Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства



О том, что покаяние творит великие чудеса

(Евангелие от Марка, 47 зачало, глава X, стихи 32-45)

Сегодня мы совершаем память преподобной Марии Египетской. Житие ее Церковь напоминает нам каждый год на богослужении, называемом обычно «Стоянием Марии Египетской», во время которого полностью читается канон преподобного Андрея Критского. Поэтому житие это на слуху у всех и, по крайней мере в общих чертах, все его знают.

Преподобная Мария в отроческие годы ушла из дома от своих родителей в Александрию, бывшую в то время одним из самых великих, самых славных, культурных и богатых городов Римской империи. Кто знает, по какой причине это произошло — по внушению ли сатанинскому или по собственному ее произволению, — но, так или иначе, там она начала предаваться безудержному сладострастию. И не потому, как она говорила после, что нуждалась в каких-то средствах для существования, а исключительно потому, что считала, будто именно в подобном наслаждении плотскими удовольствиями и состоит смысл жизни человека.

В философии существует направление, называемое «гедонизмом», смысл которого состоит в том, что нужно наслаждаться всевозможными земными благами. Много философов строили свои теории на подобной основе, лишь в некоторых моментах их мнения различались. На практике все, кто исповедовал такую философию, стремились, сознательно или нет, взять от жизни всё. Есть даже нехорошая поговорка: «Живем один раз». Собственно, философия происходит из чувств сердца, и любая теория является только оправданием внутреннего состояния того или иного человека. Люди, сознательно или бессознательно исповедуя философию гедонизма, думают, что счастливы, когда получают как можно больше наслаждений. Причем одно из самых страшных, гибельных для человека и одновременно одно из самых распространенных убеждений состоит в том, что наибольшее наслаждение приносит человеку страсть блуда.

Преподобная Мария с отроческого возраста, с тринадцати лет, безудержно предавалась страшному разврату, проводя дни свои в пирах и оргиях. Это продолжалось до тридцати лет — возраста, когда у человека окончательно формируются все его душевные и телесные силы. Поскольку она вела такой образ жизни, можно предполагать, что развращенность стала ее естеством. И в это самое, казалось бы, страшное время, когда Мария и не помышляла о спасении души и вообще о чем-либо духовном, неожиданно ее посетил Господь. Как вы знаете, она приплыла из Александрии в Иерусалим, оплатив свой проезд на корабле ужасным способом — развратом. Когда же она захотела войти в храм Святого Города, чтобы поклониться Кресту, невидимая сила Божия ее не пустила. И только после молитвы к Божией Матери, после обещания исправить свою жизнь она смогла войти. Потом Мария ушла в пустыню, где пребывала в подвиге сорок лет. Подвизалась она необыкновенно строго и достигла такого благодатного состояния, что обрела дар прозорливости. Будучи неграмотным человеком, она знала Священное Писание, во время молитвы поднималась на воздух, ходила по воде, за кратчайшее время силой Божией могла преодолевать огромные расстояния. И это — то немногое, что видел преподобный Зосима и что было признаком ее духовности. О внутреннем же состоянии подвижницы, ее близости к Богу мы можем только догадываться, судя по этим, отнюдь не самым главным и важным, однако очевидным внешним признакам.

Преподобная Мария была великой грешницей. Если мы взглянем на себя, то, конечно же, увидим, что каждый из нас боится, как бы грехи наши не стали известны другим людям, и весьма стыдится их. Часто на Исповеди мы, с трудом преодолевая этот естественный стыд, являющийся следствием нашей греховности, едва-едва можем что-нибудь откровенно рассказать о себе духовнику, который нас хорошо знает. И больше всего желаем, чтобы наши грехи были преданы полному забвению людьми, а в особенности Богом. Но взгляните на Марию Египетскую. О ее страшной греховности, о ее безудержном, даже, можно сказать, жестоком, противоестественном разврате, начавшемся с детских лет, знает весь мир. Вся вселенная знает о том, что эта женщина была развращенной в чрезвычайной степени, о ее греховности проповедуется в Церкви. Но что за чудо: покаяние превратило самое страшное бесславие, самый низкий позор в славу! И по-настоящему понять святость преподобной Марии можно, лишь сравнив приобретенную ею чистоту с прежней ее порочностью. На все времена, для всех народов, исповедующих Православие, Мария Египетская стала образцом покаяния, образцом надежды на Бога. Она показала, что даже самый падший и низкий человек имеет надежду не только на прощение грехов, но и на то, чтобы стать особенно близким к Богу, соделаться как бы любимцем Божиим, стать даже равноангельным. И если мы не достигаем подобного состояния, не освящаемся в такой степени, как преподобная Мария, то в этом наша вина. Может быть, мы не способны поститься или подвизаться в пустыне так, как она. Но покаяние заключено не столько во внешних подвигах, сколько в нашем внутреннем состоянии. Лишь потому, что мы не имеем такой ревности, какую имела эта великая подвижница, мы не приобретаем и такой благодати.

В честь преподобной Марии Египетской на литургии читается евангельское зачало, в котором также говорится о кающейся грешнице. Грешнице, кающейся у ног Спасителя.

Некто из фарисеев просил Господа, чтобы Он вошел вкусить с ним. «И войдя в дом фарисея, Он возлег» (ст. 36). В то время вкушали пищу лежа головой к столу: левой рукой и левым боком опирались на подушку, а правой рукой брали еду.

«И вот, женщина, которая была известна в городе, как грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алебастровый сосуд с миром и, став сзади у ног Его, начала, плача, обливать ноги Его слезами и волосами головы своей отирала и целовала ноги Его и мазала миром» (ст. 37–38). Здесь не говорится определенно, в чем состояли ее грехи, но представления людей того времени были таковы, что на гневливость человека или склонность его к осуждению, я думаю, не обращали особенного внимания и под словом «грешник» подразумевали человека развращенного, живущего в блуде. Слово это имело по большей части лишь такое узкое значение. Обратите внимание: уже в этих словах — «известна в городе как грешница» — обнаруживается нечто общее между евангельской блудницей и преподобной Марией. Евангелие проповедует о грехах человека, можно сказать, бесславит его перед всей вселенной. Пусть мы и не знаем имени этой женщины, но — представьте себе — кто-то о наших грехах рассказывает всем подряд: «Вот этот — развратник, он сделал то-то и то-то». Наверное, мы захотели бы лучше умереть, чем испытать такое. Но Евангелие и Церковь проповедуют о грехах человека для того, чтобы показать и степень его покаяния, и потому эти грехи благодаря покаянию становятся не бесславием соделавшего их, а, наоборот, самой великой славой.

Женщина встала в стороне от стола, в ногах у возлежавших за трапезой. Не спрашивая ничего, дерзновенно приступила она к Спасителю и плакала так сильно (такой вывод можно сделать из евангельского повествования), что умывала Его ноги слезами. И вместо полотенца волосами своими отирала ноги Его, и лобызала их, и мазала миром, считая себя недостойной прикоснуться к голове Его или другим частям тела. Ибо ее грехи делали ее смиренной, хотя желание получить прощение придавало этой женщине мужество и дерзновение, и потому она осмелилась приступить к Господу.

«Увидев это, фарисей, пригласивший Его, сказал самому себе: Этот, если бы Он был пророк, знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, потому что она грешница» (ст. 39). Фарисей подумал так, ибо судил по себе, но он не посмел высказать свои мысли. На самом деле он тоже был грешником, как и все люди. Может быть, фарисей и не имел явных тяжких грехов, но согрешал многими помыслами и чувствами. Однако он считал себя настолько праведным, что не позволил бы такой женщине общаться с собой и прикасаться к себе. И потому ему казалось совершенно очевидным, что праведник, если бы знал о ней всю истину, поступил бы так же. Фарисей думал: «Я бы не позволил, значит, и Он не должен был разрешать. А потому Он, может быть, и праведник, но не пророк, так как не знает, кто она такая». Фарисей не осудил Господа как недостойного человека, но, казалось ему, здраво рассудил о том, что Он не пророк, хотя, возможно, чистый и праведный человек.

Господь же показал ему Свое всеведение. Он ответил фарисею: «Симон, Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель» (ст. 40). Итак, Симон называет Его Учителем и испытывает к Нему уважение. «У некоего заимодавца, — говорит Господь, — было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Так как им нечем было заплатить, он простил обоим. Кто же из них больше возлюбит его?» (ст. 41–42). Симон, как человек здравомыслящий (таковым он себя и считал, отчего и позволил себе составить собственное мнение о Господе Иисусе Христе), ответил: «Полагаю, что тот, кому он больше простил». «Он же сказал ему: ты правильно рассудил» (ст. 43). Как Всеведущий Бог, Господь Иисус Христос знал о здравом рассуждении Симона и задал ему этот вопрос, ожидая, что тот, конечно же, даст правильный ответ. «И обратившись к женщине, сказал Симону (видимо, указывая на нее, потому что она стояла поодаль стола. — Игум. А.): видишь ли ты эту женщину? Я вошел к тебе в дом: ты воды Мне на ноги не дал, она же слезами облила Мне ноги и отерла волосами своими; ты целования (то есть приветствия. — Игум. А.) Мне не дал, она же, с тех пор, как Я вошел, не переставала целовать Мне ноги; ты елеем головы Моей не помазал, она же миром помазала ноги Мои. Поэтому говорю тебе: прощены грехи ее многие за то, что она возлюбила много. А кому мало прощается, тот мало любит» (ст. 44–47). Здесь Господь Иисус Христос открыл необыкновенный закон: если человек кается во многих своих грехах, признает их, это является признаком его любви к Богу — и грехи его прощаются.

«А кому мало прощается, тот мало любит». Казалось бы, получается некая несправедливость: будто бы многогрешный человек имеет возможность больше любить Бога, — но это не так. Истинный праведник, как говорят святые отцы, хотя бы и не имел явных и тяжких смертных грехов, видит, что грехи его множеством своим подобны песку морскому, ибо его просвещает благодать Божия. Он много кается в своих грехах, и они прощаются ему за его многую любовь, великую любовь к Господу, признаком которой и является это покаяние. «А кому мало прощается» — не потому, что у него мало грехов, а потому, что он мало их в себе видит, — тот, по словам Спасителя, «мало любит».

«И Он сказал ей: прощены твои грехи. И начали возлежавшие с Ним говорить самим себе: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром» (ст. 48–50). Господь не только простил грехи, но и пообещал этой падшей женщине, что она будет спасена: «Вера твоя спасла тебя». Сколь многие из нас желали бы услышать такой твердый и ясный ответ, что мы спасены, но немногие сподобляются такого откровения.

Здесь уместно вспомнить и иные подобные случаи, описанные в Евангелии (см. Мф. 26, 6–13; Ин. 12, 3–8). Когда другие женщины также помазывали Господа миром, ученики по простоте своей, а Иуда Искариотский от зависти и сребролюбия в каждом из этих случаев спрашивали Спасителя: «Зачем это она тратит миро, можно было продать его за триста динариев и раздать нищим». Но Спаситель запрещал им так говорить, отвечая: «Не удручайте эту женщину. То, что она сделала, будет проповедано по всему миру».

Для чего я напомнил этот эпизод? Людям недуховным или малодуховным кажется, что эти женщины, помазавшие Господа миром, ничего доброго не сделали. Лучше было бы помочь нищим, нуждающимся, чем бесполезно тратить такие деньги. Действительно, что сделали эти женщины? Омыли ноги Спасителя слезами, помазали их и голову Его миром. Какая в этом польза? Зачем это было нужно? Не лучше ли было послужить людям? Но Господь прославил этих мироносиц — так можно их назвать. Прославил Своих служительниц, несмотря на то, что, с точки зрения обычного человеческого здравого смысла, ничего полезного в их служении не было. И эти женщины услышали слова, подобные тем, какие прозвучали в сегодняшнем евангельском чтении: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром». В другом случае Спаситель сказал: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, чтό она сделала» (Мк. 14, 9). Господь прославил их как образец для подражания.

Преподобная мать Мария именно таким образом послужила Богу. Что доброго она сделала? Кому она принесла пользу? Удалившись в пустыню, преподобная жила там на протяжении сорока лет, питалась травой, подобно дикому зверю, никого не видела, ни с кем не общалась. «Напрасно провела она там сорок лет», — сказали бы сейчас люди, настроенные думать о добре по-мирски, так, как учит нас современная гуманистическая культура. Однако таких великих даров, как молиться, стоя на воздухе, ходить по воде, знать будущее, — сподобляются, как правило, не те, кто служит людям, но те, кто угождает Богу в безвестности и уединении, втайне совершает свой подвиг по учению Спасителя: «Сотвори молитву твою втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (см. Мф. 6, 6). Вот кому подражают истинные подвижники благочестия, справедливо названные угодниками Божиими. И вот кому стараемся подражать мы — монашествующие. Мы также как будто бы ничего доброго не делаем и если занимаемся какими-то делами, то служим более самим себе. Суть же нашего подвига должна заключаться в невидимом, тайном угождении Богу. Втайне мы должны омывать ноги Спасителя слезами, смиряться перед Ним. То, что женщина волосами головы своей отирала ноги Спасителя и целовала их, означает ее смиренную любовь к Нему. И мы также должны любить не горделиво и дерзновенно, но смиренно. А мазать ноги миром — значит приносить Богу благоуханные молитвы. Поступая так, мы подражаем и евангельской жене, и преподобной Марии Египетской. И именно за эту нашу смиренную любовь, покаяние и молитву благодать Божия сходит в наши души и Господь прощает наши грехи. Покаяние совершает великое чудо. То, что было для человека позором, оно делает величайшей, даже всемирной, славой, как мы видим и из сегодняшнего евангельского повествования, и из жития Марии Египетской.

Итак, подвизаясь во внутреннем, молитвенном, невидимом покаянии, мы исполняем волю Божию, мы угождаем Богу. Это становится ясным как из слов Спасителя, обращенных к грешнице: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром», так и из тех великих чудес, тех благодатных дарований, которыми Господь наградил преподобную Марию Египетскую.

16 апреля 2000 года

.



Calendar
  Май 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса


перейти к разделу
Верный Богу и Царю


Драгоценность для монаха - послушание: кто приобрел его, тот услышан будет Господом.
прп. Ефрем Сирин







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb