Ново-Тихвинский женский монастырь: О подражании Закхею



О подражании Закхею

(Евангелие от Луки, 94 зачало, глава XIX, стихи 1-11)

Когда мы читаем Евангелие, то нам иногда кажется, что все это было давно, далеко от нас и что, собственно, подражать тем или иным историческим персонажам Евангелия невозможно по одной простой причине: мы живем в другое время. Этим мы часто оправдываем себя, свое нерадение и, теряя ту малую ревность, которая у нас есть, приходим в охлаждение. Так же и сегодня, слушая евангельское повествование о Закхее, мы недоумеваем: как мы можем ему подражать? Легко ему было в то время, Спаситель жил на земле, и он, конечно же, желал увидеть Его. И мы бы желали Его увидеть, но не имеем такой возможности, потому что с того времени прошло уже много лет и Спаситель, как говорит апостол Павел, уже не известен нам по плоти (см. 2 Кор. 5, 16), то есть мы не видим Его своими телесными глазами, Он пребывает одесную Бога Отца. Но все это только отговорка. Мы тоже можем разумно – именно разумно – подражать праведному Закхею. В чем? Если мы желаем созерцать Христа, наслаждаться общением с Ним, то должны, подобно Закхею, презирать человеческое мнение. Презирать его, конечно, следует не в любом случае, а тогда, когда оно противоречит нашей христианской совести, расходится с Божественным учением. В этом случае мы возвысимся над толпой пустых человеческих мнений и сделаемся способными увидеть Христа, способными подражать Ему своей жизнью. И тогда Он придет в нашу душу.

Кроме того, не будет натяжкой увидеть в этом евангельском повествовании и другой, более таинственный смысл, касающийся нашей внутренней жизни. Ибо подражать можно не только внешне, телесно, но и, главное, внутренно, духовно. Когда толпа помыслов смущает наш ум, не дает нам приблизиться к Господу, мы должны при помощи молитвы возвыситься над этой толпой, и тогда мы Его увидим. Господь Иисус Христос, видя нашу ревность, наше понуждение к тому, чтобы пренебречь греховными или пустыми, суетными помыслами, препятствующими нам созерцать Его в своем сердце, снизойдет к нам и не только даст Себя созерцать, но и войдет в дом нашей души. Он очистит Своей благодатью не один лишь ум, но и все наши душевные и даже телесные свойства, спасет все человеческое существо, подобно тому как ради покаяния Закхея была спасена вся его семья.

Когда человек начинает умом созерцать Христа, то он не может не каяться. Чем ближе человек становится к Богу, тем более он исполняется страха, смирения и покаяния, даже непроизвольно. Наступит такое время, когда и безбожники покаются, но, правда, это не принесет им пользы. Это будет время, когда Господь наш Иисус Христос на облаках благодати явится во второй раз судить мир. Тогда, как сказано в Священном Писании, «восплачутся все племена земные» (Мф. 24, 30), все покаются. Но нужно успеть покаяться, пока не окончилась наша земная жизнь. Если мы так разумно будем подражать Закхею, то сподобимся увидеть Господа и следовать за Ним как внешней своей жизнью, так и в душе своей, внутренно. Будем подражать Закхею в пренебрежении человеческим мнением, в ревности, в желании увидеть Иисуса, будем подражать ему несмотря ни на что: ни на наши грехи и страсти, ни на тьмочисленные помыслы. И если мы приобретем такую ревность, то ничто не сможет разлучить нас с возлюбленным Господом нашим Иисусом Христом, воспрепятствовать нашему покаянию и спасению.

1 февраля 1998 года

.