Ново-Тихвинский женский монастырь:

Понять свою веру и научить ей других. Высшие миссионерские курсы.

«Неслучайно миссионерские курсы действуют именно при монастыре. Монастыри всегда были центрами образованности и культуры. Здесь вели летописи, писали иконы, переписывали редкие книги, переводили с других языков. При монастырях открывались школы, в монастырях духовно просвещались тысячи людей. Выдающиеся писатели, ученые ездили к простым монахам, чтобы получить ответы на свои вопросы, и эти ответы они не смогли бы прочитать ни в одной энциклопедии…»

О том, как и чему учатся на Высших миссионерских курсах, рассказывает их руководитель, Наталия Александровна Дьячкова.

Верить разумно

- Наталия Александровна, насколько нам представляется, обычно те или иные курсы имеют сугубо практическую цель – получение дополнительной специализации по какой-либо профессии. Кажется, у Миссионерских курсов такой цели нет?

- Наши Курсы тоже имеют практическую цель – дать православным людям основы богословских знаний. А они в этом очень нуждаются.

Многие десятилетия русских людей обманывали, говорили им, что Бога нет. Выросло несколько поколений людей, воспитанных в духе атеизма. Люди были лишены самого главного – возможности вести спасительную духовную жизнь. Теперь, когда все это в прошлом, люди, уверовав, идут в храмы, но через какое-то время начинают понимать, что им не хватает знаний: на литургии не все понятно, читать Священное Писание самому трудно, молитвы написаны на трудном церковнославянском языке, смысл церковных праздников также не вполне ясен. Так что, если говорить о «сугубо практической цели», то она очевидна: люди хотят изучать Священное Писание и Предание, хотят знать Историю Церкви, хотят понять догматы Православного вероучения, да и просто научиться читать на церковнославянском языке и понимать то, что они читают. Некоторые на собеседовании так и говорят: хочу верить разумно. И все это мы им даем.

Но есть и другая мотивация: хочу побольше узнать о своей вере не только для себя, но и для того, чтобы рассказать о ней своим родственникам, друзьям, знакомым, коллегам. В такой мотивации уже очевидно миссионерское начало. Основное направление наших Курсов – духовное просвещение. Сегодня людям не просто не хватает богословского образования – многие и Закона Божьего-то в руках не держали. И все те повреждения, нестроения и крайности, которые мы сегодня наблюдаем в среде верующих людей (неразумное затворничество, уклонение в раскол, желание прославлять не тех, кого нужно, борьба с ИНН и т. п.), проистекают от элементарного невежества, искаженного представления о духовной жизни. Среди наших слушателей (и бывших, и нынешних) встречаются такие, кто уже побывал в какой-нибудь секте. Люди искали духовной жизни, но заблудились, попали не туда, и вот Господь привел их к Православию, а потом они оказались на наших Курсах. И это самые убежденные наши миссионеры, потому что они на своем горьком опыте узнали, что значит жить без православной веры, что значит оказаться в секте.

Образованный в богословском смысле человек – это уже миссионер, потому что он вольно или невольно просвещает тех, кто оказывается с ним рядом.

Что касается дополнительной специализации, то она у нас тоже есть. За основу преподавания мы взяли государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности теология. Пока, конечно, мы не можем давать нашим выпускникам полноценные дипломы с указанием данной специальности. Однако со временем – даст Бог – так и будет. Мы очень надеемся на то, что в будущем сможем получить лицензию на ведение образовательной деятельности именно по этой специальности – бакалавр теологии. А пока мы работаем, как это модно теперь говорить, в формате «Курсов при монастыре». Наши слушатели изучают Догматическое богословие, Нравственное богословие, Катехизис, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, Патрологию, Аскетику, Апологетику, Историю Церкви, Сектоведение и еще много других интересных предметов. Кроме дисциплин богословского цикла, мы преподаем также предметы общегуманитарного характера, например Культуру речи, Риторику. В новом учебном году хотим ввести Древнерусскую литературу, Историю Древнего мира и Средних веков, Новую и Новейшую историю. Миссионер должен быть человеком образованным. Кстати, большинство наших слушателей – это люди с высшим образованием.

Свидетельствовать о Православии

- Миссионером может стать любой человек? По каким критериям вы зачисляете на курсы?

На вопрос о критериях ответить несложно. Чтобы быть зачисленным к нам на Курсы, абитуриент должен быть человеком, во-первых, верующим, крещеным, во-вторых, воцерковленным, то есть иметь хотя бы небольшой опыт церковной жизни: исповедоваться, причащаться, соблюдать посты и так далее. На собеседовании мы спрашиваем, прихожанином какого храма явля-ется наш абитуриент, есть ли у него рекомендация от духовника. Это минимум требований. А еще мы спрашиваем, как давно человек крестился, есть ли у него желание нести свет Христовой Истины другим людям.

Что касается вопроса о том, кто может стать миссионером, то на него ответить не так просто. Это зависит от того, как понимать миссионерство. Если под миссионерством мы имеем в виду подвиги, подобные тем, которые совершили святители Иннокентий Московский, Николай Японский, Тихон Патриарх Московский – то, конечно, такое миссионерство по плечу далеко не всем. Если же под миссионерством мы понимаем деятельность более скромных масштабов (я проповедую Православие и привожу к вере и крещению своего друга, свою племянницу, своего старого отца), то такое миссионерство по плечу многим, но тоже не всем. Но есть и другое миссионерство, в последнее время его все чаще называют «внутренним миссионерством». Внутреннее – это миссионерство в среде… крещеных православных людей. Люди крестились, надели крестик на шею, и все. И в храм больше ни ногой. Продолжают жить прежней жизнью. Таких вокруг нас, к сожалению, большинство. Сколько вокруг людей, которые называют себя православными, но которые ни разу не были на исповеди, ни разу не причащались. Евангелие в руках не держали! И наша жизнь в среде таких людей обязывает нас к внутреннему миссионерству. Это миссионерство заключается в том, чтобы самим своим поведением, всеми своими словами – всем образом жизни – свидетельствовать о нашей вере. Показывать пример христиан-ской жизни! К такому миссионерству призван каждый из нас.

- Чем занимаются выпускники курсов? Насколько активно применяют полученные знания на деле?

- Большинство выпускников занимается тем же, чем и раньше. Среди наших слушателей есть и врачи, и школьные учителя, и преподаватели вузов, и программисты, и рабочие, и предприниматели, и банковские работники. Как правило, окончив Курсы, они остаются работать на прежнем месте. Врач остается врачом, учитель – учителем. Но сами-то они меняются! Меняется круг общения, меняется круг привычного чтения, круг развлечений. Всё меняется! Верующий, воцерковленный человек, да и еще и получивший основы богословских знаний, создает вокруг себя некое поле. И постепенно, понем-ногу меняются и те, кто рядом. Знания, полученные у нас, они применяют прежде всего в своей духовной жизни и в своей семье, а потом уже и среди ближайшего окружения. Духовник курсов, схиархимандрит Авраам, часто говорит нам, что самое эффективное миссионерство – это миссионерство в малых группах. Именно в беседе один на один можно убедить человека в истинности православной веры. Лекция в большой аудитории, митинг на стадионе могут быть (и бывают!) менее эффективными, чем беседа один на один. В данном случае речь идет о нашем миссионере и о его сослуживце, приятеле, соседе.

Есть, конечно, у нас и такие выпускники, которые оставляют свою прежнюю работу и уходят служить в различные церковные структуры. Кто-то работает на приходе – ведёт огласительные беседы, то есть готовит людей к принятию Таинства Крещения, кто-то работает в Воскресной школе, то есть стал учителем Закона Божьего. Наши выпускники работают в Обществе «Трезвение» у отца Игоря Бачинина, в отделе социального служения при Ново-Тихвинском монастыре, в Духовном центре прихода во имя Рождества Христова у отца Димитрия Моисеева. А есть и те, кто, по окончании наших Курсов, пошел учиться дальше – поступил в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

Самая востребованная специальность

- Каким должен быть современный православный миссионер? Насколько он востребован?

- Прежде всего, он должен быть настоящим христианином. Верующим, воцерковленным, имеющим богословское образование. А еще миссионер должен быть культурным, эрудированным человеком. Беда, если миссионерствовать возьмется невежественный неофит! Сам недавно пришел к вере, толком ничего не знает, читал мало, говорит плохо, с ошибками. Ужас! Такой не только никого не приведет к вере, но и оттолкнет от Православия. Ведь что подумают люди? Если там проповедуют такие невежественные, косноязыкие, неряшливо одетые люди, то стоит ли нам туда идти?

Обучение у нас вечернее, аудиторных часов не так много, как на дневном отделении, но все же мы стараемся и культуре речи учить, и риторике. Даже иногда собираемся в кружок и читаем друг другу хорошие стихи. А вот со следующего года будем и литературу преподавать. В аудитории всего не скажешь, всему не научишь, но мы говорим нашим слушателям о том, какие книги хорошо бы прочитать, какие словари и справочники хорошо бы иметь в домашней библиотеке. Кроме того, у нас на Курсах этим летом открылся читальный зал, в нем столько книг! И сочинения святых отцов, и труды по догматическому богословию, и жития святых… И чего только нет! Спасибо монастырю за такой подарок.

Востребован ли миссионер сегодня? Конечно, востребован! Православный миссионер нужен везде: и в школе, и в вузе, и в больнице, и в армии, и в тюрьме, и на приходе. Миссионеров не хватает! И еще не скоро мы заговорим о том, что их слишком много и пора закрывать миссионерские курсы.

- Для проповеди Православия разве не более подходят священники, чем обычные миряне?

- Священника заменить не сможет никто. Об этом не может быть и речи. Что касается проповеди, то это понятие многожанровое: есть храмовая проповедь и есть проповедь миссионерская. Первая звучит в храме, с амвона, вторая – в миру. Одному священнику везде не успеть, ему нужны помощники – грамотные, образованные, благочестивые миряне. Получив соответствующую подготовку, взяв благословение у священника, миссионер вполне может проповедовать Православие. Но мы ведь говорили уже о том, что деятельность миссионера заключается не только в том, чтобы произносить проповеди перед собравшимися. Миссионер примером своей жизни, индивидуальными беседами, по молитвам своим и своего духовника приводит людей к вере или воцерковляет уже верующих.

- А почему миссионерские курсы созданы именно при монастыре?

- Монастыри всегда были центрами образованности и культуры. Здесь вели летописи, писали иконы, переписывали редкие книги, переводили с других языков. А монастырские библиотеки, которые насчитывали тысячи томов ценнейших книг! Известно, что монахи любили селиться в отдаленных уединенных местах, вдали от больших и шумных городов, так что можно сказать, что русское монашество все время осваивало новые земли. Но в каком бы глухом, заброшенном, диком месте ни возникал монастырь, он в скором времени становился центром культурной и духовной жизни на многие сотни верст. При монастырях открывались школы, в монастырях духовно просвещались тысячи людей. Выдающиеся писатели, ученые ездили к простым монахам, чтобы получить ответы на свои вопросы, и эти ответы они не смогли бы прочитать ни в одной энциклопедии. Монастыри содействовали распространению христианства. Так что совсем не случайно то, что именно монастырь открывает именно миссионерские курсы.


Подробнее о Миссионерском институте


22.08.2008