Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
Архив новостей


Книги издательства



В чем состоит истинное блаженство?

(Евангелие от Матфея 9, Гл.4, стих 18-24)

Сегодня мы совершаем память всех святых, в земле Российской просиявших. Праздник этот был установлен по следующей причине. После революции, когда в России начались гонения на Церковь, было много пострадавших за Христа, мучеников Христовых. И конечно же, наши иерархи понимали, что невозможно при таком безбожном, я бы сказал, антихристовом режиме, прославлять в Церкви угодников Божиих, проливших свою кровь за Христа, поэтому было установлено празднование памяти всех святых, в земле Российской просиявших: ведомых и неведомых, подвизавшихся для спасения своей души тем или иным подвигом, мученики ли то были, преподобные, или какие-либо иные тайные подвижники. Таким образом, мы празднуем память не только тех угодников Божиих, которые уже прославлены, не только ведомых, известных нам святых, но и неведомых, неизвестных.

Что нужно понимать под святостью? Вы сами прекрасно помните и знаете слова песнопения, звучащие во время Божественной Литургии: «Един свят, Един Господь Иисус Христос…», а также слова Господа «Никтоже благ, токмо един Бог» (Мф. 19, 17; Мк. 10, 18). Значит, нет человека, которого можно было бы назвать в точном смысле слова святым или благим (в богословском смысле это синонимы), потому что совершенство является уделом Единого Бога. Человек отстоит от этого совершенства на такое огромное расстояние, что можно назвать его непреодолимой бездной. Если бы даже кто-то из людей имел почти безупречную совесть и не совершил почти никаких грехов, разве что мыслью, или если даже представить, что он не имел бы вообще никакого греха, был бы безгрешен, тем не менее, между безграничным совершенством Божественным и ограниченным совершенством человеческим – непреодолимое, бесконечное различие. Поэтому под святостью человека мы должны понимать некое относительное уподобление его Богу. Он свят по сравнению с нами, свят, потому что любит Бога и всеми силами к Нему стремится, понуждая себя к исполнению заповедей. Он свят еще и потому, что понимает свою греховность и ограниченность и оттого всегда пребывает в покаянии.

В сегодняшнем евангельском чтении вкратце, тезисно, если можно так выразиться, говорится как раз о том, в чем состоит святость или блаженство, благость человека. С этого – с заповедей, известных как заповеди блаженства, – Господь наш Иисус Христос начал Свою знаменитую Нагорную проповедь, в которой Он изложил основы христианского нравственного учения.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (ст. 3–12).

Что прежде всего обращает на себя внимание в этом учении Господа? Его необычность: Господь называет блаженными тех, кого мы всегда считаем несчастными и обездоленными. Он называет блаженными нищих, плачущих, кротких, а не, наоборот, могущественных и энергичных людей; алчущих и жаждущих праведности, а не самодовольных и пребывающих в удовольствии и покое; милостивых, а не богатых; чистых сердцем, чистых внутренне, а не внешне, по телу, или одетых в какие-то блистательные, прекрасные одежды; миротворцев, а не тех, кто умеет извлечь выгоду из коллизий, возникающих в человеческом обществе. И наконец, что самое удивительное, Господь называет блаженными «изгнанных правды ради». Но кто же из нас будет считать себя блаженным, когда его будут изгонять из дома, лишать родины, как апостолов лишили родины их соотечественники – отступившие от Христа иудеи? Кто из нас будет считать себя блаженным, когда его будут поносить, и гнать, и всячески неправедно злословить? Спаситель требует от нас и заповедует нам, чтобы мы в это время радовались и веселились.

К какому же счастью стремимся мы? Что понимаем под счастьем? К сожалению, нужно признать, что мы, хотя и называемся православными христианами и, наверное, искренно верим во Христа, тем не менее, имеем такое же представление о счастье, как и неверующие или маловерующие люди, которые нас окружают. Все мы живем одними интересами и представлениями; находясь в среде нехристианского общества, мы поневоле, незаметно для себя, впитываем всю его идеологию – не ту, которая официально проповедуется, а ту, которая является своего рода жизненной философией каждого человека. Коммунисты ли, магометане ли – все хотят жить благополучно, сыто, иметь хорошее, удобное жилище, видеть здоровыми и богатыми своих родственников, быть счастливыми в семье в том смысле, чтобы все было спокойно, чтобы сохранялось взаимное согласие, но не на почве религии, а просто из-за земной, плотской привязанности друг к другу. Конечно же, мы почитаем счастливыми, прежде всего, богатых людей. Если мы добрые, милосердные люди, то мы сочувствуем нищим и бедным, а как искренно верующие, мы, разумеется, должны сочувствовать и плачущим. Мы огорчаемся, когда нас увольняют с работы или проявляют по отношению к нам какую-либо иную несправедливость. Итак, мы видим, что представление о счастье у нас совершенно иное, чем то, о каком мы прочитали сейчас в заповедях блаженства, – можно сказать, противоположное. Мы ищем счастье, коротко сказать, в земном благополучии. А те, кого мы почитаем святыми, кому мы поклоняемся и кому должны подражать, искали счастья в духовном. То, что для нас часто является признаком счастливой жизни, для них являлось искушением и препятствием к достижению духовного блаженства. Чтобы приобрести счастье, то есть блаженство, заповеданное Господом Иисусом Христом, они отвергали то блаженство, которое иногда им как бы даром давал мир. Отвергали его потому, что оно являлось препятствием для угождения Богу, для следования за Господом Иисусом Христом. Например, богатые люди раздавали свое имение, люди крепкие и здоровые изнуряли свою телесную крепость постом и подвигами. Люди счастливые в семейной жизни расторгали семейные узы, если они препятствовали им исполнять заповеди. Они оставляли благополучное, спокойное жительство в своих домах и городах, уходили в леса или пустыни или вселялись в монастыри, где подвергали себя как бы нарочитым неудобствам. Например, некий подвижник запер себя в такой келье, где никогда, ни в каком положении нельзя было полностью выпрямиться.

Наши русские святые так же, как и все святые, от века просиявшие, избирали блаженство, проповедуемое Господом Иисусом Христом. Они всячески стремились приобрести блаженство Божественное, и для этого лишали себя счастья человеческого. И действительно, они были не только подвижниками, добровольно, а часто и невольно, претерпевая различные скорби, но и истинно счастливыми людьми. Обретя драгоценный жемчуг Царствия Небесного, благодать Святого Духа, действующую в их сердцах, они ради нее отвергли все призрачное, временное, земное. Отвергли его заранее, до того как его отнимет у них смерть. Также и Царство Небесное святые приобрели еще во время земной жизни, уже здесь стяжали его залог, предчувствие, предвкушение.

Русские приняли христианство спустя тысячу лет после основания Церкви Господом Иисусом Христом и Его учениками, святыми апостолами. Спустя тысячу лет! Это срок немыслимый, время, которое человеку трудно даже вообразить. Сменились многие, многие поколения, и уже не было апостолов, творивших великие чудеса, не было непосредственных свидетелей земной жизни, Крестных страданий, чудес и Воскресения Господа Иисуса Христа. И тем не менее, несмотря ни на что, когда, казалось бы, христианство уже охладело и многие народы даже уклонились в различные ереси и заблуждения и отпали от Церкви, русский народ в это время принял истинную веру так горячо, так искренне, что принес обильный, великий плод святости. Тысячи русских людей последовали Евангелию, услышанному не из уст апостолов, а от священников и святителей, живших через тысячу лет после них! Последовали ему так, будто Сам Господь призывал их, стремились угождать только Богу, и счастье свое находили ни в чем-то человеческом, а только в исполнении воли Божией.

Казалось бы, постепенно и в России вера должна была остыть: таково уж свойство человеческое, что со временем охладевают даже самые ревностные люди и народы. Но вот мы видим, что происходит в XX веке, когда русскому народу пришлось испытать великие, нечеловеческие скорби, причем под русскими здесь нужно понимать и украинцев, и белорусов – вообще славянские народы, а не только великороссов. Это разделение на народности возникло уже впоследствии, исторически, но когда славяне принимали веру, тó был единый народ. Когда на Россию обрушились такие страшные скорби, то хотя, конечно, многие христиане оказались немощными, отступили от Бога и предали Церковь, но в то же самое время тысячи и тысячи людей положили свою жизнь за Христа и на церковном небосклоне воссиял сонм новомучеников российских.

Греки и другие древние народы, принявшие христианство от апостолов, полили ниву духовную мученической кровью и удобрили ее страдальческими телами своих мучеников, свидетелей Божиих. У русских, когда они приняли христианство, этого не было, потому что в то время христианство являлось уже господствующей, наиболее распространенной религией во всем мире, хотя в некоторых странах и существовало в форме ереси. И пришло время, когда этот исторический пробел, если так можно выразиться, был восполнен такими жестокими гонениями и соответственно страданиями верующих людей, каких, наверное, не было даже в первые века христианства. Русские новомученики, находясь в лагерях и тюрьмах, терпели унижения, подвергались пыткам, испытывали страдания иногда на протяжении многих и многих лет, потому что получали огромные, нечеловеческие сроки. Проведя в заключении, например, десять лет, человек выходил на свободу, а через год или два его опять арестовывали; и чаще всего крепость человеческая не выдерживала такого насилия над природой и человек так и погибал в заключении. Перенося унижения и страдания на протяжении многих лет, наши новомученики доказали, что для них служение Богу было дороже всего, что блаженство во Христе для них драгоценнее спокойной жизни. Ведь они были лишены даже того, что минимально необходимо человеку. Так, как обращались с заключенными в лагерях, добрый человек, пожалуй, не будет обращаться и со своим скотом.

Примеры древних русских святых и угодников последнего времени – новомучеников российских – показывают всем нам, что мы должны всегда и всюду предпочитать земному духовное, Евангелие – общепринятым представлениям о добре и зле, о счастье и несчастье. Мы должны всегда внимать своим поступкам, мыслям, мотивам своих действий, чтобы проверять, действительно ли мы живем по Евангелию, действительно ли оно является для нас жизненным руководством или же мы, сами того не замечая, следуем человеческим, так называемым здравым, а на самом деле безумным представлениям о добре и счастье. Нам необходимо стремиться к духовному блаженству, которое нам преподал Господь Иисус Христос, и стремиться так, как нам объяснили святые отцы и, самое главное, показали примером своей жизни. Тогда мы будем чадами, достойными своих духовных предков (не телесных, а духовных!) – русских святых. Иначе мы не имеем права хвалиться и гордиться ими.

Среди русских верующих людей, и из высшего класса, и, в особенности, из простого народа, было много святых, которые до сих пор не прославлены, и, наверное, никогда не будут прославлены, потому что они подвизались втайне от всех, даже и не думая, что делают что-то необыкновенное. Например, святитель Димитрий Ростовский рассказывает, что когда он причащал простых поселян, то есть крестьян, то видел, что лица их светились Божественной благодатью, – а ведь это были простые, малограмотные люди. Наш знаменитый русский философ, славянофил Алексей Степанович Хомяков, хотя был богатым человеком и принадлежал к высшему, господствующему классу, но в жизни своей проявлял истинно христианские добродетели, тем более удивительные, что они не соответствовали тому духу, который царил в окружавшей его среде – среде дворян и офицеров. Например, будучи офицером и проходя службу в армии, что считалось обязательным долгом всех русских дворян, он во всех военных походах, везде и всегда соблюдал посты, хотя это было очень затруднительно и в армейской жизни XIX века совершенно не предусматривалось. Когда сослуживцы Алексея Степановича, офицеры, смеялись над этим, он переносил их насмешки кротко, с улыбкой, а когда его за соблюдение постов начинали хвалить, он резко обрывал хваливших и заставлял замолчать. Алексей Степанович был счастлив в браке, имел жену и троих детей, но Господь послал ему такое испытание, что он лишился семьи: от болезни умерли жена и все его дети, однако он пребывал непоколебимым и никогда не показывал, что страдает или испытывает душевную скорбь. Один его знакомый, уже после смерти Алексея Степановича, рассказывал о следующем эпизоде. Некогда этот знакомый гостил у него в поместье, время проводили как обычно, по-светски, легли спать, когда было уже поздно. Алексей Степанович пригласил своего друга спать с ним в одной комнате, потому что гостей собралось много и, видимо, больше негде было его разместить. Среди ночи гость услышал какие-то звуки, проснулся и увидел, что Алексей Степанович стоит на коленях опершись о стул и с плачем молится. Смерть же этого человека была подобна смерти мучеников. Он оказывал помощь своим больным крестьянам во время эпидемии холеры, болезни тогда почти неизлечимой, и сам заразился ею и умер, не достигнув старости, – в 56 лет.

Вот два примера, показывающие, что и среди крестьян, и среди высшего класса были на Руси люди, почти никому не известные, как будто бы обыкновенные, но по жизни своей, можно сказать, святые, потому что они жили по Евангелию. Кроме того, это и пример, и укор для нас, чтобы мы не извиняли себя тем, будто мы живем в таких обстоятельствах, когда невозможно исполнять Евангелие. Это хула на Божественное Евангелие, нигде в Евангелии не сказано, что его можно исполнить только в пустыне или в монастыре; где бы и при каких бы обстоятельствах кто ни жил, каким бы ни было его социальное и семейное положение, следование Евангелию – его долг. Он обязан, да это и естественно для него, видеть свое счастье в угождении Богу, в исполнении заповедей, а не в следовании человеческому так называемому здравому смыслу, который в каждую эпоху бывает разный. В каждую эпоху он проповедует что-то свое, особенное, и только одно общее: и в девятнадцатом, и двадцатом, и первом, и десятом веках – всегда этот человеческий, земной здравый смысл противоречит христианству. Вражда против Христа – вот что общее у всех идеологий, сменяющих одна другую. Поэтому мы не должны поддаваться идеологиям, но всегда следить за собой и помнить, что наш здравый смысл – это здравый смысл апостольский, это Святое Евангелие, это учение Господа нашего Иисуса Христа.

17 июня 2001 года

.



Calendar
  Апрель 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса


перейти к разделу
Легко ли вышить Небо?


От печали не должно идти в монастырь, в который можно вступить только по призванию.
свт. Игнатий Брянчанинов







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb