова
Рождество Иоанна Предтечи
День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
День памяти святых страстотерпцев
Память преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары
День памяти равноапостольного великого князя Владимира
День памяти прп. Серафима Саровского
День памяти пророка Илии
День памяти святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба
Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня
День памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца
Преображение Господне
Успение Пресвятой Богородицы
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Покров Пресвятой Богородицы
Беседы о духовной жизни
Публикации
Слова после постригов
Стихотворения
Теологические сонеты
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства



Слово на Покров Божией Матери

(Евангелие от Луки, 54 зачало, глава X, стихи 38-42, глава XI, стихи 27-28)

Сегодня мы вспоминаем событие, происшедшее более тысячи лет назад. В то время русский народ был народом языческим. По преданию и предположениям историков, христианство на Руси существовало еще с апостольских времен, однако это были отдельные немногочисленные общины, которые не имели влияния на жизнь народа. В основной же своей массе русский народ принял христианство только при князе Владимире.

Итак, под предводительством двух вождей, Аскольда и Дира, русские дружины совершили дерзкий набег на столицу тогдашнего христианского мира, Константинополь. Эти вожди стали на Руси родоначальниками династии Рюриковичей. Некоторые историки (видимо, из соображений патриотизма) пытаются оспаривать то, что они были скандинавского происхождения, но по самим именам предводителей русичей видно, что это были так называемые варяги, славившиеся своей воинственностью и мужеством (между прочим, есть такое мнение, что само слово «Русь» – скандинавского происхождения). Варяги положили начало многим царским династиям в Европе и были прославленными вождями и дружинниками. Сейчас мы бы назвали их дружины разбойничьими бандами, потому что они совершали набеги ради обогащения. Иногда, захватив страну, они поселялись там и ассимилировались, иногда же после походов возвращались на родину. Известно, что они покорили Исландию; по названию одной французской провинции – «Нормандия», ясно, что выходцы из Скандинавии покорили и часть Франции, а также Англию.

И вот, русские совершили набег на Константинополь. Со времен царя Константина этот город окружали неприступные стены. Укреплен он был настолько мудро, что до его падения во время нашествия крестоносцев в 1204 году не было такого случая, чтобы Константинополь был кем-либо взят.

Русские, завидуя тому огромному богатству, которое накопил этот город, движимые, как и многие другие варварские племена и народы, жаждой наживы, желали за счет него обогатиться. И вот они двинулись к Константинополю и осадили его. В то время как будто бы для этого представлялся удобный случай: основная часть византийского войска, за исключением небольшой дружины, была на войне с варварами. Город оставался беззащитным. Русичи же отличались мужеством, и греки опасались какой-нибудь дерзкой выходки с их стороны, которая позволит им покорить город. Поэтому несмотря на то, что трудно было предположить, что город будет взят штурмом, осада и сопутствующий ей голод, да и вообще страх перед варварами заставили всех жителей единодушно прибегнуть к молитве. В то время в Константинополе уже был построен величайший за всю историю христианства храм: Софийский собор, однако константинопольцы любили молиться во Влахернской церкви, которая была посвящена Божией Матери. Они шли молиться в этот храм в особенности тогда, когда наступали какие-то тяжелые для государства и города времена. И вот, во время богослужения юродивый Христа ради Андрей увидел стоящую на воздухе Божию Матерь, Которая распростирала Свой покров над всем народом, с плачем от всей души молящимся в храме. Увидел он и припaдавших к Ней пророков, апостолов и сонмы святых, которые умоляли помиловать город. Все это изображено на иконе Покрова Божией Матери. Сейчас этот Христа ради юродивый знаменит, а в то время большинство людей считали его просто сумасшедшим. После этого Патриарх с духовенством и синклитом (то есть высшими должностными лицами государства) взял ризу Божией Матери, хранившуюся в Константинополе как величайшая святыня, и опустил ее в воду возле городской стены. Поднялась буря, которая разметала корабли русичей. Это событие так подействовало на русских, что их предводители, Дир и Аскольд, увидев в этом великую силу Божию, приняли христианство. Как отреагировала на это дружина неизвестно, но когда русские вернулись к себе на родину, в столицу Руси – Киев, то христианская вера явилась для их предводителей приговором, потому что весь народ был настроен против христианства. Составился заговор, в результате которого Дир и Аскольд были убиты, а власть захватили другие вожди. Таким образом, это были первые известные нам христиане из княжеского рода.

Парадоксальное явление: исторически сложилось так, что русские праздник Покрова Божией Матери отмечают (то есть вспоминают событие, когда их предки чудесной помощью Божией Матери были побеждены православными греками), а в греческой Церкви этого праздника нет. Это говорит о том, что русская Православная Церковь предпочитает патриотизму духовное родство, предпочитает любви к кровным предкам любовь к предкам духовным, а ими в то время, безусловно, являлись православные греки. Этот пример показывает, что духовные интересы должны быть выше национальных.

Здесь уместно привести пример и из светской истории. Когда нас учили в школе, то хвалили одного из самых жестоких предводителей варварских племен – Святослава. Этот человек являлся бичом для многих народов, причем был совершенно лишен чувства патриотизма: он захватил Болгарию и, оставив родину, основал там свое княжество (правда, оно просуществовало недолго). Нас учили почитать этого хотя и очень мужественного, но беспринципного, жестокого варвара, думавшего только о богатстве и славе. Его считают великим человеком, тогда как он был врагом Византийской империи и много зла причинил православным христианам.

Вот уроки истории церковной и истории светской. Какой из них мы усвоим, какой примем близко к сердцу? Станем всегда предпочитать земному духовное, станем уважать духовных предков более, чем предков по плоти. В этом будет тот патриотизм, который принесет пользу и нам, и нашим потомкам.

В истории случалось и так, что люди, думая о благе своей родины, предавали Церковь. Приведем в пример судьбу когда-то во всех отношениях великого государства – Византии. Когда византийцы увидели, что ждать помощи уже неоткуда и что турецкого владычества не миновать, тогда царь и даже многие представители духовенства решили заключить унию, союз, с католическим Римом, то есть ради интересов своего народа предать интересы Православия. Однако это ничего их стране не принесло и, кроме того, потрясло Православную Церковь. Наш русский князь Даниил Галичский также предал Православие ради политических интересов, ради свободы своей родины. Он принял католичество, желая получить помощь от папы, и даже был возведен папой в сан короля, но в конечном счете никакой помощи не получил, а только осквернил совесть.

Были и такие люди, которые, наоборот, потере духовной свободы предпочитали физическое рабство. Они смирялись перед турецким владычеством, находили какой-то компромисс и таким образом сохраняли Православие: турки, считая их своими преданными слугами, не трогали Православную Церковь. Скажем, после падения Константинополя Геннадий Схоларий, первый Константинопольский патриарх при владычестве турок, держался Православия. Туркам было выгодно, чтобы он не заключал союза с Западом, и, можно сказать, они чуть ли не сами сделали его патриархом. Другой пример: патриарх Софроний Иерусалимский. Он понимал, что византийские войска не могут защитить Палестину от арабов (это было в VII столетии) и, предчувствуя неминуемую гибель Иерусалима, добровольно отдал его арабам. Этим шагом он сохранил народ, многочисленные святыни города. Сам халиф Амар испытывал к нему большое уважение. Есть такое предание, что когда Патриарх Софроний показывал ему святыни Иерусалима и хотел ввести в храм Гроба Господня, Амар сказал: «Нет, я не пойду туда, потому что тогда арабы скажут, что это место принадлежит им, и отберут его. Лучше я постою здесь, посмотрю со стороны». Так, благодаря мудрой политике Софрония, который думал прежде всего о Православии, а не о благоденствии своей родины, своего родного греческого народа, была сохранена Православная Церковь.

Вот примеры истории. Каким из них последуем мы, что предпочтем: земное, любовь к родине, или небесное, любовь к Церкви, любовь к отечеству, которое на Небесах? Конечно, часто бывает так, что это совпадает и, служа отечеству, мы одновременно служим Церкви, а служа Церкви – служим отечеству. Но так происходит не всегда, и если предстоит выбор между земным и небесным, мы обязательно должны предпочитать небесное. Пусть нас сочтут даже предателями, однако мы должны предпочитать любовь к Богу любви к своим близким: к жене, детям, мужу, отцу и матери, своим друзьям, если понадобится – даже любви к родине, хотя это и тяжелый выбор.

Русская Православная Церковь, почитая праздник Покрова Божией Матери, показывает нам духовный пример: как нужно предпочитать небесное земному, любовь к духовным предкам любви к предкам по плоти. Божия Матерь, о Которой мы знаем весьма немного из Евангелия и несколько больше из устного, впоследствии записанного, Церковного Предания, жила очень давно. Со времен земной жизни Спасителя, Божией Матери и апостолов прошло уже около двух тысяч лет. Как будто бы это все было так давно, что нас не касается. Однако время от времени происходят столь великие чудеса, связанные с призыванием на помощь Божией Матери, что мы понимаем: Она не оставила нас, но всегда с нами пребывает. В жизни каждого человека и даже целых обществ, народов или городов, переживающих тяжелые обстоятельства, также бывают чудесные случаи, когда Божия Матерь показывает, что недалека от нас, что Она жива и имеет великое дерзновение пред Богом.

Например, в конце XIX века, во время знаменитой крымско-турецкой войны, союзнический англо-французско-турецкий флот, воевавший против России, подошел к берегам Одессы. Это был совершенно беззащитный торговый город; многие жители, ожидая бомбардировки, покинули его. Знаменитый архиепископ Иннокентий призвал народ молиться перед иконой Божьей Матери «Касперовская» (она получила такое название потому, что первые чудесные явления от нее произошли в селе Касперовка Херсонской губернии). Весь народ стал молиться, и в день Покрова Божьей Матери без всякой причины флот вдруг развернулся и ушел от Одессы! Поэтому-то в Одессе на Покров совершают память и Касперовской иконы Божьей Матери.

Можно привести множество и других случаев из истории России. Благодаря молитве перед Казанской иконой Божией Матери Москва была освобождена от поляков. Благодаря Владимирской иконе Божией Матери Россия была спасена от татар. Во время Куликовской битвы среди русских находилась Донская икона Божьей Матери, а само сражение случилось в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Победа князя Андрея Боголюбского над половцами также одержана покровительством Божией Матери. От Ее иконы исходило чудесное сияние, и это знамение князь Андрей расценил как ободряющее и предвещающее победу.

Есть прекрасная книга иеромонаха Филадельфа «Заступница Усердная», в которой в простой форме говорится и о земной жизни Божией Матери, и о чудесах, которые происходили раньше и случаются в наши дни. Например, мало кто знает, что в ближайшее к нам время, в Великую Отечественную войну, перед решающей битвой под Москвой был отслужен молебен у Казанской иконы Божией Матери. Благодаря молитвам перед этой иконой русские войска одержали победу. Я очень кратко рассказал только о самых знаменитых случаях. Из этих многочисленных примеров, а также из того, что происходило уже в вашей жизни или о чем вы слышали от своих знакомых, мы можем сделать вывод, что Божия Матерь всегда с нами. Она никогда не оставляет нас, только бы мы сами Ее не оставляли. А если бы даже и оставили, но потом в нужде искренно к Ней прибегли, то и тогда Она нам поможет, если это будет нам на пользу. Ведь иногда мы просим о том, что нам не полезно, даже губительно для нас, и тогда Она смиряется до такой степени, что не исполняет нашей просьбы и терпит наше недовольство, лишь бы только мы не получили вреда. Так спокойно переносят капризы своих детей родители, когда дети просят, например, спички или ножик, и не дают им того, что им неполезно. Дети могут при этом ругаться и говорить всякие глупости, но отец и мать относятся к этому спокойно. Как бы ребенок ни капризничал, никакие разумные родители спички ему не дадут, ведь они желают только одного: чтобы ребенку было хорошо. Если мы так разумно относимся к своим детям, то почему же думаем, что Божия Матерь, изобилующая дарами Святого Духа и по благодати Божией обладающая, можно сказать, всеведением, не знает, что нам полезно и что вредно? (Вероятно, «всеведение» не совсем подходящее слово, так как это свойство единого Бога, но можно сказать, что у Нее есть некое «практическое» всеведение, ибо я думаю, что нет такой тайны, которую Бог не открыл бы Божией Матери ради Ее величия, славы и чистоты). Поэтому если мы после усердной, истовой молитвы что-то не получаем, то смиримся и будем знать, что это нам неполезно. При этом не перестанем и прибегать к Божией Матери с дерзновением тогда, когда в этом будет нужда. Лишь бы наша молитва не была праздной, как говорит Серафим Саровский, то есть, лишь бы мы не молились о вещах пустых, ненужных нам. Надо молиться или о духовном (это, конечно, выше всего), или о вещах земных, но только действительно очень нам нужных, а не о том, без чего мы можем спокойно обойтись, ведь это было бы нарушением заповеди «не искушай Господа Бога Твоего».

Итак, всегда предпочитая духовное земному и веря в заступничество Божией Матери, будем молиться Ей прежде всего о духовном, а затем уже и о земном, если это не противоречит нашей духовной пользе. Когда же мы чувствуем, что наши просьбы не удовлетворены и желание получить что-либо земное не исполняется, тогда сделаем вывод, что это духовно для нас вредно, и потому Божия Матерь нам этого не подает. Если мы будем всегда предпочитать духовное земному, вечное временному, то успокоимся, смиримся и, может быть, получим даже нечто большее того, о чем просим, – Божественную благодать. Тогда мы с верою отойдем от нашей молитвы и в следующий раз, когда вновь прибегнем к Божией Матери, не зная, что нам полезно и что вредно, станем уповать на то, что Она полезное нам даст, а вредное от нас устранит, может быть, даже само желание удалит из нашего сердца. Ведь это и есть истинное действие Божественной благодати: когда в нас исчезает само греховное желание и мы успокаиваемся, понимая, что эта вещь была нам не нужна.

Будем помнить, что Божия Матерь всегда с нами, даже тогда, когда мы о Ней забываем. Конечно лучше, если бы мы старались искренно к Ней прибегать, почитать Ее и не оскорблять своими поступками. Был один знаменитый подвижник, который рассказывал, что в юности он впал в тяжкий грех блуда. И вот после этого снится ему такой сон: будто в его уста, словно наяву, вползает змея, отчего он испытывает сильнейшее омерзение. Он начинает молиться Божией Матери, так как, несмотря на этот грех, был верующим человеком, и слышит голос: «Тебе омерзительна эта змея, а Мне так же омерзителен твой грех». Это столь подействовало на того человека, что он никогда больше не повторял подобного греха. Поэтому, прибегая к Божией Матери, будем стараться своими поступками и даже мыслями не оскорблять Ее и тогда Она поможет нам.

.



Calendar
  Май 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса


перейти к разделу
Мы созданы для радости


И у монашествующих есть деятельная жизнь, похожая на деятельность мирян; только нет у них при сем многозаботливости… свобода от которой, по порядкам монастырcкой жизни, и дает им способ быть у своей цели или пребывать неотходно с Богом и в Боге.
свт.Феофан Затворник







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb