Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства



Слово после Литургии
о поклонении Богу Отцу духом и истиною

(Евангелие от Иоанна, 12 зачало, глава IV, стихи 5-42)

Сегодняшнее евангельское чтение передает нам слова Спасителя о том, что Богу нужно поклоняться духом и истиною. Они имеют многообразный смысл. Во-первых, догматический: нужно поклоняться Богу в Троице – Богу Отцу Духом, то есть Духом Святым, и Истиною, то есть Господом Иисусом Христом. Во-вторых, аскетический: надлежит непрестанно молиться Богу, на всяком месте духовно поклоняться Ему непрестанной покаянной молитвой. И в-третьих, смысл нравоучительный. Остановим наше внимание именно на нем.

Одни рассуждают так: «Будем молиться в храме или дома, сколько у нас есть сил, и этого достаточно». Другие уповают на милость Божию из-за того, что понуждают себя к непрестанной молитве. Однако и те, и другие забывают именно о второй части изречения Спасителя – «и истиною». Нужно не только духом поклоняться Богу, но и содержать правильное учение Православной Церкви – правильные догматы. Если человек пытается искренне, от всей души молиться, жить духовной жизнью, этого еще не вполне достаточно, ибо нужно поклоняться не только духом, но и истиною.

Если бы в Евангелии не было этих слов о поклонении Богу духом и истиною, могли бы оправдаться люди, утверждающие возможность духовной жизни вне Православной Церкви, то есть вне истины: у каких-либо иноверцев, инославных или людей вовсе не признающих Христа, иначе мыслящих о Боге и вообще о всем духовном. Главное, дескать, чтобы человек жил духовной жизнью, есть, мол, и у католиков святые, и у индусов, и у буддистов, есть и пророки у магометан и так далее. Однако, если слова Спасителя применять к нашей духовной жизни строго, как их и должно применять, то Богу нужно поклоняться и духом, и истиною. Ибо Бог есть дух, ищущий последователей, которые именно так и поклоняются, потому что истина – вещь строгая. Она не может существовать, так сказать, по частям – наполовину или на три четверти. Поэтому люди, которые утверждают, что духовная жизнь существует вне Православной Церкви, явно противоречат Господу Иисусу Христу, явно противоречат Самой Истине. Ибо святые отцы совершенно справедливо называют Спасителя Самоистиной. Сам Он про себя сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Если возможно поклоняться Богу духом, то есть жить духовно, предположим, в католической церкви, значит, это невозможно у нас – в Церкви Православной. Если истина у буддистов или у баптистов, следовательно, ее нет у православных христиан и у людей других вероисповеданий, потому что истина или полностью содержится в Церкви, или отсутствует совсем.

Поэтому люди, проявляющие якобы любовь к ближним, терпимость и прочее и утверждающие, что можно жить духовной жизнью вне Православия, вне правильного исповедования догматов, на самом деле хулят Церковь, а Церковь есть тело Христово. Страшно об этом даже говорить. Православные догматы – не есть нечто отвлеченное. Это не какие-то философские умозаключения, а опытно познанная святыми отцами, и прежде них – апостолами и пророками, истина. И если человек неправильно говорит о Боге, значит, он не знает Бога. Рассуждающий неверно о будущей жизни не понимает, что она собой представляет, и в вечности не сподобится прощения грехов, потому что стремится не к тому, к чему нужно. Кто неправильно учит о человеческой душе, тот не спасет свою душу, ибо не знает, как с ней обращаться.

Православную Церковь еще называют Соборной Церковью. Православные догматы – это и есть соборный опыт Церкви, иначе говоря опыт всех апостолов, пророков и святых отцов. Дерзающие этим опытом пренебрегать как чем-то маловажным не исполняют заповедь Спасителя о том, что нужно поклоняться Богу духом и истиною. Те, которые считают, что и вне Православной Церкви есть святые, то есть люди живущие духовно и правильно поклоняющиеся Богу, тем самым утверждают, что истины в Православной Церкви нет и что истина не имеет никакого значения. Таким образом, они вновь противоречат Спасителю и проявляют неверие. Поэтому будем себя понуждать и к духовной жизни, и к тому, чтобы жить умом своим внутри Церкви. Иначе говоря, нужно исповедовать учение православное, церковное, а не собственное мнение, тем более мнение чуждое, высказываемое людьми, находящимися вне Церкви. Неважно кем – так называемыми учеными, философами или какими-нибудь ересиархами. Пусть весь мир трепещет и благоговеет перед мнением этих людей, для нас оно не имеет никакого значения. Нельзя предпочитать мнение, которое родилось вне Церкви, мнению, которое преподал Дух Святой апостолам, пророкам и святым отцам. Будем тщательно стараться жить духовной жизнью – это одна сторона спасения, и одновременно право исповедовать все догматы Православной Церкви – это другая сторона. Если мы уклоняемся от этого, значит, ставим под сомнение свое спасение, пусть даже мы поступаем так нечаянно, по простоте, по невежеству, с которым, тем не менее, нужно бороться. Итак, будем поклоняться Богу духом и истиною. Будем жить не только нравственно, то есть не совершать тяжких, смертных грехов, но и духовно. И не только вести духовную жизнь, но и правильно исповедовать догматы, являющиеся ориентирами в духовной жизни. Догматы нам кажутся отвлеченными и ничего не значащими только потому, что у нас очень мало духовного опыта. Однако для людей высокодуховных, достигших состояния созерцания, они были живыми. Догматы, собственно, и были созерцаниями этих подвижников, предметом их стремлений. Поэтому не будем пренебрегать этими ориентирами в духовной жизни, ибо без них, как сказал Спаситель, невозможно правильно поклоняться Богу.

12 мая 1996 года

.



Calendar
  Апрель 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса


перейти к разделу
Молитва – сладкий плод Великого поста


Монах тот, кто во всем делает себе принуждение.
Авва Захария







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb