Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства



О необходимости смирения

(Евангелие от Матфея, 28 зачало, глава VIII, стих 28 -34)

В сегодняшнем евангельском повествовании говорится об исцелении бесноватых в стране Гергесинской, или Гадаринской, как называют ее другие евангелисты. Все они описывают один и тот же эпизод, но евангелист Матфей говорит, что бесноватых было двое, а евангелисты Марк и Лука упоминают только об одном. Почему такая разница в повествованиях, казалось бы, существенная? Человек предубежденный может увидеть здесь несоответствие и сказать, что Евангелия говорят о событиях вымышленных, потому что разные писатели описывают происходившее по-разному, хотя и претендуют на то, что были очевидцами этих событий или, по крайней мере, общались с их непосредственными свидетелями. Но дело в том, что один из этих бесноватых, как повествуют евангелисты Марк и Лука, был одержим легионом демонов, то есть в нем находилось огромное количество бесов, которые сами себя назвали легионом. Легион – это подразделение римской армии, которое насчитывало от четырех с половиной до шести тысяч человек, и поскольку римская армия во времена земной жизни Спасителя была самой могущественной в мире, то смысл слов демонов был двоякий: «Нас много» и «Мы могучи». Второй же бесноватый по сравнению с первым был, видимо, не столь одержим, может быть в нем находился один демон, и потому евангелисты опустили повествование о нем как о чем-то неважном. Ведь исцеления бесноватых, совершенные Господом Иисусом Христом, были столь многочисленны, что можно было не упоминать об одном из таких заурядных случаев и рассказать только о том душевнобольном, в котором был целый легион демонов.

Когда Господь Иисус Христос «прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов» (ст. 28). Под гробами здесь нужно понимать склепы, то есть природные или же высеченные в скалах пещеры, в которых в Иудее, а страна эта гористая, погребали умерших. Одно из таких заброшенных пещерных кладбищ, может быть, весьма древнее, стало жилищем двух бесноватых, которые, как говорится далее, были «весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем» (ст. 28). Обратите внимание на то, что будет сказано в евангельском повествовании несколько ниже: «Вдали же от них паслось большое стадо свиней» (ст. 30). Стадо паслось «вдали», то есть действительно близ того места никто не смел проходить, потому что бесноватые, видимо, нападали на путников, устрашали и, может быть, даже избивали их. Однако можно было все же увидеть пасущееся стадо, а значит расстояние до той местности, где жили бесноватые, не было слишком большим, люди решались заниматься там своими делами, в частности пасти свиней. Конечно, как Всеведущий Бог, Господь Иисус Христос знал, что в тех склепах живут бесноватые, может быть, и ученики Его знали о том, что проходить там опасно, но Господь нарочно пристал к берегу именно в том месте.

«И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (ст. 29). Демоны, конечно, не знают истины, но, как существа духовные, чувствуют то, что невидно и неизвестно людям, душа которых как бы угнетена плотью. Они ощутили, что Тот, Кто присутствует рядом с ними, обладает великой благодатью, великой духовной силой, и устами этих бесноватых воскликнули, объявляя свою догадку: «Что Тебе до нас Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас», – то есть «прежде Своего Второго Пришествия Ты пришел нас угнетать и истязать».

«Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней» (ст. 30–31). Здесь упоминается просто о большом стаде, а другие евангелисты говорят, что свиней было две тысячи, то есть стадо было огромным. Демоны были готовы даже перейти из человеческого тела в свиней, только бы остаться на земле и не пойти в бездну. Мы должны очень внимательно рассмотреть это место Евангелия: безусловно, демоны более, чем кто-либо другой, знают, что происходит в адской бездне, им известны страшные мучения, которым там подвергаются не только души грешников, но и сами падшие духи. Не нужно думать, будто бы демоны, мучая других, сами блаженствуют, – с момента своего отпадения от Бога, они пребывают в невыносимых, нескончаемых мучениях и сообщают это свое страшное состояние людям, по зависти желая, чтобы и они подверглись тем же страданиям. В этом, собственно, и состоит загробное мучение. Некоторые невежественные люди наивно полагают, что в преисподней горит вещественный огонь и грешники испытывают там различные вещественные муки, например невыносимый холод. Ощущения там до какой-то степени подобны нашим телесным ощущениям – жжению или замерзанию, но они имеют духовное происхождение, потому что их источником являются сами демоны. Они, испытывая постоянное внутреннее умственное беспокойство и мучение, своей могущественной, сверхъестественной силой воздействуют на человека, желая причинить ему страдания. Демоны, существа крайне гордые, некогда превознесшиеся и пожелавшие стать равными Богу, были готовы перейти даже в стадо свиней только для того, чтобы не оставлять землю, где они имеют хотя бы некоторое утешение, не испытывая тех страданий и мучений, какие терпят в преисподней.

«И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде» (ст. 32). Стадо паслось «вдали», то есть в пределах досягаемости человеческого взора, может быть, на расстоянии нескольких километров, точно мы этого не знаем; и вот демоны, выйдя из бесноватых, стремительно преодолели это расстояние, – и стадо вдруг, без всякой причины взбесилось и бросилось в море. Вы знаете, что животным свойственен инстинкт самосохранения и никакое животное никогда не убьет само себя, как делают некоторые отчаявшиеся люди. Ведь у человека разум господствует над телом, над природой, потому что человек может как добрый поступок совершить, превозмогая свою природу, так и самый ужасный и отвратительный, вплоть до самоубийства, также превозмогая свою природу. И вот, огромное стадо ни с того ни с сего, как казалось находившимся там пастухам, бросилось с крутизны в море. Заметьте, что демоны не могли погубить бесноватых на протяжении долгого времени, а стадо погубили во мгновение ока. Может быть, это произошло потому, что животные не могли вынести присутствия демонов или же для всех демонов, так сказать, не хватило места. Демонов был легион, то есть пять или шесть тысяч, а свиней в стаде было две тысячи, поэтому можно предположить, что между демонами произошла борьба, так как каждый из них желал захватить себе «отдельное жилище» в одном из животных. Из-за этого невидимого сражения между падшими духами стадо взбесилось и, в исступлении бросившись с обрыва, утонуло. Может быть, демоны, которым не хватило «жилища», от зависти сделали так, чтобы животные сами себя погубили и никому не достались: «Раз мне нет места в этом животном, пусть и тебе не будет». Ведь если и в людях зависть весьма развита, то тем паче в демонах, – среди них нет мира, они ведут непрестанную борьбу между собой, что и видно на примере гибели этого стада. Впрочем, иногда злые существа объединяются.

«Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» (ст. 33–34). Соблазнившись гибелью своего стада, люди эти не обратили внимания на совершившееся чудо, а заметили только то, что потерпели материальный убыток. Испугавшись, что могут лишиться и другого своего имущества, они попросили Господа Иисуса Христа покинуть их. «Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город» (Мф. 9, 1). Посмотрите, Господь Иисус Христос ради двух людей пришел в это пустынное место и исцелил их, несмотря на великое унижение, которое, как Всеведущий Бог, Он, конечно, предвидел. Он не погнушался этими бесноватыми людьми, пренебрег унижением, которое должен был вытерпеть ради них, и помог им, преподав нам таким образом пример того, как действительно нужно любить ближних: не пренебрегать никаким человеком, если ты имеешь возможность ему помочь, несмотря ни на какие последствия для себя.

Демоны хотели войти в стадо свиней только для того, чтобы остаться на земле, потому что знали, что ждет их в бездне. Эти крайне гордые существа, чье имя является синонимом гордости, которые сами есть изобретатели гордости (гордость – это первый грех, изобретенный дьяволом и сообщенный им всем тем ангелам, которые пожелали его слушать, приняли его учение и после падения своего стали демонами), устремились в свиней, чтобы не возвращаться в адскую бездну. Они знали, что их там ждет. Как же мы должны быть внимательны к себе, как должны понуждать себя к смирению, быть готовыми на всякое унижение для того, чтобы избежать будущего мучения! Если даже сама гордость, так сказать, пошла на унижение, чтобы по возможности избегнуть страданий хотя бы на некоторое время, то на какие унижения должны быть готовы мы, чтобы избавить себя от вечных мук навсегда? Из этого евангельского эпизода нам необходимо извлечь для себя урок смирения – научиться смирению, как это ни странно звучит, у демонов. Преподобный Григорий Синаит говорит, что истинно смиренный человек считает себя хуже скотов и даже самих демонов, потому что побеждается ими. Поэтому пусть нам будет уроком поведение этих падших духов, готовых на самое отвратительное унижение, какое только можно себе представить, – на пребывание в свинье, самом мерзком, низком животном, которое является как бы синонимом грязи и низости. Пусть это послужит примером для нас – людей, которые не хотят потерпеть ни малого унижения, ни какого-либо упрека, не хотят сами себя укорять и смирять, но думают о себе высоко, не понимая, что это может привести к вечной погибели. Мы должны были бы всеми способами стремиться при помощи смирения искоренить в себе всякую страсть, стремиться прежде всего обрести именно смирение, потому что эта добродетель делает человека открытым для действия благодати. Если в нас нет смирения, то прочие добродетели пребывают в нас бездейственными, слабыми, как бы сухими, по той причине, что не получают поддержки свыше. Всякая добродетель заключает в себе две составляющие: наше собственное понуждение и Божественную благодать. Такое соединение двух действий, человеческого и Божественного, древние православные богословы назвали синергией, то есть содействием. И если мы должны изо всех сил себя понуждать, то в то же время должны просить помощи у Бога, потому что своими только силами мы не можем сами себе помочь, нам необходимо Божественное содействие, которое приходит только к смиренным. Если нет смирения, то как ты ни молись, как ни ищи благодати – ты ее не найдешь. Благодать приходит не ради уединения, не ради исполнения большого молитвенного правила, не ради чего-то другого, но единственно ради смирения. Если мы уединяемся, строго постимся и совершаем другие подвиги, то все это делается только ради смирения. Приобретя смирение, мы можем получить свыше Божественную помощь, и тогда наша добродетель одухотворится и наполнится внутренней силой.

Смирение – одна из важнейших добродетелей в деле спасения. Другое дело, что его нельзя приобрести, так сказать, одним мечтанием, одним только понуждением себя именно к этой добродетели без понуждения ко всем прочим. В то же самое время, стараясь исполнить все то, что нам заповедал Спаситель в Евангелии, мы должны всегда помнить о смирении, потому что только тогда мы получим помощь свыше. Когда в нас ослабевает усердие к приобретению этой добродетели, нам нужно напоминать себе о тех ужасных мучениях, тех невыносимых бесконечных страданиях, которые ожидают в будущей жизни людей нераскаявшихся и о которых свидетельствует страх самих демонов перед адской бездной.

Вспоминая эпизод, переданный в сегодняшнем евангельском чтении, будем сами себя подбадривать, устрашать и укорять примером демонов, – это не значит, конечно, что мы должны им подражать, но поскольку мы видим, что демоны, которым хорошо известны адские муки, сами боятся их, то и мы должны устрашиться мучений, ожидающих в будущей жизни и духовных существ, и нас самих, людей падших, если мы не покаемся.

4 июля 1999 года

.



Calendar
  Май 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса


перейти к разделу
Верный Богу и Царю


Монах есть тот, кто будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных.
прп. Иоанн Лествичник







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb