Ново-Тихвинский женский монастырь: Поездка в Великий Новгород

Поездка в Великий Новгород

Новгородский кремль Софийского собора
Новгородский кремль Софийского собора

Совсем недавно наши сестры-иконописцы возвратилась из увлекательного и весьма полезного для них шестидневного путешествия к святыням древнего Новгорода. Поездка получилась необычайно яркой и запоминающейся, в особенности потому, что в ней наших сестер сопровождала Анна Игоревна Яковлева. Как искусствовед, она прекрасно знает новгородские памятники, а как реставратор, - может квалифицированно объяснить всю технологию написания древних икон и фресок. Важно для нас и то, что она - знаток и приверженец именно византийской и древнерусской иконописи. Вместе с ней и еще тремя монахами-иконописцами из Троице-Сергиевой Лавры сестры посетили все основные святыни "Господина Великого Новгорода": Софийский собор Кремля и Ярославово дворище, церкви св. Феодора Стратилата, Спаса на Ильине, Рождества на Красном поле, Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, монастыри Антониев, Юрьев, Хутынский, Вяжищский, и Клопский, Перунский скит, а также Грановитую палату, музей в Софийском соборе и музей русской иконы XIV-XIX вв.

Ангел показывает монашеское облачение
Ангел показывает монашеское облачение

Изумила сестер церковь Спаса на Ильине с ее сохранившимися фресками знаменитого Феофана Грека. "Сколько раз уже мы смотрели альбомы с репродукциями работ этого иконописца, - говорит одна из инокинь, участвовавших в поездке, сестра Соломония, - и до конца не осознавали всю талантливость и неповторимость его произведений! Когда же мы увидели его фрески в храме, то ясно поняли, что это - выдающийся, неповторимый мастер! Его фрески поражают высочайшим мастерством. Недаром в одном из посланий Епифания Премудрого есть о Феофане Греке и такие слова: "Отменный живописец, который собственной рукой расписал много церквей каменных - более сорока. Когда он все это писал, никто не видел, чтобы взирал на образцы, как [это] делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно [в них] всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту". Феофан Грек, видимо, настолько владел своим искусством, что почти не придерживался определенных образцов, мог, например, с кем-то беседовать и одновременно - создавать икону. Ради работ его одного уже стоит посетить Новгород! Множество церквей и храмов расписал Феофан в Греции и лишь затем, будучи уже зрелым мастером, прибыл в Россию, где оставил неповторимый след в развитии церковного искусства.

фреска с ликом Спасителя
фреска с ликом Спасителя

Запомнилась сестрам и Рождественская церковь с фресками кисти неизвестного византийского мастера, но едва ли не сильнейшее впечатление произвела на них встреча и беседа в Юрьевском монастыре с двумя московскими реставраторами, только что раскрывшими икону XIV века "Спас на Престоле". "Для нас это было просто подарком, - говорит с.Соломония. - Обычно такие иконы находятся в музее, под стеклом, смотреть на них можно лишь со значительного расстояния. А здесь нам посчастливилось увидеть живопись XIV века "в натуре", такой, как она есть. Мы могли подробно расспросить реставраторов о технологии раскрытия иконы, методах и особенностях ее написания. Мы просто не в силах были отойти и жалели, что поздно приехали, тем более, что и икона эта - византийского письма, то есть именно того направления, традициям которого мы сами стараемся следовать! Конечно, это благодаря Анне Игоревне нам было уделено реставраторами столько внимания и времени".

Царские врата
Царские врата

Сожалели сестры и о том, что и на музей русской иконы у них было всего лишь полдня. В нем представлено очень много известных образов, древний иконостас из Софийского собора, работы греческого мастера, целые ряды других иконостасов из различных церквей и храмов. Особенно полезным было для наших иконописцев знакомство со знаменитыми новгородскими "таблетками" - двусторонними аналойными иконами небольших размеров. Одна сестра, особенно любящая миниатюры и сейчас также занимающаяся написанием маленькой иконы, проведя почти все время посещения музея у витрин с "таблетками", почерпнула много полезного для своей практической работы (в первую очередь, относительно технологии написания миниатюрных икон).

Ну и конечно, не могла оставить сестер равнодушными знаменитая Грановитая палата, в которой сохранилась прекрасная ризница: плащаницы, покровы на раки новгородских святых, поручи прп.Варлаама Хутынского, шитая особым кроем фелонь митр. Фотия и многое другое. Вся вышивка очень интересна, хорошо сохранилась и представляет несомненную ценность и для работы наших сестер-швей.

В храме
В храме

Еще одно яркое впечатление сестер от новгородских храмов - это наличие в них специальных приделов, башен и других помещений для "уединенного моления" (например, в церкви Николы на дворище, в храмах св.Феодора Стратилата и Спаса на Ильине). Если вспомнить, что храмы эти были обычными приходскими церквями, часто построенными на средства "уличан" (то есть жителей какой-либо одной улицы), то становится очевидным высокое благочестие людей тех времен, их стремление и любовь к молитве. Нашим сестрам пришлось это очень по душе.

Крест в стене собора
Крест в стене собора

Итак, подводя итоги поездки, можно сказать, что она стала для наших сестер прекрасным стимулом для дальнейшей творческой работы. Еще будучи в Новгороде, некоторые из них не могли удержаться и говорили, что хотели бы скорее приехать домой, чтобы начать писать иконы, используя только что полученный опыт и сведения. Большое значение имело то, что сестры увидели фрески "в натуре", так как репродукции совсем не передают масштаба настенной живописи, который также значит очень много. Кроме того, важно и то, что наши иконописцы увидели древнюю живопись в сочетании с архитектурой, а они, несомненно, представляют собой единое целое. Роспись древнерусских храмов совершенно соответствует архитектуре, а потому сразу становится ясным и то, какой должна быть настоящая иконопись.
"В общем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!" - закончила свой рассказ о поездке с.Соломония.

На переправе Идем в Юрьев монастырь
На переправеИдем в Юрьев монастырь

Смотрите также:
Фотоальбом