Ново-Тихвинский женский монастырь:

Почаевская икона

Благословение иконой
Благословение иконой

Почаевская икона принадлежит к числу наиболее чтимых народных святынь. Чудеса от этой иконы отличаются как своей необыкновенной многочисленностью, так и необычайностью. Есть случаи избавления от застарелых неизлечимых недугов, освобождения из плена, вразумления грешников и многие другие. Благодаря этому она стала известной по всему славянскому миру – ее чтут в Боснии, в Сербии, в Болгарии. Наряду с православными ходят к ней на поклонение и христиане других исповеданий.

В Россию эта икона попала из Константинополя. Она была подарена благочестивой помещице Анне Ерофеевне Гойской греческим митрополитом Неофитом в благодарность за гостеприимство. Через некоторое время от иконы стали совершаться знамения: ее видели окруженной сиянием, иногда чувствовалось благоухание, и вскоре благодатная сила, исходящая от образа, известила о себе первым чудом – исцелился слепой от рождения брат Гойской. После столь несомненного чуда, произошедшего на виду у всех, благочестивая женщина уже не решалась держать икону у себя дома, а, собрав иноков, священников и множество православного народа с крестным ходом и «пением богодухновенным» перенесла ее на гору Почаевскую и отдала на вечное хранение монахам, обитавшим в пещерах. С этих пор икона и стала называться Почаевской.

В скором времени на горе, где находилась икона, поставили церковь Успения Богоматери, а при ней создали монастырь, на содержание которого Гойская дала средства. Тяжелая судьба была у Почаеской обители: пережила она и набеги разбойников (в один из которых икона была похищена и 20 лет находилась в совершенном забвении и небрежении), и нападение турецкого войска, и господство униатов. Но на протяжении всех этих лет Почаевская икона не переставала сиять чудесами и «знамениями многими» во славу обители и ради спасения всех с верою к ней притекающих.

Крестный ход в скиту
Крестный ход в скиту

Дивную помощь оказала Богоматерь защитникам Своей обители в 1675 году, когда турки осадили Почаев. В то время в монастыре были почти одни деревянные постройки, он не имел ни крепостных стен, ни сторожевых башен, поэтому защищаться было трудно, а помощи ждать было неоткуда. Одна надежда оставалась – на Богоматерь. Со слезами молились иноки перед Ее образом. Когда запели «Взбранной Воеводе победительная», над храмом в воздухе встало чудное, немедленно замеченное турками, видение. В лучезарном сиянии, блистая ярче солнца, Богоматерь в образе величавой Жены держала над Почаевом Свой омофор, как бы покрывая силой Своей обитель. Вокруг Богоматери было множество ангелов в воинских одеждах с молниеносными мечами в руках. Туркам показалось, что небесные воины гонят их, и они обратились в беспорядочное бегство, а защитники Почаева сделали вылазку и окончательно разбили их. Турки долго не могли забыть этого поражнения. Полвека спустя почаевский инок Гавриил был проездом в Константинополе и разговорился с одним турком. Услыхав, что инок из Почаева, он спросил: «Жива ли ваша богиня?» «Жива и вечно будет жить», - отвечал инок, поняв предложенный ему вопрос. Тогда турок взволнованно закричал: «Люта ваша богиня! Там погиб мой отец и много наших. Я был мал тогда, но не забуду этого бедствия».

На всенощном бдении
На всенощном бдении

Известен и такой удивительный случай. Один почаевский монах был захвачен в плен татарами. Томясь в неволе, он слезно молил Богоматерь избавить его от плена. И вот, благодаря Пречистой, не стало вдруг стен тюрьмы, не стало пространства, и он очутился у стены своей дорогой обители, полной собравшегося к празднику народа.

Не менее замечательное чудо совершилось в декабре 1664 года, когда заступлением Божией Матери получил исцеление некто Василий, страдавший слепотой и полным параличом – до чудесного выздоровления он ничего не видел и не мог двигаться.

В том же 1664 года силой Божией Матери последовало дивное воскрешение сына помещика из Перевередова, Ивана Жабокрицкого. Иван тяжело заболел и умер. Благочестивая бабушка умершего обратилась со слезами к Пресвятой Богородице: «Пречистая Дева в образе Почаевском, – взывала она, – сего внука моего посвящаю Тебе, только яви благодать Свою на нем; призри на слезы родителей его и соделай его живым и здоровым». После этого умерший пролежал от ночи до полудня; в полдень он вдруг протянул руки и заговорил со своей матерью, прося у нее есть и пить, и вскоре встал со смертного одра своего здоров во славу Божию и к утешению родителей.

Значение этой иконы усугубляется местом ее нахождения. Почаев стоит на рубеже между православием и католичеством, поэтому в нелегкие дни борьбы с западным иноверием именно у этой иконы молились православные о подкреплении их ревности и стойкости. Знаменательно, что благодатная сила иконы проявилась в 1597 году, в самый разгар церковной унии, введенной Брестским собором 1596 года. Внимательный православный христианин ясно увидит в этом особое действие Промысла Божьего, который вместе с горькими испытаниями со стороны унии, уготовлял нашим предкам и благодатное утешение от чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Матерь Божия от лет древних избрала гору Почаевскую в место селения Своего на защиту народа православного, для его ободрения, спасения и утешения.

Сегодня, как и прежде, нет ни одной немощи, ни одного горя, в которых бы Матерь Божия не подавала Своей благодатной помощи. Поэтому понятно стремление верующих людей поклониться святыне. Потоки паломников постоянно прибывают в Почаевскую Лавру, чтобы помолиться у чудотворного образа Богородицы, но нередко и сама икона посещает разные города и страны.

У Почаевской иконы. с. Меркушино.
У Почаевской иконы. с. Меркушино.

Наша обитель принимала Почаевскую икону в 2001 году. Тогда чрез эту икону, прибывшую на наше подворье в с.Меркушино было преподано благословение Божие на восстановление взорванного храма в честь Архистратига Михаила (икона пребыла в Меркушино как раз в день закладки собора). На днях эта удивительная икона Богоматери вновь посетила нашу обитель. Сестры с благоговением и радостью ждали прибытия святыни, выстроившись вдоль дороги у главных ворот. Казалась настоящим чудом, что столь прославленная икона – та самая, по молитвам перед которой прозревали слепые, исцелялись расслабленные и даже восставали мертвые! – почтит нас своим пребыванием, будет стоять в нашем маленьком храме. И вот икона в монастыре. Крестным ходом под звуки била и песнопений обносят ее вокруг монастырского корпуса, на втором этаже которого расположен храм.

Как только икона устанавливается в храме, начинается Всенощное бдение, которое по монастырскому обыкновению протекает чинно и неспешно. Заканчивается служба и можно, наконец, приложиться к святыне. Долгожданные и незабываемые минуты! Хотя за окнами уже темно, и позади у сестер долгий рабочий день, многие остаются в храме и, сменяя друг друга, всю ночь молятся в храме. В обители чувствуется общий духовный подъем, на лицах видна радость: кажется, что Сама Богородица ждет нас в храме. После Божественной Литургии икону увозят. Немного грустно. Но очень быстро это чувство уступает место искренней благодарности Богу, по милости Которого эта Всеправославная святыня посетила наш монастырь, и благодарности Его Пречистой Матери, заступнице рода христианского, Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Ей же подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков.

20.08.2005