Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства



О действии благодати Святого Духа

(Евангелие от Иоанна, 27 зачало, глава VII, стихи 37-52, глава VIII стих 12)

Сегодня мы вспоминаем сошествие Духа Святого на апостолов или, правильнее сказать, Его воздействие на них. В этот праздничный день мы читаем зачало из Деяний апостольских, где повествуется об этом событии, а из Евангелия – зачало, в котором Сам Господь Иисус Христос предсказывает, что оно должно произойти. Конечно, об этом явлении можно рассуждать очень много, но мы коснемся только одной его стороны: скажем о признаках действия Святого Духа, о том, как узнать их, основываясь на Священном Писании, и увидим, что они не изменились с самых первых времен христианства и до наших дней.

«И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и мидяне, и еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (ст. 2–11). Все это великое множество людей, привлеченных шумом, сбежалось к дому, где произошло великое событие – сошествие Святого Духа. Словно буря почила на этом доме. Все они «изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли галилеяне?» Они даже не говорили: «Не все ли они евреи?», но «Не все ли они галилеяне?», то есть люди очень простые, необразованные. Невежественные рыбаки и крестьяне вдруг заговорили на разных языках, и не просто заговорили, а прославили Бога. Как сказано в Писании, «слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих». Тем не менее, говорение на разных языках не является главным признаком действия Духа Святого в человеке. Дар этот был дан апостолам для того только, чтобы они могли проповедовать слово Божие по всему миру и говорить с каждым человеком на его родном языке. Сектанты, которые считают, что говорение на разных языках – основной признак действия благодати, конечно же, глубоко заблуждаются. Однако в наше время, как пишет об этом Серафим Роуз, такое мнение распространено среди представителей всех вероисповеданий, в том числе, к сожалению, и среди православных.

Писание указывает на одну очень важную деталь: апостолы говорили «о великих делах Божиих», и всем это было понятно. Когда же человек начинает на другом языке говорить что-то невнятное и его никто не понимает и сам он себя не понимает, то это отнюдь не признак благодати. Расскажу о таком неприятном случае. Некий пресвитер-баптист решил со своими близкими посетить собрание пятидесятников (баптисты и пятидесятники – это очень близкие секты; собственно, пятидесятники по своему догматическому учению и есть баптисты, но в отличие от них считают, что человек после крещения Духом должен заговорить на разных языках). Сам этот пресвитер был, если я не ошибаюсь, немцем и знал немецкий язык, а происходило все это где-то у нас в России или на Украине. Во время собрания пятидесятников, когда все заговорили на языках, когда, как они думали, на них сошел Дух Святой, вдруг пресвитер услышал, что кто-то говорит на немецком языке, сам языка этого не понимая, и не прославляет Бога, как сказано про апостолов, а хулит Его. Вот так дьявол смеется и издевается над теми людьми, которые мнят о себе, что на них сходит Святой Дух и что они, как апостолы, говорят на иных языках. Сам человек, если бы даже говорил на ангельском языке, как пишет апостол Павел (1 Кор. 13, 1), должен понимать, что говорит, в противном случае – это «дарование», конечно же, не благодатное, а прелестное и, может быть, отчасти представляет собой некое психо-физическое явление.

Говорение на разных языках не есть главный признак благодати. А вот то, что рассказывается о сошествии Святого Духа, – «явились им разделяющиеся языки, как бы огненные» – как раз и есть характерное свойство действия благодати в сердце и душе человека. По Григорию Синаиту, одним из основных ее признаков является именно ощущение теплоты в сердце (и многие другие святые отцы указывают на этот признак, когда говорят о непрестанной сердечной молитве). Он действительно остался неизменным с древнейших времен: как апостолам Дух Святой явился в виде огня, так и в нас Он действует в виде огня до сих пор. Конечно, у обыкновенных людей, несколько преуспевших в умном делании, это только ощущение тепла во время Иисусовой молитвы, но в тех, кто достиг большего преуспеяния, благодать действует в такой степени, что они во время молитвы становятся огневидными, как, например, Арсений Великий или преподобный Серафим Саровский, который просвещался внутренним светом, подобно солнцу.

Итак, вот один из важнейших признаков благодати. О других признаках, также важных, мы читаем в Евангелии от Иоанна. Евангельское повествование, казалось бы, противоречит тому, что описано в Деяниях апостолов. «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (ст. 37–39). «Реки воды живой» – вот другой признак действия благодати, как будто бы противоположный тому, о котором мы говорили сначала. В Деяниях говорится о том, что действие Духа Святого было подобно огню. Конечно же, апостолы не только увидели огненные языки, которые почили на них, но и ощутили тепло. Мы знаем из рассказов подвижников благочестия, что при молитве они действительно чувствовали тепло, иногда даже словно огонь разгорался в их сердце и заполнял всю душу и тело. Тем не менее, ничто не мешает соединяться одному ощущению с другим, как будто бы противоположным. Если в Деяниях говорится, что Дух Святой явился в виде огня, то в Евангелии от Иоанна действие Святого Духа сравнивается с течением прохладной воды.

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей». Представьте себе: человек, истомленный жаждой, пьет, и вода прохлаждает его изнутри. И далее: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Верующий не только насладится прохладой, но и «из чрева» его (под которым имеется в виду сердце человека, его духовная глубина), как из источника, потекут реки живой воды. Поистине, во время действия непрестанной молитвы, когда благодать начинает утешать человека, он чувствует, что из сердца его, как из переполненной чаши, истекает некая влага, которая наполняет постепенно всю душу и тело. Мы видим – особенно подробно описывает это, как мне кажется, святитель Игнатий (Брянчанинов), – что в сошествии Святого Духа есть ощущение и тепла, и прохлады. Они удивительно совмещаются в этом действии благодати, равным образом даруемой и нам, и апостолам. Единственная разница: им благодать была дана в полной мере, и они ее всегда хранили, а мы часто теряем, и она оскудевает до такой степени, что мы ничего не чувствуем, становимся совершенно пустыми и иногда даже уподобляемся безбожникам. В этом случае благодать в нас подобна источнику, который засыпан грязью. Но если мы его расчистим, то вновь живая вода потечет из нашего сердца, оросит душу прохладой и согреет ее благодатным огнем.

«Многие из народа, услышав сии слова, говорили: «Он точно пророк». Другие говорили: «Это Христос». А иные говорили: «Разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?» Итак, произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак, служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?» (ст. 40–47). Описанное Господом действие благодати, которое так поразило этих служителей, простых людей, фарисеи сочли признаком прелести. Как было в древности, так происходит и сейчас. Они ничего не знали опытно о предметах духовных, для них это все было чужое, неизвестное. Потому-то Спаситель и упрекал Никодима, после того как сказал ему о необходимости каждому человеку через Крещение родиться свыше от Духа Святого: «Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (см. Ин. 3, 5,10). Смотрите, как они возражали простым людям: «Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он» (ст. 48). Фарисеи противопоставили действие благодати, опытное богообщение теоретическому знанию закона Моисеева. Они думали о Спасителе: «Как смеет рассуждать этот невежественный Человек о духовных предметах? Что Он может знать о них, если он плохо знает Священное Писание и предание старцев (святоотеческое учение, как сказали бы сейчас)? Как можно верить Ему? Это безумие и нелепость». Так фарисеи прикрывали свое невежество и холодность. Мы не должны им уподобляться. Если мы изучаем Ветхий и Новый Завет и святоотеческое Предание, то делаем это, чтобы стяжать благодать, а не для того, чтобы заменять опытное знание теоретическим, ощущение благодати – удовлетворением от того, что мы много знаем. Ибо здесь действует тщеславие, которое нас утешает, а там мы вступаем в истинное богообщение. Когда мы упоены тем, что мы какие-то особенные, многознающие, лучше других, то гордость ослепляет нас и мы не видим собственных грехов. Когда же в нас действует благодать, то мы всегда считаем себя ничтожными, неблагодарными перед Богом и чувствуем себя великими перед Ним должниками.

«Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. И разошлись все по домам» (Ин. 7, 50–53). «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12). Еще один указанный в Евангелии признак благодати – свет. Благодать действует в человеке как огонь, как источник воды и как свет. Эти три обычно несовместимые или трудно совместимые вещи во внутреннем восприятии молящегося человека совершенно естественно совмещаются. Он все это ощущает: видит внутри себя свет, орошается божественной прохладой и согревается благодатным огнем. И мы убеждаемся, что все в Православной Церкви, со времен апостольских и по сей день, осталось таким же. Каждый из нас, может быть, самый немощный и грешный человек, имеет в себе, как это ни странно звучит, ту же благодать, которую получили святые апостолы в день Пятидесятницы. Только беда наша в том, что мы до чрезвычайной степени нерадивы и маловерны. Мы не хотим приложить все усилия к тому, чтобы дарование, полученное нами в таинствах Крещения и Миропомазания, ожило в нас и стало действовать. В этом наше отличие от апостолов.

Когда мы читаем о подвижниках благочестия, достигших высочайшего духовного преуспеяния: Серафиме Саровском, старце Силуане Афонском, Симеоне Новом Богослове, Арсении Великом, – то мы должны знать, что ничего нового они не приобрели сверх того, что им даровано было в таинствах. Мы не должны думать, что нам дано мало, а апостолы и святые откуда-то получили еще нечто дополнительное, новое, чего у обыкновенных людей нет. Это не так. Все мы получаем благодать, а ничтожными и пустыми становимся из-за нашего собственного нерадения. Само монашество возникло и распространилось, по мнению некоторых подвижников благочестия, по той причине, что при общем нерадении в христианской среде находились люди, которые желали жить ревностно и иметь такую благодать, какая была у древних христиан. По мнению других, например Дионисия Ареопагита, Симеона Солунского, сами апостолы были монахами. Они носили одежды, похожие на те, которые и сейчас носят монахи (только наши монашеские одеяния дополнены некоторыми деталями). Монашество учреждено Самим Господом Иисусом Христом – так считают священномученик Дионисий Ареопагит и последующий за его учением святитель Симеон Солунский. Поэтому если мы хотим быть истинными монахами, то должны подражать апостолам, их ревности и не оправдывать себя тем, что времена переменились. «Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же» (Евр. 13, 8), – говорит апостол Павел. И ничего не переменилось, кроме одного – отношения к христианству. Раньше люди воспламенялись ревностью к великим подвигам, а сейчас едва-едва удерживаются от тяжких грехов. Но будем же и мы всеми силами подвизаться, прежде всего упражняться в молитве Иисусовой, чтобы открылось действие благодати в нас.

Прошло много времени, но ничто не изменилось, кроме нас самих. Так же действует благодать, но и те же ложные помыслы возникают у людей – будто бы подвижники, на самом деле имеющие благодать, прельщены. И сейчас есть фарисеи, только раньше они прикрывались именем истинно верующих иудеев, а теперь прикрываются именем православных. «Закваска фарисейская» по-прежнему существует. Как истина не может угаснуть и с древнейших времен передается из поколения в поколение, так и заблуждения всегда живы. По слову знаменитого богослова, архимандрита Киприана Керна, ересь бессмертна. Пусть это не смущает и не пугает нас, но настораживает, чтобы мы не поддались духу фарисейства, который действует под какими угодно благовидными предлогами и очень лукаво искушает нас и через помыслы, и через других людей. Мы не должны думать, что стяжание благодати в наше время невозможно или что наши наставники не осведомлены, не знают закона, как говорили фарисеи, и поэтому прельщены. Мы не должны поддаваться помыслам о том, что все переменилось, но должны ревновать о своем спасении и трудиться. И Господь, по мере нашего покаяния, сотворит с нами милость и явит нам истинное действие благодати Святого Духа.

30 мая 1999 года

.



Calendar
  Май 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса



Иноческая милостыня заключается в последовании Христу, то есть в тщательном исполнении евангельских заповедей и в ношении креста.
Свт.Игнатий Брянчанинов







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb