Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства



О необходимости возвыситься над собой через смирение

(Евангелие от Луки, 94 зачало, глава XIX, стихи 1-11)

Братья и сестры, приближается время Великого поста, и Церковь заранее подготавливает нас к этому подвигу. Еще не наступили те воскресные дни, которые непосредственно предваряют вступление на поприще поста, но уже сегодняшнее евангельское чтение учит нас покаянию. Великий пост – время, как будто специально отведенное для этой добродетели, благодаря которой приобретаются и все прочие. Покаяние – это не просто сокрушение и плач о своих грехах, это изменение жизни, борьба со страстями, обновление своего духа, поэтому можно сказать, что, каясь, мы спасаемся. Сегодняшнее чтение рассказывает нам о покаянии на примере Закхея-мытаря.

«Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом» (ст. 1–3). Имя Закхей в переводе означает «праведный» или «справедливый». Оно, казалось бы, противоречит жизни этого человека: Закхей был начальником мытарей, то есть сборщиком податей, а сохранить сраведливость при такой должности было весьма сложно. В Римской Империи привилегия собирания податей отдавалась богатым, знатным римлянам, как правило, из сословия всадников. Они перепродавали свои права более мелким «чиновникам», те вновь их продавали и так далее. Эта порочная система приводила к вымогательству: покупая право на собирание податей, люди естественно предполагали собрать больше, чем положено отдавать в казну. Можно было нажить целое состояние или, по крайней мере, жить безбедно. Не поддаться на такой соблазн мог только праведный, мудрый, благоразумный человек. Судя по тому, что Закхей был начальником мытарей и вдобавок богатым человеком, можно предположить, что он как раз занимался вымогательством. Иерихон славился производством дорогих тканей, в нем жили состоятельные, обеспеченные люди. Тот, кто занимался сбором податей (налогов, как бы мы сейчас сказали) в Иерихоне, имел возможность обогатиться, что Закхей и сделал. Нужно также иметь в виду, что мытари собирали подати не в пользу национального иудейского правительства, а в пользу римлян, которых евреи считали захватчиками, поработителями. Это вызывало еще большее презрение к сборщикам податей. Но, несмотря на то, что Закхей занимался таким отвратительным делом, составлял себе состояние на людских слезах, доставлял неприятности и скорби соплеменникам, угождая своим господам, римским захватчикам, и думая только о себе, он сохранил жажду к истине. Зло, порок и жадность не до конца уничтожили в нем любовь к Богу.

Он желал видеть Иисуса. Вероятно, он уже слышал о Нем, знал, что это великий человек: Пророк, Учитель и Чудотворец. Но, как говорит пословица, «лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать». Желая удостовериться своими глазами в величии Иисуса, Закхей тщетно пытался пробиться сквозь толпу, плотно обступившую Спасителя. Вполне вероятно, что, если бы эти люди хотели пропустить Закхея, это бы не составило для него труда, но поскольку они презирали его, то под предлогом скопления народа пренебрегли его желанием. Тогда, горя пламенным желанием увидеть Господа, Закхей решился на шаг весьма неожиданный для богача и начальника мытарей, как бы мы сейчас его назвали, – главы налоговой службы города. Я намеренно использую это сравнение, чтобы вы могли представить себе, как выглядел поступок Закхея в глазах его современников.

Забыв о своем статусе, начальник мытарей влез на смоковницу (или на сикимору, согласно более точному переводу), «чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее» (ст. 4). Вот что может сделать с человеком жажда истины. Ради познания ее он пренебрегает людским мнением, не обращает внимания на препятствия, не боится позора. А ведь позор иногда вынести тяжелее, чем какую-либо скорбь, особенно если скорбь при этом соединена с человеческим одобрением и славой. Есть даже такая пословица: «на миру и смерть красна». Нам не страшно даже жизнь свою отдать, если при этом нас хвалят и одобряют, – такой поступок кажется нам прекрасным и вожделенным. А вынести позор, всеобщее презрение и насмешки (даже если нас осуждают за какое-то доброе дело) нам бывает чрезвычайно тяжело, часто – просто невозможно. Однако, Закхей презрел и превозмог свое тщеславие: залез на дерево, чтобы увидеть Господа.

«Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (ст. 5). Неожиданно для себя Закхей не только увидел Господа Иисуса Христа, но и услышал показавшиеся ему странными слова. Господь сказал, что хочет войти к нему в дом – к нему, которого все презирали и считали ничтожным человеком. Господь Иисус Христос проявил здесь Свое всеведение: Он назвал мытаря по имени, хотя ранее не встречался с ним. «И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку» (ст. 6–7). Среди учеников Господа Иисуса Христа тоже был мытарь, Матфей. Спаситель не презирал никого, даже людей, опустившихся до вымогательства, притеснений и грабежа ближних. Он вошел в дом к Закхею, невзирая на мнение других людей, думая только о том, чтобы спасти этого человека и обрести его для Царствия Небесного.

Словно в ответ на людскую молву и осуждение «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (ст. 8). Таким образом Закхей исполнил закон Моисеев, который повелевал воздавать обиженным вчетверо, но кроме того, он добровольно решил отдать нищим половину имущества, нажитого, как он сам понимал, нечестным путем. В одно мгновение из грешника он превратился в праведника, потому что очистился покаянием и поступил справедливо по отношению ко всем, кому причинил скорбь. Имя его – «праведный», «справедливый» – подтвердилось. «Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (ст. 9). Слова «сын Авраама» означают не только то, что Закхей является потомком Авраама по крови, но и то, что он член ветхозаветной Церкви, потомок и сын Авраама по вере, по духу.

Не нужно презирать никого, каким бы падшим человек ни был, ибо всякий может восстать и покаяться. У каждого человека есть, как некое зерно, может быть, еще не взошедшее, возможность покаяться. «Ныне пришло спасение дому сему». Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), само слово «спасение» указывает на то, что человек погибает. Закхей, этот грешник, вымогатель и обидчик, осознавал, что погибает, а те люди, которые его осуждали, почитали себя праведниками, будто бы не имеющими столь тяжких грехов, хотя на самом деле они нуждались в спасении так же, как и Закхей. Конечно, им было трудно увидеть свои, казалось бы, малые и ничтожные грехи, тогда как тяжкий грех Закхея был для него очевиден. Это не значит, что нужно совершать какие-то явные, тяжелые грехи, чтобы потом можно было покаяться. Однако и этим мнимым ветхозаветным праведникам уподобляться нельзя, нужно взирать на себя без снисхождения, применяя к себе строгие, евангельские, а не так называемые общечеловеческие мерки. Какой мерой мы сами себе возмерим, в такой же мере воздастся нам благодать Божия. Кающийся грешник становится истинным праведником, как это случилось с Закхеем, а тот, кто мнит себя праведником, остается в грехах.

Господь наш Иисус Христос сказал всем, кто осуждал Его за то, что Он снизошел войти дом грешника и не презрел того, кем гнушался весь город: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (ст. 10). Взыскать означает найти нечто утерянное. Как говорит другая притча Спасителя, если человек потеряет одну только овцу из своего стада, то не может успокоиться, пока не найдет ее, и тогда радуется и делится этой радостью с друзьями. Женщина, потерявшая одну только монету из десяти, также не будет спокойна, пока тщательно не обыщет свой дом, чтобы найти эту монету, и тогда будет радоваться вместе со своими подругами и соседями (см. Лк. 15, 4–9). Так бывает и в нашей жизни. Теряя малую вещь или часть своего имущества, мы скорбим и стараемся возместить этот ущерб. Тем паче Господь Иисус Христос скорбит о каждой потерянной человеческой душе, ибо человек – это драгоценное существо, микрокосмос, малый мир, как справедливо называли его древние философы. Каждый человек содержит в себе неповторимый мир. И Господь взыскует эти погибшие миры. Ради этого он сошел с небес на землю, воспринял на себя человеческое естество, не пренебрег родиться в пещере, с самого детства терпел гонения и скорби со стороны завистников: фарисеев, книжников и архиереев, – наконец, умер позорной, мучительной смертью на Кресте. И все это совершено для того, чтобы обрести потерянную душу каждого из нас.

Нам иногда кажется, что мы живем своей частной жизнью, незаметно проходя по миру от рождения до смерти. Мы чувствуем, что существуем только для себя и, может быть, для немногих близких. Но это не так. Каждая душа для Господа драгоценнее любого сокровища. Безмерно дорог для Него каждый человек, и Господь наблюдает за нами, как родители за малыми детьми. Если мы сбиваемся с истинного пути, Он пытается найти нас. Он не только принес Себя в жертву за все человечество, но и непосредственно участвует в судьбе каждого из нас, устраивая наше спасение несмотря на наше безразличие и неверие, нерадение и лень, а иногда страшные, отвратительные грехи, о которых мы и сами гнушаемся вспоминать. Преодолевая все препятствия, Спаситель пытается взыскать наши души. Мы уже погибли, нас уже нет, мы уничтожены для вечности: грехи убили нас духовно, лишили всякой благодати. Мы уже почти не люди, потому что в нас нет ничего возвышенного, ничего святого. Мы думаем только о земном, о поддержании своей телесной жизни, о чувственных удовольствиях. Но, несмотря на все это, Господь ждет нас и устраивает ситуации, в которых мы могли бы возвыситься над собой, подобно тому как это сделал Закхей. Он влез на дерево, не побоявшись унижения. Так и мы можем подняться над суетой, над своими грехами, которые как бы окружают нас плотной толпой и мешают нам узреть Господа. Мы возвышаемся через смирение, через покаяние, через осознание своего ничтожества, и Господь, невзирая на наше греховное прошлое, приходит в дом нашей души. Как бы вдохновленные этим снисхождением и неизреченным милосердием Божиим, мы становимся способны на подвиг, подобный закхееву: мы можем мгновенно исправить свою жизнь, полностью перемениться, превратиться из грешников в праведников, из обидчиков – в справедливых, из погибших – в тех, кто обрел спасение.

Евангелие повествует о том, что многие люди шествовали за Господом и окружали Его. Многие хотели с Ним пообщаться и считали для себя великой честью, когда Господь пребывал в их доме, даже если это были люди, считавшиеся праведными или знатными, как, например, Симон фарисей, о котором повествует евангелист Лука. Но Спаситель вошел в дом даже к начальнику мытарей, преуспевшему во зле и вымогательстве, несомненно, больше рядовых сборщиков податей. Он вошел к нему, потому что тот сумел возвыситься над собой и над толпой через смирение и презрение самого себя. Если мы, подобно Закхею, сумеем осознать свою греховность, пренебречь собственным достоинством, возвыситься над суетой, чтобы хотя бы взглянуть на Господа в молитве, тогда благодать Божия будет к нам близка. С нами может произойти чудо, которое случилось с Закхеем. Мы как будто бы лишены сейчас возможности увидеть Господа своими глазами, и в этом уступаем Его современникам. Но на самом деле это не так. Мы можем уподобиться Закхею в видении Господа духовно. По сути мы испытаем то же самое, что и он. Мы не увидим Господа телесными глазами, но узрим Его умом столь же ясно, очевидно и убедительно. Мы примем Его не в свой дом, но в свое сердце. Мы услышим Его голос, призывающий нас к покаянию и возвещающий нам спасение, услышим не телесным слухом, а неизъяснимым действием благодати. Мы сможем в точности испытать все, что испытали люди из евангельских повествований. Мешает нам в этом лишь то, что мы не имеем такой решимости и смирения, как у Закхея. Так гордость и маловерие мешали современникам Закхея, окружавшим Спасителя. Будем подражать в покаянии праведному Закхею, настроим свою душу так, чтобы хотя бы в дни Великого поста – этой десятины человеческой жизни, которую мы должны пожертвовать Богу, – усилить свои труды, сокрушение сердечное, устремиться к изменению своей жизни и приблизить себя к вечному спасению.

15 февраля 2001 года

.



Calendar
  Апрель 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса


перейти к разделу
Как не надо поститься


Монашество есть культура, которая не имеет себе равной в мире сем. Однако не скоро входит человек в состояние, когда он способен увидеть эту красоту.
Архим.Софроний (Сахаров)







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb