Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
Архив новостей


Книги издательства



О том, как изменить себя

(Евангелие от Луки, 94 зачало, глава XIX, стихи 1-11)

Господь наш «Иисус вошел в Иерихон и проходил через него» (ст. 1), направляясь, как ясно из повествования, в Иерусалим. «И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом» (ст. 2–3). Евангелист делает примечание «начальник мытарей и человек богатый» (или по-славянски: «сей бе старей мытарем, и той бе богат») для того, чтобы подчеркнуть необычность, экстраординарность поступка этого человека. И далее: «Искал видеть Иисуса, кто Он». Видимо, он знал о Его проповеди и чудесах, а может быть, и слышал о чуде исцеления слепого, которое произошло недавно при входе Господа Иисуса Христа в Иерихон. Весть об этом (так часто бывает) должна была разнестись по Иерихону быстрее, чем Спаситель через него пройдет, потому что Он двигался медленно, окруженный большой толпой людей. А слух, передаваемый от одного человека к другому, мог быстро разнестись по городу. И Закхею не удавалось из-за маленького роста увидеть Спасителя из толпы, но желание его было столь сильным, что он решился на необычный и странный, с точки зрения обычных представлений о приличии, поступок. При этом нужно обратить внимание на то, что он был начальником мытарей. Хотя это занятие и было у иудеев презренным, однако же, как начальник, Закхей обладал некоторой властью и, несомненно, должен был внушать страх всем жителям Иерихона, потому что они в значительной степени от него зависели. И в наши дни люди, в особенности обладающие имуществом, боятся произвола со стороны властей при сборе налогов, потому что и сейчас возможна несправедливость. А в древности это было, можно сказать, общепринято. Дело в том, что система сбора налогов была такой: кто-то брал у власти на откуп право собирать налоги, вносил положенную сумму, которую требовало государство, и уже сам для себя собирал деньги. Естественно, что этот человек рассчитывал получить и прибыль. Человек, купивший у государства право собирать налоги, потом продавал его низшим чинам, но уже за бульшую цену, те – другим людям, и так далее, вплоть до непосредственных сборщиков податей. И потому начальник мытарей, несомненно, представлял собой хотя и неприятную, однако же внушительную власть в этом городе. К тому же он был богат. А богатство, праведно оно нажито или неправедно, в любом случае дает человеку преимущество и вызывает непроизвольное уважение к его владельцу даже у тех людей, которые осуждают человека за будто бы неправедно нажитое имущество. Занимая такое положение, Закхей, тем не менее, решается на презренный с точки зрения других людей поступок.

«И, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его (то есть Господа Иисуса Христа. – иг. А.), потому что Ему надлежало проходить мимо нее» (ст. 4). Не обращая внимания на то, что люди могут изумиться и посмеяться, Закхей влез на дерево, чтобы видеть Господа Иисуса. Каждое событие, происходящее в этом мире с любым человеком, всегда имеет две стороны. Одна сторона – внешняя, всем видимая, доступная для восприятия человеческими чувствами, другая – тайная, невидимая, то есть внутренние чувства человека, его переживания, мысли, намерения, заставляющие его поступить тем или иным образом. На первый взгляд, между нашим временем и временем, когда жил на земле Спаситель, существует очень много различий. Современники Господа имели возможность непосредственно, телесными глазами видеть Его, а для нас это невозможно, потому что ныне Своею пречистою плотью Господь пребывает на небесах одесную Бога Отца. Мы отличаемся от людей времен земной жизни Спасителя по разным признакам: эпохой, в которой живем, страной, национальностью, культурой и так далее. Но внутренне все люди друг другу подобны, когда бы они ни жили, и мотивы их поступков приблизительно одинаковы. Поэтому мы можем сопоставить свое поведение с поступком Закхея. Он желал видеть Господа Иисуса Христа, но не имел такой возможности из-за того, что ему было трудно пробиться через толпу. Тогда Закхей, невзирая на человеческое мнение, предпринимает необычный шаг.

Вы уже можете догадаться о том, что я скажу далее. Желаем ли мы видеть Господа Иисуса Христа? Телесными глазами мы, конечно, не можем Его увидеть и не должны к этому стремиться, потому что тот, кто желает видеть Бога в каком-либо образе, заранее обрекает себя на прелесть. Воображение при молитве должно безмолвствовать. Но увидеть Господа Иисуса Христа духом, то есть постичь Его Божество или, по словам Евангелия, познать Кто Он (а Он есть Бог), увидеть Его пребывающим внутри себя и во всем мире, как вездесущего Бога и Сына Божиего, может каждый из нас, и всякий должен к этому стремиться. Но хотим ли мы, подобно Закхею, увидеть Господа Иисуса Христа и познать, Кто Он? По большей части мы совершенно безразличны к такому познанию. Мы спокойны и считаем, что достаточно того, что Господь как бы проходит мимо, а мы находимся рядом с Ним. Достаточно того, что мы смутно чувствуем некий шум, говор или, может быть, отдельные слова, доносящиеся до нас. Сами мы не желаем приложить никаких усилий к тому, чтобы созерцать Господа. А если для этого необходимо еще и совершить определенные шаги, переменить свою жизнь, из-за чего в человеческих глазах, как нам кажется, мы будем выглядеть смешными и вызовем презрение, то всякая решимость и ревность в нас угасает, и нас охватывает отвратительное чувство ложного стыда и человекоугодия. Мы пренебрегаем стремлением к Господу ради человеческого одобрения и похвалы, а иногда даже просто ради того, чтобы быть «как все». Мы боимся чем-то отличаться от других людей, если это может им не понравиться. И, конечно же, по причине того, что мы не пользуемся возможностью, предоставляемой нам Промыслом Божиим, прийти в общение с Господом Иисусом Христом, соединиться с Ним духом, созерцать Его и познать, Кто Он, – мы не получим явного, действенного прощения грехов. Не будет у нас и действенного покаяния, то есть в нашей жизни не произойдет изменения, подобного тому, какое произошло с Закхеем.

«Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (ст. 5). Конечно, на первый взгляд между Закхеем и каждым из нас, имеющим свой особенный образ жизни, привычки и черты характера, разница громадная. Но, если мы обратимся к нашей внутренней жизни, то найдем чрезвычайно много сходного с жизнью Закхея. Господь, увидев ревность этого человека и его пренебрежение человеческим мнением, остановился. Ибо благодаря такой устремленности к Богопознанию, человек возвышается над другими людьми, хотя в их глазах выглядит презренным и смешным. Спаситель остановился возле этого человека, который возвысился над толпой в буквальном и, самое главное, в духовном смысле, и говорит ему: «Надобно Мне быть у тебя в доме». Войдя в дом Закхея, Господь Иисус Христос присутствовал там не только телом, но и Своим Божеством. Он проникал в души людей Своим Божественным действием, прежде всего в душу кающегося Закхея. Так происходит и с каждым из нас, когда мы, для того чтобы достигнуть единственно вожделенного для нас созерцания Господа Иисуса Христа, возвышаемся над толпой и презираем человеческое мнение. И Господь приближается к нам. Он входит в нашу душу и сердце, подобно тому как Он вошел в дом Закхея, и в нашей душе происходит необыкновенное изменение и преображение, называемое обычно покаянием.

«Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью» (ст. 5–6). Поспешно! Задумайтесь: ведь когда человек поспешно слезает с дерева, то это, наверное, выглядит еще более смешно, чем когда он на него взбирается. И если тогда Закхей мог думать, что толпа устремила все свое внимание на Господа, а на него не смотрят, то теперь всеобщее внимание было привлечено к нему. Он не постыдился этого и слез поспешно, потому что радость, охватившая его оттого, что Господь неожиданно проявил к нему снисхождение, милосердие и любовь, заставила его еще более пренебречь мнением толпы.

«И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он (то есть Господь Иисус Христос. – иг. А.) зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (ст. 6–8). Всякий человек, обидевший другого в материальном отношении, обязан был, по Моисееву закону, воздать вчетверо против причиненного ущерба (см. Исх. 22, 1). И Закхей исполнил это предписание. Любовь заставила его сделать то, что не могла заставить сделать строгость закона. Но кроме того он обещал раздать нищим половину своего имения, что уже не входило в требования закона, но было его добровольным решением. Таким образом, раздав свое имущество, он едва ли оставил что-нибудь себе и своей семье. Что же он мог оставить себе, после того как воздал вчетверо всем, кого обидел (а таких, наверное, было очень много), да еще половину раздал нищим? Может быть, только недвижимость.

«Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (ст. 9–10). Обратите внимание на то, что Закхей мгновенно переменяет всю свою жизнь, когда Господь Иисус Христос входит в его дом. Мы часто недоумеваем: «Что же нам делать, чтобы исправиться? Мы так стараемся, понуждаем себя, искренне стремимся исполнять заповеди и жить добродетельно, но у нас ничего не получается». Ответ дан в этом повествовании: прими Господа в свое сердце, в дом своей души, и тогда Господь Иисус Христос изменит тебя необычайным образом. Из гневливого ты станешь кротким, из каменносердечного – любвеобильным и милосердным, из ленивого и унылого – ревностным. Ты приобретешь и многие другие добродетели, так что ты даже изумишься: «Что со мной происходит?» А все потому, что Христос, источник всякого блага и добра, пребывает в тебе и как бы напояет тебя этим благом. Но изменение не совершится, пока ты желаешь победить зло сам, рассчитываешь на свои силы и думаешь, что сможешь что-либо сделать без Господа. Надеясь на себя, ты вновь и вновь претыкаешься и падаешь. И будешь падать до тех пор, пока не поймешь евангельскую истину, выраженную Господом Иисусом Христом: «Без Мене не можете творити ничесоже» («Без Меня не можете делать ничего») (Ин. 15, 5). Поэтому отцы называют молитву матерью всех добродетелей. Господь Иисус Христос, Который как бы пребывает в молитве, постигается и приобретается нами через нее, является источником всякого блага. И если Он будет в нас, то и нас сделает добрыми ради нашей причастности к Его Божественному действию, которое очищает, освящает и преображает человека, попаляя в нем все грехи и страсти.

«Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама». Искреннее стремление к Богу люди часто оценивают как эгоизм. Они говорят нам, что мы думаем только о молитве, пренебрегаем своими родственниками и друзьями, не оказывая им обычного уважения и дружеского расположения. В особенности монашествующих часто упрекают за то, что они, якобы, вместо того чтобы исполнять Евангелие и делать людям добро, от людей убегают. Но любой благочестивый христианин, испытавший хотя бы некоторую сладость в молитве, тяготится всякой суетой. И вот за это нас упрекают. А мы часто теряемся. В действительности же, если мы проявим такой «эгоизм», который выдающийся русский философ Константин Леонтьев назвал трансцендентальным, то есть сверхъестественным, то благодать Божия будет так действовать в нас, что мы научимся истинной евангельской любви. И ради нашего покаяния, ради нашего трансцендентального эгоизма спасение будет даровано не только нам самим, но и нашим близким.

Сегодняшнее евангельское чтение заканчивается словами: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Как Он «взыскал погибшее»? Обратите внимание на то, что Закхей сам залез на дерево, сам стал искать возможности увидеть Спасителя. Только когда он проявил свое произволение в конкретном действии, Господь приблизился к нему и сказал: «Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Значит, это «взыскание и приобретение погибшего» происходит не без нашего произволения. Господь сначала возбуждает в нас жажду познать Его, Господа и Спасителя, а когда мы эту жажду пытаемся удовлетворить, тогда, видя нашу деятельную, а не только «теоретическую» ревность, Он приходит к нам. Так происходит взыскание и спасение. Ни то, ни другое не совершается тогда, когда мы, пусть даже с сокрушенным сердцем, с некоторым умилением и покаянием, но пассивно ожидаем пришествия к нам Господа. Молитва – это единственная добродетель, благодаря которой мы можем увидеть Господа Иисуса Христа и духовно приблизиться к Нему. Итак, понуждаемые Божественной благодатью, устремимся к молитве, чтобы и Сам Господь приблизился к нам, вошел в нас и чтобы таким образом совершилось наше спасение.

17 февраля 2002 года

.



Calendar
  Апрель 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса


перейти к разделу
Воздух Зеленой Рощи


Драгоценность для монаха - послушание: кто приобрел его, тот услышан будет Господом.
прп. Ефрем Сирин







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb