Ново-Тихвинский женский монастырь:

Кипрский батюшка

В конце февраля наша обитель принимала дорогого и долгожданного гостя – протоиерея Савва Михаилидиса, являющегося священником русской церкви св. Стилиана на о. Кипр.

Впервые о. Савва останавливался в нашей обители года полтора назад, когда он приезжал в Екатеринбург для посещения святых мест, связанных с именем прав. Симеона Верхотурского, святых Царственных страстотерпцев и прпмц. вел. кн. Елисаветы Феодоровны. Уже тогда нас поразила его душевная открытость, простота, бескорыстная любовь к людям.

И вот теперь – новая встреча! О. Савва – с огромной «неподъемной» сумкой толстых греческих книг и словарей в подарок нашим сестрам-переводчикам. Очень живой, общительный, безмерно любящий Россию, он, кажется, готов сделать для русских все, что только в его силах! За несколько дней, которые о. Савва провел у нас, он посетил святыни Меркушино и Верхотурья, служил в храме Всемилостивого Спаса в пос. Елизавет, где встречался с нашим духовником иг. Авраамом, дал большое интервью для епархиального православного радио. И везде, где бы он ни появлялся, становилось светло и радостно; всем он старался помочь или сделать что-либо приятное.

Но едва ли не больше всего поразило сестер то, насколько о. Савва, будучи сам по национальности греком, болеет за возрождение Русских святынь! Так, например, подъехав к небольшой полуразрушенной церкви в пос. Усть-Салда, в которой сейчас действует сельский клуб, он, видя бедственное состояние храма, разволновался, сделал несколько его снимков и попросил собрать для него всю информацию (а история этой церкви действительно примечательна: построена она на месте, где при перенесении мощей св. прав. Симеона в 1704 г. из с. Меркушино в г. Верхотурье, по преданию, произошла одна из чудесных остановок крестного хода). Отец Савва собирается привлечь к этой церкви внимание у себя на Кипре, – кто знает, может быть это Промысел Божий, незримо направляющий нас к восстановлению уральских святынь?!

«Я верю в Россию. Верю больше, чем даже, может быть, вы сами в нее верите. Эта земля родила св. Серафима Саровского, тут жил Достоевский! И я вижу, какая тут активная Церковь – это не просто формальные прихожане, это настоящие верующие люди. Помните, как ап. Павел плыл на корабле, и кроме него там было много народа – узники, стража, матросы, и уже им всем не было надежды спасения, и Господь что сказал ему? – Что ради его одного спасутся и те, что с ним. Так и с Россией будет, я верю, что ради тех, кто сейчас верит и свою веру доказывает добрыми делами – ради них будет помилована вся ваша страна», – сказал о. Савва на заключительном заседании конференции «Семья и будущее России», ради участия в которой он и приезжал нашу епархию. Неожиданно для многих на этой Конференции о.Савва сделал доклад на совсем необычную тему, которой редко кто дерзает касаться.

«Преподобный Виталий, – читаем мы в житиях, – шестидесяти лет прибыл из монастыря в Александрию и принял на себя особенный подвиг – спасать падших женщин. Днем работал поденщиком, а вечером приходил в дом, где жили такие женщины. Здесь отдавал деньги то той, то другой из них, прося беречь себя от греха, а сам по целым ночам молился за них Богу. Таким путем он достиг того, что иные из женщин вышли замуж, другие поступили в монастырь, а иные, оставшись в мире, стали кормиться трудом… Св. Виталий жил в VII веке».

В наши дни подвиг преподобного Виталия повторяет на о-ве Кипр протоиерей Савва Михаилидис.

Несколько лет назад, когда о. Савва только-только стал священником, к нему обратилась за помощью одна падшая русская девушка. «Я был неопытным священником и предложил ей денег, – говорит о.Савва, – а ей нужна была духовная помощь». Денег Анна (так звали девушку) не взяла, а через несколько недель свела счеты с жизнью. Никакой вины о. Саввы в этом не было, так как у Анны давно были психические отклонения, но этот случай тяжелым бременем лег на душу священника. Спустя несколько лет, в Страстную пятницу, на исповедь к о. Савве пришла уже целая группа таких же танцовщиц из кабаре. Он пробовал уговорить их уйти с «работы», но что он мог предложить им взамен? Тогда-то и родилась идея создания для падших женщин, желающих оставить свое «ремесло», особого приюта, где они могли бы некоторое время пожить, «осмотреться», «прийти в себя» для того, чтобы затем начать новую жизнь. Сейчас приют о. Саввы – это два небольших, примыкающих друг к другу, дома. В настоящее время в нем живет 9 девушек, а всего за год здесь проживает около 60 человек. О. Савва не ходит для проповеди в кабаре, но встречает «артисток» на улице, около отелей или магазинчиков и раздает им брошюрки под названием "Ты не товар". Тем, кто к нему обращается, он помогает и словом, и делом: кого-то устраивает на работу на Кипре, кого-то уговаривает возвратиться домой, покупая билет и оформляя необходимые документы (а надо заметить, что сейчас на острове проживает около 7000 иностранок-танцовщиц, и в основном из России, Украины, Белоруссии и Молдавии). Причем о. Савва, зная об их часто бедственном материальном положении на родине, не оставляет их своей заботой и там, помогая чем и как может. И все это – с безграничной любовью и состраданием! «Вы, наверное, думаете, что это их личный выбор, – говорит о. Савва. – Нет, часто (в 40% случаев) они просто находятся в безвыходном положении. Их просто ломают… Поплакав, они привыкают к деньгам, начинают оправдывать себя тем, что им нужно скопить на квартиру, учебу, на свое безбедное будущее». О. Савва отмечает, что те девушки, которые приезжают из стран бывшего Советского Союза на Кипр в качестве официанток или танцовщиц впервые, бывают обмануты на своей родине вербовщиками и не знают о реально предстоящей им «работе».

В приюте о. Саввы собран уникальный, не имеющий аналогов, архив личных историй нескольких десятков девушек, подробно описавших путь своего падения. В них – слезы, душевная боль, угрызения совести или резкое самоосуждение. Ставшие жертвами губительного обмана, горько сожалеющие обо всем, что произошло, они могут вызвать лишь жалость и сочувствие, а не презрение и уничижение, которыми традиционно награждает их мир!

Доклад о. Саввы на конференции был посвящен именно этой теме: «Международная торговля русскими женщинами и ее последствия для русской семьи и российского общества». Цифры и факты, приведенные им, впечатляют. Вот лишь выдержки из его сообщения. «По подсчетам Министерства Внутренних Дел США, в 1997 г. жертвами международной торговли телом стали 100 тысяч женщин из стран бывшего Советского Союза. В действительности же количество жертв, вероятно, значительно выше, так как, по данным Международной Эмиграционной Службы, только в Европе ежегодное число жертв международной торговли телом из различных стран мира составляет 500 тысяч человек. Если принять во внимание то, что большинство из этих 500 тысяч женщин происходит из России, Украины, Белоруссии и Молдавии, а также и то, что довольно многие занимаются проституцией за пределами Европы (в Азии, Северной Америке и других регионах), то ежегодное число жертв международной торговли женщинами из стран бывшего Советского Союза значительно превысит 100 тысяч… Здесь я считаю необходимым упомянуть о том, что некоторые источники говорят о значительном «вкладе» в современную работорговлю Екатеринбургской области. В Екатеринбурге действуют, по крайней мере, две организованных сети, которые отсылают молодых девушек в Европу и Азию. Кроме того, из Челябинска и его окрестностей вербуются каждый месяц от 20 до 100 молодых девушек и отсылаются на Кипр, в Грецию, Сирию, Турцию, Израиль, Италию, Японию, Англию и США. Замечу, что Челябинск стал роковым и определяющим городом в отношении торговли телом на Кипре. Из этого города происходила двадцатилетняя студентка Оксана Ранчева, трагически погибшая на Кипре 28 марта 2001 года при попытке бежать через балкон из высоко расположенной комнаты, где ее запер работодатель, владелец кабаре. Смерть Оксаны стала поводом для расследования ситуации с иностранными «артистками» кабаре».

«Я хотел бы отметить, – сказал о. Савва, – что важнейшей предпосылкой успеха в борьбе с торговлей телом является создание в российском обществе атмосферы сочувствия ко всем жертвам проституции без исключения, как к «невиновным», так и «виновным». Суть проблемы не в разделении жертв на «невиновных» и «добровольных», но определение тех условий, которые создают армии проституток из женщин, девушек и детей, и противостояние им».

Такова тема доклада, сделанного прот. Саввой Михаилидисом на конференции в Екатеринбурге, таков его жизненный подвиг. «Батюшка наш родненький. Он нам Богом дан, чтобы научить любить», – говорят о нем обитательницы необычного «приюта».

«Когда благодатное утешение действует при таинственном познании Христа и Его смотрения, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), – тогда христианин не осуждает ни иудея, ни язычника, ни явного беззаконника; но пламенеет ко всем тихой, непорочной любовью. Он созерцает чистотой ума своего, что со времени пришествия Христова достоинство, цену, похвалу и спасение человека составляет Христос, а не естественные добродетели человеческие. «Могу ли, – говорит он себе, – могу ли осудить тех, которые теперь, передо мной, впадают в явные беззакония, когда Христос уже искупил все грехи их, прошедшие, настоящие и будущие, когда они во Христе уже имеют оправдание и спасение, которых иначе лишиться не могут, как отвергнув Христа до конца?»… Святые иноки постоянно помнили слова Христовы: Аминь глаголю вам: еже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25, 40). Не входили они в рассматривание, достоин ли ближний уважения или нет; не обращали они внимания на множество и очевидность его недостатков; внимание их обращено было на то, чтобы не скрылось от них каким-нибудь образом понятие, что ближний есть образ Божий, что поступки наши относительно ближнего Христос принимает так, как бы они совершены были относительно Его… Когда это понятие, по милости Божией, усвоится нам, тогда оно сделается источником чистейшей любви к ближним, любви ко всем одинаковой. Причина такой любви одна – Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем».

«Братия! Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов», – говорится в послании святого апостола Иакова. И эти слова вполне приложимы к простому кипрскому священнику – протоиерею Савве Михаилидису.


02.03.2005