Ново-Тихвинский женский монастырь:

Присоединение к Православию

"Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, - писал в одном из своих писем к мирянам великий аскетический писатель XIX столетия святитель Игнатий (Брянчанинов), - всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с дьяволом и его погибелью. Ересь - грех ума. Ересь - более грех дьявольский, нежели человеческий; она - дщерь дьявола, его изобретение - нечестие, близкое к идолопоклонству… Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святого: она хулит или догмат Святого Духа, или действие Святого Духа, но хулит непременно Святого Духа. Сущность всякой ереси - богохульство". Грозные, но справедливые слова, ведь и Сам Господь во святом Евангелии свидетельствует: "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам… Если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12, 31-32). Святые отцы во все века единодушно признавали, что спасение, то есть возвращение истинного, утерянного после грехопадения, общения с Богом, возможно только в лоне Православной Церкви, содержащей свое учение неповрежденным еще с апостольских времен. Лишь в Православии сохраняется неизменность догматов, преемственность апостольского рукоположения во священство, полнота всех Таинств, через которые подается верующим благодать. "В святой Церкви, и только в ней одной, все устроено к нашему спасению, - пишет другой знаменитый подвижник XIX века свят. Феофан Затворник, - почему отпадающий от нее не имеет чем спасать себя. - Для спасения нужна благодать: где возьмешь ее вне Церкви? - Благодать подается через св. Таинства, а Таинства хранятся во св. Церкви. Для совершения Таинств нужно священство, а истинное священство есть только в Церкви. - Стало, кто не в Церкви, тот без священства, без Таинств и без благодати. Чем же спасть ему душу свою? Вот он и гибнет вне Церкви. - Смотрите же, сами не отделяйтесь от Церкви и других, которые начнут отклонять от нее, не слушайте".

Таким образом, все святые отцы признавали уклонение в ересь или раскол тяжелейшим, смертным, грехом, то есть грехом, не уврачевав который при жизни решительным покаянием, человек уже навечно лишается надежды на спасение, не может получить помилование и по молитвам Церкви.

Вот потому-то столь светел и радостен был для всех день памяти святителя Николая Чудотворца, 19 декабря 2004 г., когда в нашем храме в честь св. Александра Невского был совершен чин присоединения к Православию. День этот, несомненно, запомнится многим.

Жизненный путь брата Валерия был не из легких. Крещеный в младенчестве в Православной Церкви, он с возрастом обратился к баптизму и долгие годы был членом баптистской секты. Однако постепенно, скорее сердцем, чем умом, стал чувствовать некую неудовлетворенность, голод по истинно духовной жизни. Весной 2004 г. он пришел в наш Александро-Невский собор, познакомился с одним из его клириков, о. Игорем, беседовал с ним о вере. А потом стал ходить уже постоянно: расспрашивал священников, много читал, помогал в библиотеке, принимал участие в субботниках. Постепенно у него появилось и окрепло внутреннее осознанное желание - вновь возвратиться в Православие, начать вести серьезную духовную жизнь.

И вот, этот день настал. "Было все очень торжественно, - рассказывает о. Игорь. - Раньше мне приходилось только читать последование чина присоединения к Православию. Когда же он стал совершаться нами в жизни, было ощущение, словно человек действительно входит в Церковь, словно на самом деле происходит возвращение заблудшего сына. Было очень много народа, все молились - просто чувствовалась единая совместная молитва. И сам Валерий, я думаю, ощущал, что это было не какое-то обыкновенное действие, значимость его была для всех очевидна". "Чин присоединения к Православию можно сравнить разве что только с монашеским постригом, - говорит старшая по храму сестра ин. Феофания. - Это, конечно, праздник. Радость за человека, что еще одна душа спасена, что Господь возвратил Свою заблудшую овечку. Этот чин производит очень большое впечатление, вызывает умиление, укрепляет в вере - настоящее торжество Православия!" Чин совершается с большой торжественностью и включает в себя отречение обращающегося от всех заблуждений и еретических мнений какого-либо лжеучения.

Все началось со слова, произнесенного о Игорем, о том, что мы должны с любовью относиться ко всем, даже пребывающим в заблуждении, и жалеть их, и верить, что Господь может обратить их и вернуть в лоно святой Своей Церкви. Затем о. Игорь прошел в притвор храма. Здесь с вопросов священника и ответов кающегося начался сам чин присоединения. При этом в храме воцарилась полнейшая благоговейная тишина, все внимали происходившему. А священник последовательно вопрошал:

  • Отрицаешися ли от ложнаго учения, аки бы предопределение человеков ко спасению или отвержение их бывает не по Божественному предведению их веры и добрых дел или их неверия и нечестия, но по некоей непреодолимей судьбе?
  • Отрицаешися ли от прежде бывших твоих лжеучителей, иже себе самех прельщают, глаголюще, яко безгрешни и святи суть, и сего ради согрешающих, аще бы и очищали быша себе покаянием, не приемлют в общение?
  • Отрицаешися ли от ложнаго учения, аки бы крестити подобает токмо верующх возрастных, младенцы же верных не во гресех раждаются и не имут нужды во благодатнем возрождении?
  • Отвергаеши ли неправое мнение, аки бы в таинстве евхаристии хлеб и вино не прелагаются в тело Христово и кровь Христову, и суть токмо видимая знамения тела и крове Христовых?
  • На все эти и подобные вопросы желающий присоединиться к Православию смиренно давал ответ: "Отрицаюсь" или: "Отвергаю сие неправое мнение". А затем, выразив свое искреннее желание стать членом единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, торжественно, вслух сотен свидетелей, прочитал Символ Православной веры. После этого, держась за епитрахиль священника, под пение 66 псалма "Боже, ущедри ны и благослови ны…" он подошел за ним к амвону и уже здесь, перед крестом и Евангелием, торжественно засвидетельствовал:

    "Веру православно-кафолическую, юже ныне добровольне исповедую, целу и нерушиму даже до конечнаго моего издыхания, Богу помогающу, твердо содержати, и заповеди ея радетельно и радостно исполняти потщуся, соблюдая в непорочности, елико мощно сердце мое. Во уверение сего моего обещания целую словеса и крест Спасителя моего. Аминь". Священные, незабываемые минуты! Еще одно "погибшее овча" найдено, еще один заблудший сын обрел своего Отца! Мало кто мог удержаться от слез в этот момент - умиление коснулось сердец и священников, и сестер, и прихожан храма.

    Не случайно о. Игорь назвал в своей проповеди этот день "маленьким торжеством Православия", отметив символичность того, что данное чинопоследование совершилось в нашем храме впервые именно в день поборника и ревнителя правой веры святителя Николая Чудотворца! По великой своей ревности о правой вере святитель на Первом Вселенском Соборе в Никее дерзновенно ударил нечестивого богохульника Ария по щеке, не будучи в силах даже слышать его кощунственные хулы на Спасителя и Его Пречистую Матерь. За это он был лишен сана, который, впрочем, ему вскоре возвратили - после некоего чудесного видения, посланного от Самого Господа и несомненно удостоверившего богоугодность его великого дерзновения за веру. Отец Игорь пожелал новообращенному всегда помнить этот день, укрепляться в вере и прибегать за помощью к святителю и чудотворцу Николаю, в день памяти которого он обрел истинную веру. Он также обратил внимание брата Валерия на то, что хотя, может быть, он и будет еще, как и всякий человек, падать и согрешать, но теперь у него уже есть возможность покаяния, есть новая семья духовных братьев и сестер, которые всегда смогут поддержать и помочь ему на этом нелегком пути.

    "Христианин, желающий наследовать спасение, - пишет свят. Игнатий (Брянчанинов), - должен… уверовать в Бога так, как Бог повелевает веровать в Него, то есть принять учение о Боге, открываемое Богом, принять христианство, хранящееся во всей чистоте и полноте в недре Православной Церкви, насажденной Богочеловеком на Востоке, распространившейся с Востока по вселенной, доселе пребывающей в целости только на Востоке и содержащей богопреданное христианское Учение неизвращенным, без изменения и без примеси к нему лжеучений человеческих и бесовских".

    И когда на наших глазах происходит такое торжество, как присоединение к Православию, то поистине оживает завет великого святителя: благоговейно хранить это бесценное, богодарованное сокровище - святую Православную веру!




    24.01.2005