Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства



«Да явятся дела Божии…»

(Евангелие от Иоанна, 34 зачало, глава IX стихи 1-38)

Для того, чтобы сегодняшнее евангельское повествование стало для нас более ясным, обратимся к тем стихам Евангелия, которые это повествование предваряют. Евангелие от Иоанна рассказывает о том, как Господь Иисус Христос вышел из храма, скрываясь от фарисеев, которые обвиняли Его в кощунстве и хотели побить камнями. И, «проходя, увидел человека, слепого от рождения» (ст. 1). Видимо, это происходило сравнительно недалеко от храма Божия. Тогда «ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (ст. 2) Ученики задали такой вопрос, потому что были в недоумении: оба эти предположения казались им странными и сомнительными. Если согрешил тот, кто уже родился слепым, то получается, что наказание предшествовало греху, если же согрешили его родители, то в чем же его вина и почему он наказан?

«Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (ст. 3). Господь отвергает оба эти предположения и объясняет, что слепота попущена этому человеку для того, чтобы, исцелившись, он прозрел не только телесно, но и душевно, обрел видение духовных вещей и духом своим, умом постиг, что Иисус есть Сын Божий. Что пользы человеку, если он имеет зрение, но слеп душевными очами? Спасителя окружало множество людей, которые не были слепыми телесно, но Он упрекал их в том, что они, имея глаза, не хотят видеть: «своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют» (Мк. 4, 12). Слепорожденный, о котором повествуется в сегодняшнем Евангелии, при встрече со Спасителем был слеп и телесно, и душевно, но, прозрев телесно, обрел и духовное зрение.

«Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (3 ст.). Если мы попытаемся вникнуть в смысл этих двух слов «дела Божии», нам придется перенестись умом к первым строкам Книги Бытия – «Вначале сотвори Бог небо и землю» – и всему тому, о чем повествует пророк Моисей. Все описанное в Книге Бытия и есть непосредственные дела Божии. Спаситель также являет дело Божие, показывая этим, что Он Сам Бог. Ибо, сделав брение и помазав глаза слепому, Он таким образом не просто исцелил больные глаза, но, можно сказать, заново сотворил их. А Тот, Кто из брения может создать самую возвышенную, самую прекрасную часть человеческого естества – зрение, без которого обезображивается лицо и чрезвычайно омрачается человеческая жизнь, конечно, мог сотворить и всего человека.

«Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (ст. 3–4). Эти слова можно понимать так: день – это время земной жизни, то есть время, когда мы можем заниматься какой-либо деятельностью, подобно тому как люди работают в течение дня. А будущая жизнь – это ночь, и когда приходит ночь, наступает время покоя. Мы не сравниваем ночь с неким мраком, в данном случае важно, что это время покоя, когда никто ничего уже не может делать. А значит, нужно в этой временной жизни трудиться для своего спасения, думать не только о себе, но и о том, чтобы, насколько это в наших силах, помогать ближнему.

«Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (ст. 5–7). Господь говорит о Себе, что Он свет миру и может просветить всякого человека, который слеп телесно или духовно. И Он тут же доказал это, совершив великое чудо исцеления слепорожденного. В духовном же отношении каждый из нас является слепорожденным и нуждается в свете, который есть Господь. Сотворив брение из слюны и земли, Спаситель показывает, что даже Его слюна – то, что в человеке считается ничтожным, – обладает целительной силой. Мы знаем еще несколько случаев, когда Господь исцелял подобным образом: например, одному человеку Он плюнул на глаза, потом возложил на них руки, и тот прозрел, также Он плюнул в уста косноязычному, и тот избавился от своего недуга (см. Мк. 8, 22–26; 7, 32–36). Чудеса исцеления больных и бесноватых Спаситель творил без числа, и евангелисты обычно только кратко о них упоминают. Особенно же удивительные и великие чудеса Господь всегда совершал несколько раз, для того чтобы все увидели, что это не случайность, и уверились, что Тот, Кто может сделать что-либо два или три раза, может, если захочет, совершить это и бесчисленное число раз. Таким образом Он возбуждает в нас веру. В чуде же, о котором мы вспоминаем сегодня, особенно удивительным было то, что исцеленный человек был слепорожденным, то есть не видевшим никогда.

Спаситель посылает слепорожденного умыться в водоеме Силоам, что в переводе значит «посланный». Возможно, водоем был так назван в предведении того, что туда будет послан слепой для исцеления. Может быть, в этом названии содержится и указание на то, что Господь Иисус Христос послан Богом Отцом для спасения человеческого рода.

«Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (ст. 7). У человека, который никогда не видел, глаза которого были обезображены и лишены естественной способности созерцать свет и все творение Божие, глаза появились, можно сказать, заново. От этого весь вид его настолько изменился, что когда он вдруг пришел зрячим, то его не сразу смогли узнать. И это неудивительно. Раньше слепой, по-видимому, всегда ходил с закрытыми глазами: может быть, ему было больно, когда на них попадал солнечный свет. Между тем и внешние признаки глаз: цвет, разрез и прочее, – и те внутренние духовные свойства, которые каким-то непонятным для нас образом обнаруживаются через выражение глаз, являются очень характерной чертой человека.

«Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он?» (ст. 8–12). Желая сейчас же обвинить Спасителя в нарушении субботы, они спрашивают, где Он. Но Господа уже не было там, потому что Он скрылся. Он часто так делал, избегая человеческого прославления и показывая нам пример смирения.

«Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи» (ст. 12–14). Фарисеи славились тем, что тщательно исполняли закон, изучая его и предания старцев, так сказать, до последней буквы. По сравнению с другими сектами и вообще всеми прочими иудеями они считались (иногда справедливо, а иногда из-за их лицемерия) людьми праведными и сведущими в исполнении заповедей Божиих. Поэтому для того, чтобы определить значение этого чуда, поскольку сами люди от изумления не смели ничего и помыслить, они повели прозревшего слепца к фарисеям.

Далее евангелист Иоанн делает существенное замечание, которое объясняет последующее развитие событий: «А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи». До сих пор евангелист не говорил о том, что была суббота, потому что применительно к чуду это не имело никакого значения. Спаситель сказал, что будет совершать дела Божии, то есть такие же, какие совершает Бог Отец, Который ни на одно мгновение не оставляет мир, потому что если Он отымет Дух Свой, то, как говорит пророк Давид, все исчезнет (см. Пс. 103, 29). И конечно же, в субботу Он также заботится и промышляет о всем сотворенном мире, даруя жизнь и зрение многим живым существам, в том числе и людям. Таким образом, Господь сотворил именно то, что делает пославший Его Отец, и никакого нарушения субботы здесь и быть не могло, потому что субботу нужно было посвящать Богу. А что более угодно Богу, чем помощь страдающему ближнему? Но фарисеи придавали чрезвычайное значение внешним предписаниям закона, забывая о их сути, и преувеличивали важность соблюдения субботы. Формализм довел их до смешного и нелепого утверждения о том, что Иисус, плюнув на землю и смешав слюну с горсткой пыли, совершил работу, которая запрещена в субботу. Вот крайнее лицемерие и фарисейство! «Забывая» о том, что слепой прозрел (что является доказательством того, что Богу было угодно это, с их точки зрения, неправильное действие Спасителя), они стали придираться к пустяку.

«Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он же сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? (Видимо, эти люди были более здравомыслящие и беспристрастные, чем те, которые сразу, без всякого рассуждения, решились осудить Господа. – иг. А.) И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк» (ст. 15–17). Хотя прозревший был человеком простым и необразованным, но, слушая рассуждения фарисеев, он постепенно начинал приходить к определенным выводам и стал понимать самое важное. После прозрения телесного он постепенно прозревает духовно и говорит о Спасителе: «Это пророк». Он еще не до конца познал истину, но уже гораздо глубже, чем фарисеи, которые были судьями и, так сказать, экспертами в области исполнения заповедей, понимает ее.

«Тогда иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?» (ст. 18–19). Иудеи, желая умалить это чудо и предать его забвению, призвали к себе родителей слепого и не хотели им верить. Им легче было принять ложь, состоящую в том, что этот человек всегда был зрячим, а его слепота – выдумка, чем признать, что Спаситель является Пророком и что Он послан от Бога. Родители же бывшего слепого хотя и испугались, но не до такой степени, чтобы говорить очевидную для всех ложь, потому что окружающие много лет знали этого прозревшего человека.

«Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросиaте; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись иудеев; ибо иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (ст. 20–22). Несомненно, родители его понимали, что произошло величайшее чудо, однако из страха они не захотели рассуждать об исцелении, сославшись на то, что сын их сам уже взрослый человек. Им казалось, что сам вид прозревшего настолько убедителен и слова его столь весомы (ведь этот человек испытал чудо на себе), что никто уже не может оспаривать истинность необыкновенного исцеления. По этой причине они не солгали в угоду фарисеям и не отреклись от того, что их сын родился слепым. Ведь это была очевидная для всех истина. Но в то же самое время они не подтвердили и не менее очевидную истину – чудесное исцеление их сына.

«Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник» (ст. 24). Фарисеи призывали слепого лицемерно воздать славу Богу. Как он мог воздать Ему славу, отринув Спасителя, – Того, через Кого Бог совершил это великое чудо? Может быть, Господь Иисус Христос сотворил брение из слюны и праха и помазал слепому глаза именно с той целью, чтобы никто не смог отрицать Его действительное, явное и в буквальном смысле ощутимое участие в чуде и не посмел сказать, что Бог исцелил слепорожденного, а Спаситель приписал Себе это исцеление. Возражения здесь были невозможны. И как ни пытались фарисеи вынудить этого человека сказать слова, которые умалили бы значение этого необыкновенного события, – факт был настолько очевиден, что исцеленный слепорожденный, вновь и вновь кратко рассказывая им все, самой реальностью этого события заставлял их замолчать и приводил в растерянность.

«Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (ст. 25). Не нужно эти слова понимать так, будто слепорожденный сомневается, грешник Спаситель или нет. Он говорит, что ни о каких Его грехах не знает, а знает только одно, что сам был слеп, а теперь видит. Фарисеи опять растерялись и не знали, что сказать. Тогда они вновь задают свой вопрос, хотя уже слышали и от посторонних свидетелей, и от самого исцеленного о том, как произошло чудесное исцеление. И родители его подтвердили, что он был слеп, а ныне прозрел. Своим упорством фарисеи пытались заставить его отречься от чуда и сказать то, что им угодно было услышать.

«Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? (другими словами, «я ведь уже достаточно вам рассказал и не скажу ничего другого – такого, что хотелось бы вам услышать». – иг. А.) или и вы хотите сделаться Его учениками?» (ст. 26–27) Прозревший, возможно, усомнился в цели, с которой иудеи задавали вопросы, и подумал, не потому ли они так тщательно расспрашивают его, что хотят окончательно убедиться в этом великом чуде и сделаться учениками Иисуса? Слепой тогда хотя и не понимал, что Иисус – Сын Божий, но уже верил, что Он великий пророк, а пророками в то время называли не только собственно пророков, но вообще всех угодников Божиих, тех, кого мы сейчас называем людьми святой жизни.

«Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он» (ст. 28–29). Этими словами фарисеи хотели унизить бывшего слепца, потому что они очень гордились тем, что являются учениками Моисея. И действительно, в Библии сказано, что Бог говорил с Моисеем как с другом, лицом к лицу. Моисей именем Божиим творил великие чудеса и в Египте (вспомним, например, казни египетские), и в пустыне, по которой евреи шли в землю обетованную. Когда Моисей спустился с горы Синай, где говорил с Богом, то лицо его так сияло, что он должен был закрыть его покрывалом, чтобы не ослепить своих соплеменников. Но Спаситель не просто выше Моисея, Он – Тот самый Бог, с Которым беседовал Моисей и Который преподал заповеди. Господь показал это тем, что явил Себя Творцом: сотворив глаза слепому, Христос открыл, что Он – Тот самый, Кто сотворил Адама из праха земного и Еву – из плоти Адама.

«Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (ст. 30–31). Исцеленный слепой, человек необразованный, но исполненный здравого смысла, отвечает весьма благоразумно. Действительно, Бог внимает молитвам праведных людей, которые не только боятся Его, но и волю Его творят. Однако лицемерные фарисеи, уже давно примирившись друг с другом и забыв о бывшей между ними распре, сознательно противятся Спасителю, желают досадить Ему и умалить Его славу. От слов прозревшего «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» (ст. 32) они исполнились бессильного гнева, потому что им нечего было ответить: действительно, в Библии мы не встретим описания подобного чуда. И далее: «Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (ст. 33). Это жизненный и действенный довод, но фарисеи в своем упорном противлении Богу с гневом ответили: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон» (ст. 34). Если бы даже слепота и была следствием греховности этого человека (хотя Спаситель опроверг это мнение), то исцеление показывало, что грехи его прощены. Но фарисеи не хотят этого видеть. Они считают, что раз он родился слепым, значит его родители грешники и сам он настолько грешный человек, что уже не имеет никакого права их учить и предлагать свои, даже здравые суждения. Свое превосходство над слепорожденным фарисеи усматривают в том, что они, как потомки праведных родителей, – зрячие, здоровые люди и от рождения обладают земными благами, а слепорожденный как будто бы всего этого лишен. Но если он и был многого лишен, то теперь он стал таким же зрячим человеком, как и они, и уже никто не может обвинить его в том, что он грешник и наказан за свои грехи. Фарисеи были столь предубеждены, что дошли до явного абсурда, почти до безумия и не хотели признавать его прозрения и того, что чудо исцеления от врожденной слепоты гораздо больше, чем обычное и естественное для всех дарование зрения с самого рождения.

«Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон». Нужно иметь в виду, что они его не просто выгнали, но и отлучили от синагоги, как бы сейчас сказали, отлучили от Церкви, а это страшное наказание, которого в то время многие боялись. Однако этот человек, послушный голосу своей совести, не побоялся дерзновенно защищать истину перед лицемерами, ведь, прозрев телесно, он постепенно прозрел и духовно. Обратите внимание, что Спаситель, когда исцелял слепорожденного, некоторым образом испытал его. Во-первых, сам способ исцеления был унизительным, но слепой это вытерпел. Он не уклонился и от того, чтобы пойти в Силоамскую купель, которая находилась довольно далеко от храма. Он не усомнился, что Господь исцелит его именно таким образом. Преданность воле Божией и послушание показывали в нем веру еще прежде исцеления и познания того, что Иисус есть Сын Божий. Затем этот человек выдержал, как некое испытание, несколько бесед с фарисеями и их давление на него, пережил и то, что родители почти отреклись от него, а потом и все от него отошли из страха перед фарисеями, этой влиятельной в иудейском обществе сектой. Постепенно он остался один перед множеством врагов Божиих, проявил стойкость, твердость и остался верным голосу своей совести вплоть до того, что не устрашился даже отлучения от церкви.

«Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (ст. 35–38). По иному переводу, Господь спросил: «Ты веруешь ли в Сына Человеческого?» Это не умаляет слов Спасителя, потому что, называя Себя Сыном Человеческим, Он подчеркивал значение и реальность Своего Воплощения, указывая, что Он – Сын Божий, воплотившийся и ставший Сыном Человеческим. Господь Иисус Христос, исцелив этого человека телесно, ныне исцеляет его духовно – дает ему духовное зрение. Тогда, помазав брением глаза слепорожденного и отправив его в отдаленную купель Силоамскую умыться, Господь испытал его веру и затем даровал телесное зрение. Так и теперь Он через испытание, которому исцеленный подвергся в разговорах с фарисеями, постепенно привел его к тому, что он уже готов был увидеть в Иисусе не просто великого пророка, совершившего такое чудо, какого никто от века не творил, но – Воплощенного Сына Божия, Сына Человеческого.

Слепорожденный все более и более уверялся в том, что Иисус говорит и действует по воле Божией, и теперь спрашивает Его с полной верой: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» Отказавшись от повиновения фарисеям, прозревший был отлучен от церкви, но не остался одинок и не был брошен Богом, Господь тут же нашел его и даровал ему неизмеримо большее, чем принадлежность к ветхозаветной церкви, – Спаситель через веру присоединил его к Церкви новозаветной и к Самому Себе. Отныне этот человек мог духовно созерцать Сына Божия и духовно общаться с Ним. «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». Эти, казалось бы, обыкновенные слова имели необыкновенное значение для человека слепорожденного и исцеленного, ибо способность видеть, которая нами воспринимается как обычная, для него являлась великим чудом. Этими словами Спаситель как бы говорил исцеленному: «Тебе даровано зрение не для того, чтобы ты радовался красоте окружающего мира и творения Божия, но чтобы ты увидел Сына Божия и Сына Человеческого, чтобы ты увидел в Иисусе – Мессию, Христа, пришедшего для спасения человеческого рода». И тогда наступило окончательное, полное прозрение этого человека: он вместе с избавлением от врожденной телесной слепоты избавился от врожденной слепоты духовной и приобрел душевное зрение. Благодать Божия просветила его дух, и он искренно от всей души воскликнул: «Верую, Господи!» – и поклонился Ему. По Моисееву закону, поклоняться подобает одному только Богу, что, конечно же, знал каждый иудей. И слепорожденный назвал Иисуса Христа Господом и поклонился Ему именно потому, что узнал в Нем Сына Божия. Мы знаем, что Спаситель запрещал своим ученикам проповедовать, что Он есть Христос, Сын Божий, прежде того, как Он пострадает и воскреснет из мертвых. Но этому человеку Он открыл истину, которая тогда была известна только апостолам, и таким образом сделал его Своим ближайшим учеником.

4 июня 2000 года

.



Calendar
  Апрель 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса


перейти к разделу
Почему уходят в монастырь?


Монаху, как сыну, должно от всего сердца и всем помышлением любить Бога; как рабу - благоговеть пред Ним и повиноваться Ему, со страхом и трепетом исполнять Его заповеди, каждодневно производя над собою суд относительно помыслов и дел (и затем) недостающее восполнять, а соделанным добрым не возноситься, называя себя рабом неключимым, должного не исполнившим как следует; обо всем Бога Всесвятого благодарить и Ему приписывать все (сделанное) исправно в своей жизни; ничего не делать по тщеславию или человекоугодию, но все делать тайно, и от единого Бога ожидать похвалы.
Игумен Филарет Глинский







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb