Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства



О благодати как главном признаке истинного христианина

(Евангелие от Иоанна, 27 зачало, глава VII, стихи 37-52, глава VIII стих 12)

Сегодня мы празднуем великое событие: на пятидесятый день после Воскресения Спасителя на Его учеников сошел в виде огненных языков Дух Святой и исполнил их великой духовной силы, так что они даже обрели способность говорить на всех языках тех народов, среди которых должны были проповедовать.

Апостолы, ближайшие ученики Спасителя, были людьми в основном или неграмотными, или малограмотными, лишь немногие из них имели образование. Благодать же Святого Духа даровала им возможность проповедовать на иностранных языках всем народам земли. Но это было, конечно, не единственное дарование, которое апостолы получили от Господа в день Пятидесятницы. Они также получили дары чудотворения, изгнания бесов, пророчества, распознавания духов, от Бога ли они, – все Божественные дарования сошли на них во всей полноте. Когда мы читаем или слышим Деяния апостольские, повествующие об этой великой благодати, то удивляемся, ужасаемся и думаем, что сейчас такое уже невозможно. Поскольку такой благодати сейчас нет, то даже возникает сомнение, возможна ли она была и в то время. Действительно, подобные внешние признаки присутствия в человеке благодати, внешние ее проявления не всегда имеют место. Но в каждом из нас должно быть нечто, показывающее, что человек является христианином не только по имени, но и по жизни. Об этом главном признаке истинного христианина говорит Божественное Евангелие. Господь наш Иисус Христос еще до Своих Страданий предсказал пришествие великой благодати. Он произнес такие слова: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7, 38–39). Вот признак действия благодати, указанный в Священном Писании, и он должен присутствовать в каждом человеке: «реки из чрева его потекут воды живой». Это, конечно, образное выражение, ясно, что речь идет не о воде и, собственно, не о чреве, а о «внутреннейшем» человека, то есть о сердце, притом не о телесном органе, а о духовном сердце. Духовное сердце находится там же, где и сердце как телесный орган, но оно не есть сердце в собственном смысле слова, это – духовная внутренность, духовное чрево человека. Место, где оно расположено, в Священном Писании часто называется сердцем, иногда же – чревом, но на самом деле имеется в виду одно и то же. Если человек не только на словах верит в Спасителя, но и показывает свою веру самой жизнью, то у него в этом духовном чреве, сердце, начинает струиться Божественная благодать. Простые слова Спасителя о реках живой воды, кажущиеся, как и многие другие слова Священного Писания, какой-то притчей, аллегорией, в действительности очень точны. В самом деле, человек, испытывающий в душе, в сердце, в этом духовном чреве, действие благодати Святого Духа, ощущает его как некоторое струение, как некий источник, бьющий в его сердце. И в зависимости от обилия благодати это бывает или просто своего рода духовной влагой, или ручейком, или рекой, а иногда целым морем, наполняющим человека, переполняющим его и изливающимся на ближних. Действительно, выражение Спасителя очень точное.

Мы, из-за своей неопытности, притом еще соединенной с самоуверенностью, часто выражения Священного Писания воспринимаем в переносном смысле. Мы не можем, например, понять слов: «Я с Отцом приду и вселюсь в них» (см. Ин. 14, 23), которые говорят о том, что Бог Господь Иисус Христос с Богом Отцом будут жить внутри человека. Нам кажется, что это сказано в переносном смысле. Но тут никакой метафоры нет, слова эти следует понимать в самом буквальном смысле. Действительно, люди, исполняющие заповеди, сподобляются того, что в них вселяется Бог, и они ясно это ощущают. В кратких словах из сегодняшнего евангельского чтения также дано точное описание ощущения благодати истинным христианином. Он чувствует в сердце своем как бы реку. Когда у одного подвижника спросили, есть ли у него непрестанная Иисусова молитва, он, показывая в направлении от головы к сердцу, сказал: «Течет…» Более всего это ощущение благодати проявляется тогда, когда человек молится Иисусовой молитвой. В самом деле, когда благодать действует в полной мере, молитва течет в сердце человека.

Я думаю, что истинные проповедники слова Божия, не такие как мы, обыкновенные священники, а как богоносные отцы, например как Иоанн Златоуст, Максим Исповедник и сами апостолы, ощущали, что слово, выходящее из их уст, истекает из их сердца действием Божественной благодати. Существует такое повествование о Спиридоне Тримифунтском, который был великим чудотворцем. Он участвовал в I Вселенском соборе. Один философ препирался с православными на стороне ариан, и в какой-то момент святые отцы не могли найти, что ему сказать, тогда Спиридон Тримифунтский стал просить слова, хотя он был человеком очень простым и даже неграмотным. Он имел необыкновенную веру, дававшую ему власть творить чудеса, но никакого богословского образования у него не было. Отцы долго его отговаривали, просили не вступать в спор, боясь, как бы он не опозорился и как бы из-за его простоты истина не подверглась поруганию. Но все-таки святитель Спиридон настоял, и ему дали слово. Он встал и в очень простых словах рассказал о воплощении Спасителя, о Его жизни на земле, Страданиях, Воскресении и Вознесении – как будто бы пересказал Евангелие. Потом святитель спросил у философа: «Веришь ли ты этому?» И вдруг тот против всякого ожидания сказал: «Да, верю». Так Спиридон Тримифунтский своей простой речью обратил его в Православие. У философа стали спрашивать: «Почему ты, когда мы представляли тебе столь убедительные доводы, не внимал им, а к простым словам святителя Спиридона прислушался и поверил?» Он отвечал: «Когда говорил святитель Спиридон, то я чувствовал, что из уст его исходит некая сила, действующая на мое сердце и заставляющая меня принять его слова». Благодать, заключавшаяся в простых словах святителя, вошла в душу этого философа и обратила его к истинной вере. Ведь та вера, которая была в святителе Спиридоне и которая давала ему власть творить чудеса, действует не только в молитве, когда человек о чем-то просит Бога и Господь по вере его исполняет его желания, но и тогда, когда он говорит о Спасителе, о Евангелии – о всем том, во что мы верим. В простых словах может заключаться великая, непобедимая сила. И мы убеждаемся в этом, конечно же, прежде всего на примере Священного Писания. Евангельское повествование чрезвычайно просто, и по сложности изложения, безусловно, Евангелие нельзя сравнить с писаниями святых отцов, которые логически очень выдержанны, заключают в себе множество доказательств и необыкновенно витиеваты: нужда заставляла отцов философствовать, чтобы защищать истину. Однако простота Евангелия, подобная простоте Божества, намного превосходит сложность святых отцов. Это простота по превосхождению, а не по недостатку, и в ней заключено гораздо больше веры, чем в человеческих рассуждениях.

Итак, благодать, переполняя души людей, истекает и облекается либо в словесную проповедь, либо в писания (подобно тому, как это было с Евангельскими Писаниями), либо в дела, а иногда и в чудеса. Но во всяком случае эта благодать в какой-то степени, пусть даже в малой и без таких внешних проявлений, которые говорили бы о необыкновенном ее изобилии, обязательно должна быть в каждом христианине.

Если мы, допустим, кого-то осудим или сильно прогневаемся, а в особенности если злопамятствуем или долго не исповедуемся и не причащаемся, то чувствуем, что в душе нашей как будто наступает пустота, как-то скверно на душе. Есть даже такое выражение, относящееся к молитве: сухая молитва, или, как еще говорят, сухость в молитве, душевная сухость. Смотрите, какое точное выражение! Хотя оно не святоотеческое, а скорее народное, но очень часто употребляется в монашеской среде. Значит, некая влага в душе христианина, некоторая Божественная роса – это состояние, противоположное духовной или молитвенной сухости. И с умножением благодати эта роса превращается, как я говорил, в ручей или реку, а у великих угодников Божиих и в бурный поток, бурное море, которое выплескивается из человека и освящает тех, кто его окружает. Когда христианин во время Иисусовой молитвы испытывает действие Божественной благодати, то в его сердце происходит нечто подобное тому, что бывает в кипящем котле, когда вода начинает закипать и переливается через край, заливая все помещение. Благодать Иисусовой молитвы орошает молящегося, и согревает сердце, и начинает переполнять его, и, наконец, истекает из него, как бы переливаясь через край, и наполняет тело и душу, и освящает всего человека. И весь он становится преисполненным благодати, как некоторое помещение, заполненное огнем, или светом, или водой. Это ощущение, совершенно точно описанное разными святыми отцами, также совпадает с тем кратким выражением Спасителя: «Реки из чрева его истекут воды живой». Реки, освящающие прежде всего самого человека, а потом уже, если бывает необыкновенное обилие благодати, переливающиеся через край, выходящие за пределы человеческой души и могущие освящать и ближних. Поэтому не торопитесь, братья и сестры, проповедовать, не спешите молиться за других людей: мы не имеем еще той благодати. Она в нашей душе пока едва-едва только проявляется, подобно некой малой росе, а отнюдь не рекам, как сказал Спаситель, истекающим из духовного чрева. Мы должны знать свою меру. Если люди обращаются к нам с вопросом и мы чувствуем, что они вопрошают искренно, а не искушая, тогда мы можем «дать ответ о своем уповании», как сказал апостол Петр (см. 1 Пет. 3, 15). Но браться за вещи, превосходящие нашу духовную меру, опасно. Однако, надо обязательно заботиться о своем внутреннем состоянии, чтобы в нас этот ручеек благодати не иссякал и не иссыхал. Вот о чем нужно думать, вот о чем нужно всегда беспокоиться. А не пенять на то, что вот, мол, мы ведь не апостолы, не святые отцы и живем мы не в то время. Все зависит только от человека. Заповеди можно исполнять везде и всегда, и ничем они не ограничены. Благодать Божия не ограничивается никаким местом, и Дух Святой «дышит где хочет», как сказано в Евангелии (Ин. 3, 8). Ничто не может Ему помешать. Все зависит от нашего внутреннего состояния. Ни суета, ни житейские заботы, ни недостаток, казалось бы, времени для молитвы или уединения, ни искушения, окружающие нас и, как нам представляется, превосходящие наши силы, – ничто не может помешать Духу Святому действовать в нашем сердце. Единственное, что на самом деле мешает – это наши грехи. Не будем оправдывать себя, а будем каяться, и за это покаяние вернем благодать, а если еще и исправляться начнем, то она станет умножаться. Будем помнить о том внутреннем признаке благодати, который очень точно назван в Писании: некоторая духовная влага, истекающая из духовного чрева, из сердца человека.

.



Calendar
  Май 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса


перейти к разделу
Воскресший храм св. Александра Невского


Главное монашеское правило есть - быть неотлучно умом и сердцем в Боге, или непрестанно молиться.
свт.Феофан Затворник







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb