Ново-Тихвинский женский монастырь:

Чин о панагии



На Троицу
На Троицу

Слово панагия, которым греки именуют Божию Матерь как Всесвятую, означает собственно всесвятая или пресвятая. В чине же о панагии или, как он полнее именуется, «о возвышении панагии» это название прилагается к просфоре, которую верующие возносят в честь Пресвятой Богородицы. Согласно церковному преданию этот обряд возник благодаря следующим евангельским событиям. Апостолы по воскресении Господа Иисуса Христа во время своей трапезы оставляли за столом незанятое место для Него и полагали там хлеб, представлявший как бы председящего Господа, Который после Своего воскресения являлся неожиданно апостолам и свидетельствовал им о Своем Воскресении, «с ними же и ядый» (Деян. 1,4). В конце обеда они поднимали хлеб со словами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Велико имя Святой Троицы. Господи Иисусе Христе, помогай нам!» Затем хлеб раздробляли и вкушали его, чтобы освятить себя. Когда же они хотели совершить эти привычные действия на третий день по Успении Богородицы, случилось чудо. Как только апостолы произнесли: «Велико имя…», Сама Матерь Божия явилась им на воздухе, окруженная небесными Силами, и сказала им: «Радуйтесь, Я с вами буду пребывать во все дни». Тогда апостолы невольно воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» И с тех пор апостолы и по их примеру все христиане стали возносить хлеб в честь Богородицы, родившей Христа – Хлеб небесный и спасительный миру.

В дальнейшем возношение хлеба за дневной трапезой сделалось обязательным правилом для всех иноческих обителей. Одно из первых описаний возвышения панагии можно найти в писаниях свт. Афанасия Великого. Так, после литургии он заповедует инокиням в 9 часов дня вкушать хлеб, благодаря Бога при трапезе, таким образом: «благословен Бог милующий и питающий нас от юности нашей и дающий пищу всякой плоти…» (к слову сказать, эта молитва и сейчас читается при возношении панагии). «Когда же сядешь за стол и начнешь раздроблять хлеб, – продолжает свт.Афанасий, – трижды его благослови, произнося благодарение… Когда же встанешь от стола: то опять благодари Бога». В полных Студийских уставах уже находится чин о панагии, недалекий от нынешнего.

Надо сказать, что в древние времена хлеб Пречистыя не только вкушали, но и посылали из монастырей в разные места, на благословение, а также носили панагию на груди, полагая ее в специальный сосуд или «панагиар» с изображением Богоматери.

На чине о панагии
На чине о панагии

Сейчас в некоторых монастырях возрождается традиционный чин возношения панагии. Этот чин в воскресные дни совершается и в нашей обители. После богослужения в трапезную идет величественная процессия, которую возглавляет священник, неся перед собою панагию. Там ее полагают на особом блюде и по окончании трапезы священнослужитель поднимает (возносит) просфору пред иконами и изображает ею знамение креста, возглашая: «Велико имя Святыя Троицы! Пресвятая Богородице, помогай нам!» И хор от лица всех присутствующих отвечает: «Тоя молитвами, Боже, помилуй и спаси нас!» Затем все вкушают частицы просфоры.

По словам святого Симеона Солунского, возношение хлеба значит приношение его Богу. Слова «Велико имя Святыя Троицы!» служат исповеданием в Троице Бога всяческих, а слова «Пресвятая Богородице, помогай нам!» служат и исповеданием воплощения Слова, на что указуется словом Богородица, – и призыванием Богоматери. И мы веруем, что Она соприсутствует нам, будучи всегда готова на помощь.

Этот древний и величественный чин знаменует собой присутствие за трапезой Спасителя и Божией Матери. И поэтому он является одним из тех обрядов, благодаря которым будничная жизнь обители наполняется священными воспоминаниями, так что сестринство становится подобным содружеству апостолов, никогда не разлучавшихся с возлюбленным своим Спасителем.


13.12.2005