Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version
Српска верзија

О монастыре
Летопись
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства

План Ново-Тихвинского монастыря. Начало XIX века

Самые ранние упоминания о Ново-Тихвинской женской обители относятся к концу XVIII века. В то время, после указа Екатерины II о передаче государству монастырских владений, закрылось множество обителей, а маленькая кладбищенская община при храме Успения Пресвятой Богородицы в пригороде Екатеринбурга не только не распалась, но, наоборот, за короткое время превратилась в первоклассный штатный монастырь. Если пристально всмотреться в историю создания и развития Ново-Тихвинского женского монастыря, то можно отчасти, в доступных человеку пределах, понять причины и цели такого особого попечения Божьего о Екатеринбургской женской обители, положившей начало нескольким монастырям на Уральской земле.

Во второй половине ХVIII века вблизи Екатеринбурга появилось новое кладбище. При нем не было церкви, пока купец первой гильдии Иван Иванович Хлепетин, жена которого была похоронена на этом кладбище, не решил воздвигнуть храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Построил И.И. Хлепетин и деревянный дом для причта. Однако постоянный причт назначен к церкви не был, и дом пустовал.

Игумения Таисия, первая настоятельница обители

Но в 1796 году в нем поселились несколько женщин, создавших крошечную общину. Они вели жизнь почти монашескую: много молились, усердно постились и посещали все церковные службы, а содержали себя на заработки от чтения Псалтири по усопшим и от ухода за городскими больными. Во главе маленькой общины стояла Татьяна Митрофанова, которая предпочитала называть себя, как в девичестве, Костроминой. Община понемногу росла, в нее принимались все желающие, в том числе и престарелые женщины, и маленькие девочки, поэтому в городе ее называли общиной сиротствующих или богадельней. Сестры во время церковных служб в Успенской церкви стояли чаще всего в приделе Тихвинской иконы Божией Матери. Именно перед ней молились они во всех приключающихся скорбях и затруднениях. А скорбей случалось много, на общину даже нападали грабители. Но сестры всё же не оставляли своего уединенного жительства, дав обет неотлучно находиться при дорогой им иконе. И Пресвятая Богородица не оставляла их Своим попечением.

Видя смиренное и богоугодное житие насельниц общины, городское общество выделило им из своих доходов скромное содержание. Однако планы сестер были значительно серьезнее. Они мечтали о создании монастыря, да и жили уже по монастырскому уставу. Татьяна Костромина, которую в общине называли настоятельницей, получила этот устав в Сарове от игумена Исаии.

Создание заштатного, то есть не получающего государственного содержания, монастыря зависело от того, сможет ли Татьяна Костромина доказать наличие необходимых на его существование средств. Материальная ситуация осложнялась тем, что при создании обители необходимо было воздвигнуть новую церковь, так как по церковному уставу монашествующим нельзя было в храме находиться рядом с мирянами. Но, не смущаясь такими непреодолимыми трудностями, «настоятельница» Татьяна решилась ехать в Петербург, взяв себе в помощницы более образованную девицу Агафью Котугину.

Праведный воин Феодор Ушаков

Решение Татьяны Костроминой было поистине дерзновенным. На первый взгляд ее поступок мог даже показаться бессмысленным: неграмотная женщина, низкого сословия, не располагавшая большими суммами, не имевшая никаких знакомств в высшем свете — она не могла рассчитывать на то, чтобы попасть на прием к кому-то из высокопоставленных особ, а тем более на то, чтобы ее внимательно выслушали и удовлетворили ее просьбы. К тому же ради этой поездки она оставляла сестер без своего попечения, и, может быть, на очень долгое время, на годы. Но все же она решилась на эти скорби и твердо верила, что претерпит их не напрасно. Она всецело полагалась на милость Божию и могла, как выражается святитель Иоанн Златоуст, «парить выше немощных помыслов человеческих, освободившись от общеобычного порядка вещей».

И Господь, призирающий на молитву смиренных, не посрамил упования Татьяны Андреевны. Промысел Божий неведомыми путями устроил невероятное: Екатеринбургские сестры поселились в доме вышедшего в отставку адмирала Федора Федоровича Ушакова – прославленного флотоводца и человека глубоко благочестивого. Именно благодаря его помощи замыслы безвестных просительниц начали обретать реальные очертания. Федор Федорович взял на себя переписку с архиепископом Пермским Иустином, чье разрешение было необходимо для создания монастыря. Адмирал нашел и высокопоставленных покровителей, в числе которых был первенствующий член Синода митрополит Амвросий (Подобедов), а также обер-прокурор Святейшего Синода. Более того, Федор Федорович нашел щедрых жертвователей для будущей обители. И все-таки для официального создания обители понадобилось несколько лет. Татьяна Костромина тяжело переживала томительную разлуку с общиной и, главное, с дорогой ей Тихвинской иконой Божией Матери. В 1807 году у начальницы Татьяны появился точный список с древнего чудотворного Тихвинского образа Божией Матери, пребывающего в Тихвине. Эту икону подарил ей архимандрит Тихвинского мужского монастыря отец Герасим (Князев). Несомненно, новая икона очень утешила Татьяну и Агафью, и молитвы перед ней укрепляли их дух, помогая с бодростью переносить все искушения, встречавшиеся в предпринятом ими деле. Именно этот список впоследствии стал главной святыней Ново-Тихвинского женского монастыря и с каждым годом украшался благодаря пожертвованиям благотворителей и приношениям паломников.

31 декабря 1809 года по Высочайшему повелению в Екатеринбурге была учреждена заштатная третьеклассная общежительная женская обитель с наименованием ее Ново-Тихвинскою. Через некоторое время Татьяна Костромина была пострижена в монашество с именем Таисия и возведена в сан игумении. Перед отъездом из Петербурга матушка Таисия получила еще один бесценный для монастыря дар – 25 частиц святых мощей из Новгородского кафедрального Софийского собора, переданные ей по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия.

В честь открытия монастыря впоследствии совершалось торжественное празднование, проходившее 9 июля (по н. ст.), в день Тихвинской иконы Божией Матери. Вместе с новой обителью появилась и особая традиция в церковной жизни Екатеринбурга – ежегодные торжественные крестные ходы вокруг монастыря и города с Тихвинской иконой Божией Матери и ракой с частицами мощей при участии многочисленного городского духовенства. Крестный ход с иконой и мощами посещал и другие города, села и деревни Пермской епархии, и всё больше людей узнавало о екатеринбургской обители и ее святынях.

Число насельниц монастыря быстро росло. В обители появились разнообразные рукодельные мастерские, увеличивался достаток, хотя по-прежнему в послушницы принимались малолетние сироты и престарелые. В 1819 году в обители было уже 135 человек. Это свидетельствовало о том, как велика на Уральской земле была потребность в монастыре. Однако материальных средств в обители на многое не хватало, ведь необходимо было строить храмы, помещения для рукоделий, жилые корпуса для сестер. Поэтому игумения Таисия ходатайствовала о преобразовании монастыря в штатный, то есть имеющий государственное содержание. Владыка Иустин всемерно старался помочь игумении. Но он хотел видеть обитель не третьеклассным штатным монастырем, как предполагала матушка Таисия, а первоклассным, с выделением бóльшего содержания и положенных при этом угодий. Вскоре усилия архипастыря и настоятельницы увенчались успехом: в 1822 году уральский общежительный монастырь, выросший из кладбищенской общины, занял место в ряду первоклассных обителей России. Был утвержден и общежительный устав монастыря, составленный самой игуменией Таисией на основе устава Саровской пустыни. Для окончательной редакции этого устава матушка Таисия обратилась к преподобному Филарету Глинскому. Святейший Синод разрешил сестрам монастыря избирать настоятельницу из своей среды, хотя, как правило, настоятельниц в то время назначали по распоряжению церковных властей и ими зачастую становились монахини из других монастырей.

Ново-Тихвинский монастырь пользовался особым покровительством императора Александра I, благодаря которому и была открыта обитель. В 1821–1822 годах он сделал пожертвование в виде драгоценной храмовой утвари. Игумения Таисия испросила благословение на специальное торжество для внесения царских даров в храм с крестным ходом через весь город при участии всего городского духовенства. 27 сентября 1824 года Ново-Тихвинская обитель была почтена визитом императора Александра I. Государь после посещения келий игумении Таисии, вероятно, тронутый беседой с настоятельницей, в сердечном умилении поцеловал руку одной из престарелых сестер, о чем еще долго вспоминали в обители.

Монастырь украшался новыми храмами. 5 сентября 1823 года была освящена церковь во имя Всех Святых, перестроенная из каменной монастырской часовни. Продолжалось возведение собора Александра Невского, заложенного в 1814 году. Одновременно строились жилые корпуса, рабочие и подсобные помещения, каменная стена вокруг монастыря, гостиница, дом для вдов и сирот. Игуменья Таисия спешила сделать для обители все что могла, ибо здоровье ее ухудшалось. В ноябре 1826 года матушка отошла ко Господу в окружении своих сестер во Христе.

Преемницей игумении Таисии стала ее духовная дочь и воспитанница – монахиня Александра; она возглавляла монастырь с 1827 по 1858 год. Видимое промышление Божие о Ново-Тихвинской женской обители сказалось в том, что с самого ее учреждения до дня закрытия, то есть на протяжении ста тридцати с лишним лет, она управлялась всего четырьмя настоятельницами, если не считать двух небольших перерывов. Игумения Александра пришла в монастырь в 1811 году в возрасте 19 лет и при своем трудолюбии отличалась кротким и скромным нравом. Матушка Александра, как и игумения Таисия, большое внимание уделяла благоустройству монастыря – как вещественному, так и, в первую очередь, духовному. При игумении Александре процветали ранее заведенные рукодельные мастерские и были устроены новые, в том числе иконописная и трафаретная. Благодаря плодотворной деятельности игумении у монастыря появились Елизаветинская и Малобулзинская загородные заимки.

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

В 1832 году был достроен и освящен находившийся рядом с больничными кельями храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», заложенный еще при игумении Таисии. Теперь во время богослужения достаточно было открыть двери, чтобы все лежачие больные, лишенные прежде этого утешения, могли участвовать в церковной службе.

После кончины игумении Александры ее преемницей по желанию сестер стала бывшая казначея Ново-Тихвинской обители монахиня Магдалина (Неустроева). По мнению насельниц, именно она могла сохранить тот дух трудолюбия, покоя и согласия, который царил в монастыре при матушке Александре. Игумения Магдалина возглавляла монастырь в течение 35 лет с 1858 по 1893 год. За это время число сестер постоянно росло. Так, в 1866 году в обители проживала 381 насельница, в 1881 году – 510, в 1890 – уже 605. Исторические источники за 1866 год свидетельствуют о появлении новых насельниц в возрасте от 4 до 77 лет.

Обитель благоукрашалась новыми храмами. В 1852–54 годах была закончена перестройка Александро-Невского собора. В 1865-66 годах были освящены еще два храма – надвратный Введенский и во имя святого Феодосия Тотемского. Через пятнадцать лет, в 1881 году на самой удаленной от города Малобулзинской заимке была заложена каменная церковь во имя святого праведного Симеона Верхотурского.

Схиигумения Магдалина (Досманова)

Выполнив свое земное послушание, матушка Магдалина (Неустроева) мирно отошла ко Господу. Игумения Магдалина (Досманова), через два года пришедшая ей на смену, в феврале 1897 года была утверждена настоятельницей обители и возведена в игуменский сан. Современники отмечали ее самоотверженность, трудолюбие и любовную простоту в общении. Матушка была твердо убеждена, что для дела спасения необходима Иисусова молитва и чтение святоотеческих книг. При игумении Магдалине (Досмановой) в 1910 году монастырь торжественно отметил 100-летие своего существования. В те годы обитель была одной из самых крупных и благоустроенных в России. В 1913 году в монастыре проживало 1018 насельниц. К внушительному списку монастырских рукоделий прибавились новые: роспись по фарфору, рисование по полотну и бархату, выжигание по дереву и коже, были усовершенствованы резьба по дереву и изготовление искусственных цветов. Монастырь украсился новыми строениями: в самой обители было уже шесть храмов, на Малобулзинской заимке было завершено строительство Симеоновской церкви, в монастыре и на заимках построены хозяйственные и жилые помещения, в обители – корпус для больницы и богадельни. Монастырь, как и в первые годы своего существования, продолжал оказывать помощь больным, престарелым и неимущим. А для мирян всех сословий обитель была островком духовности среди суетного житейского моря. В дни праздников сотни богомольцев приходили поклониться святыням монастыря, и прежде всего – Тихвинской иконе Божией Матери. Однако на долю матушки Магдалины (Досмановой) пришлось и самое тяжкое испытание в жизни обители – бурные события 1917 года и Гражданской войны.



Царственные Страстотерпцы.
Царственные Страстотерпцы.

В 1918 году сестры монастыря были последними, кто на этой земле оказал помощь семье Царственных Страстотерпцев. До самой гибели царственных узников инокини приносили для них в корзинках свежие продукты; об этом сохранились благодарные свидетельства в дневниках Государя и Императрицы. Сестры принесли передачу и в тот день, когда в живых больше не было никого из тех, кому она предназначалась. Монахини и послушницы Ново-Тихвинского монастыря продолжали свои молитвенные подвиги и труды вплоть до насильственного закрытия обители в 1922 году. В этом же году уникальный архив обители (древние книги и бумаги, а также все документы, свидетельствующие о духовной и хозяйственной жизни монастыря) был сожжен прямо на площади перед главным монастырским храмом: костер горел несколько дней. Многие из сестер впоследствии попали в заключение или были отправлены в ссылки. По устным свидетельствам, саму матушку Магдалину подвергали арестам восемь раз, но во время допросов она лишь разглаживала на коленях платочек и на все вопросы отвечала одной и той же фразой: «Да, были у нас в монастыре платочки, тряпочки, мы их складывали, раскладывали, разглаживали». Ее принимали за юродивую и отпускали.

Игумения Магдалина жила на окраине города вплоть до своей кончины в 1934 году. Здесь, в домике матушки на Третьей Загородной улице, собирались по вечерам бывшие монахини и послушницы Ново-Тихвинской обители, приходили сюда и новые сестры. После должного искуса матушка Магдалина облекала в рясофор сплотившихся вокруг нее сестер. Под началом своей игумении небольшая община продолжала жить по-монашески, соблюдая иноческие обеты. Это был не единственный островок благочестия, в разных уголках Свердловской области монахини Ново-Тихвинского монастыря жили небольшими общинами, стараясь сохранить монастырский дух и уклад. Сестры помогали и другим людям сберечь или обрести веру, несмотря на тяжелое послереволюционное время. Еще долгие годы у стен бывшего монастыря можно было встретить старых женщин, в которых легко было узнать бывших инокинь по их особенному облику. Они приходили сюда, чтобы помолиться у врат дорогой им обители.

Милостью Божией в 1994 году Ново-Тихвинский монастырь был возрожден.

Сегодняшний день обители
Страницы монастырской жизни
От Александра Благословенного до Николая Страстотерпца. Что связывает нашу обитель с Императорским домом
Из истории монастыря. Картина-повесть



Calendar
  Март 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

Архивное послушание

Статья о нашей обители на сайте электронной библиотеки


Самое опасное зло для общины - ненависть и презрение к немощным сестрам. Такая община долго существовать не может. А если будет основана на любви и сострадании к немощным, то Господь покроет от всяких ухищрений вражиих. Все с любовью да бывает.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb