Поездка иконописцев в Сербию
|
В храме Святой Троицы монастыря Сопочаны |
Чуть более двух недель длилось путешествие сестер по святым местам Сербии. Мечтали об этом они уже давно - несколько лет, так как именно в Сербии доныне существуют древние храмы с прекрасно сохранившимися фресками XII-XIVвв., тогда как, например, в России фрески этого периода до нас почти не дошли.
|
Сестры с Владыкой Амфилохием |
В марте 2004 г. нашу епархию посетил митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, который, побывав в нашей иконописной мастерской, сам предложил сестрам совершить поездку в Сербию для ознакомления с сохранившимися в сербских храмах древними иконами и фресками. По его приглашению и под его покровительством 9 наших сестер в сопровождении искусствоведа-реставратора Московского Кремля Анны Игоревны Яковлевой, составившей всю программу поездки, а также сербского монаха Кирилла, помогавшего сестрам в качестве переводчика, за 12 дней смогли посетить около 25 монастырей, 2 скита и 5 приходских храмов. Побывали также сестры и в трех музеях.
|
Фреска Успение Божией Матери. XIII в. Монастырь Сопочаны |
Основной целью их поездки было, конечно, знакомство с архитектурой, иконописью и настенной живописью древних сербских храмов. Дело в том, что именно сербские фрески XII-XIV вв. с успехом восполняют лакуну в истории византийской живописи, образовавшуюся в результате уничтожения турками значительного числа храмов того времени на территории самой Византии. Без знакомства с древними сербскими фресками знание византийского искусства не может быть полным. Кроме того, Сербия - это единственная православная страна, на территории которой с начала XIII в. почти постоянно в течение двух столетий трудились лучшие греческие мастера, поэтому всю архитектуру и иконопись сербских храмов отличает особо высокий профессионализм. А поскольку греческим мастерам предоставлялась в Сербии полная свобода в выборе манеры письма и художественного стиля, все храмы очень индивидуальны, их настенная живопись создает необычное ощущение чрезвычайного живописного богатства. Нужно добавить и то, что почти каждый из наиболее известных храмов Сербии является задужбиной того или иного сербского правителя, то есть храмом, построенным в вечное поминовение за душу. Например: Студеница - задужбина Стефана первовенчанного, Мелешево - Владислава Немани, Сопочаны - Родослава Немани, которые вкладывали в их строительство огромные средства, а потому в настенной живописи почти всех храмов использовалось чистое золото и дорогие краски.
|
Храм в честь иконы Божией Матери Одигитрия в монастыре Студеница |
"Общее впечатление от всех храмов самое радостное, - рассказывает одна из сестер-иконописцев, инокиня Ева. - В монастыре Дечаны очень запомнились фрески с изображением событий из земной жизни Божией Матери, о которых нет повествования в Евангелии. Или Мелешево: интересно то, что каждый ангел или святой в многофигурных композициях имеют свои особенности, разные выражения ликов". Инокине Агафии особенно понравились фрески монастыря Сопочаны (поразило само мастерство их исполнения), а также настенная живопись монастыря Студеница и Кралевой церкви Иоакима и Анны. "А мне запомнились, - говорит инокиня Соломония, - конечно же, монастыри Печка Патриарша, Студеница, Дечаны, Сопочаны. В храмах каждой из этих обителей удивительны и архитектура, и росписи. Но нельзя не отметить и такие монастыри, как Манасия и Раваница, которые связаны с именем святого царя Лазаря. Фрески в них значительно утрачены, но, судя по тому, что до нас дошло, это были великолепные храмы со своими архитектурными и живописными находками, которые не повторяются нигде".
|
Сестры в храме Св.Троицы монастыря Манасии |
Особое внимание наших сестер привлекли устроенные в некоторых сербских храмах певницы (специальные боковые помещения для хора), а также необычные для России большие живописные изображения заказчиков и ктиторов (благодетелей и устроителей) церквей. Так, например, в храме Одигитрии монастыря Печка Патриарша изображен пророк Даниил, который ведет за руку архиеп. Даниила, благодаря которому и был возведен храм. В монастыре Мелешево изображено, как Божия Матерь ведет ктитора обители Владислава Немани и рукой указывает ему на восседающего на Престоле Господа. Некоторые храмы поражали своим великолепием: к примеру, церковь Св. Троицы в монастыре Сопочаны (задужбина короля Уроша I), стены которой выложены сусальным золотом с имитацией рисунка золотой смальты, или церковь Св. Троицы в монастыре Манасия, живопись которой отличается необыкновенной роскошью, изобилием золота и драгоценных минералов (лазурита). Сразу же после постройки храма, в XV в., его живопись была очень высоко оценена современниками и считалась лучшей в Сербии. Храм Успения Божией Матери в монастыре Любостиня украшен столь изящной и тонкой каменной резьбой, что она похожа больше на рукописные орнаменты, чем на резьбу по камню. Этот храм основан королевой Милицей, супругой короля Лазаря, в память о воинах, погибших в Косово в 1389 г. Когда строили храм, королева лично давала каждому камню имя погибшего воина, ставила на нем свечу и молилась... Сама она впоследствии приняла монашество с именем Евгения и похоронена в Любостине.
|
Иоанно-Предтеченский скит монастыря Острог |
Таким образом, "творческая командировка" в Сербию принесла нашим иконописцам, действительно, неоценимую пользу для их иконописных трудов. "А кроме того, - говорит посл. Татьяна, - нам стало понятно единство Православия: иконопись всех нас объединяет, сильнее этого способа нет. Икона - это прекрасное средство единения всех православных христиан".
|
Нетленные мощи св. царя Лазаря |
Однако, может быть, даже самое главное то, что сестрам удалось поклониться за это время множеству сербских святынь. До революции Россию часто называли "святой Русью", но и Сербию, по обилию в ней святых мест, также, вероятно, можно назвать святой. В сербских монашеских обителях покоятся мощи св. вмч. Феодора Тирона, св. Василия Острожского, св. Петра Цетинского, св. Стефана Дечанского, свят. Иоанникия I, прп. Симеона Немани, свв. Анастасии и Ангелины Сербских, св. царя Лазаря, св. деспота Стефана, св. мч. царя Уроша I и многих других. В пещерном храме мужского монастыря Успения Божией Матери в Дай-Бабе находятся мощи св. Симона Дай-Бабского, скончавшегося на Пасху 1941 г., перед бомбежкой Белграда. Примечательно, что об этом храме, скрытом в скале, чудесным образом было открыто одному пастушку, который и рассказал о нем многим верующим, в том числе и монаху Симону. Симон, единственный, кто поверил рассказу, нашел пещерный храм, устроенный в виде креста, видимо, в IV в. как катакомбный, и сам расписал его в стиле катакомбной живописи. Именно здесь посещала св. Симона Дай-Бабского еще одна подвижница и молитвенница нашего времени - схииг. Мария (Дохторова).
|
Икона св. мч. Станка |
В женской обители Ждребаоник сестры имели возможность поклониться мощам святителя Арсения I, вписанного в русский месяцеслов после исцеления у его мощей нескольких русских монахов, а также мощам св. Февронии (IV в.). В монастыре Верхний Острог покоятся мощи юного, 15-летнего, мученика Станка, который до последнего мгновения не хотел выпускать из рук святое распятие. Турки отсекли ему руки вместе с крестом… Свято чтится в Сербии и память св. Саввы Сербского: в г. Будве до сих пор существует древняя церковь в честь этого святого, стоящая на месте, откуда святитель отправился в паломничество в Иерусалим, а в женском монастыре в Дульево сохраняется появившийся по его молитвам чудотворный источник, рядом с которым растет дуб св. Саввы. К сожалению, мощи святителя были в XV в. уничтожены турками.
|
Домик в скиту св. мц. Параскевы, в котором жила схииг. Мария (Дохторова); третье слева - окно ее кельи |
Но, пожалуй, больше всего поразили сестер встречи и беседы с людьми, лично знавшими некоторых из современных молитвенников и подвижников благочестия. Так, в Введенском монастыре им посчастливилось беседовать с иг. Олимпиадой и мон. Христиной - духовными чадами известного архим. Иустина (Поповича), а в обители Верхний Острог они встречались с иг. Софронием, 8 лет проведшим в знаменитом монастыре схиархм. Софрония (Сахарова) в Англии. В женском монастыре в Дульево и в мужском Иоанно-Предтеченском скиту от монастыря Нижний Острог принимали их духовные чада архм. Лазаря (Ацич), полагавшего начало своей подвижнической жизни на святой горе Афон. Скончался о.Лазарь в 2000 г. в возрасте всего лишь 52 лет, но, без сомнения, был истинным духовным наставником для многих и многих сербов, аскетом и молитвенником.
|
У схимон. Гавриилы |
И, наконец, настоящим подарком для наших сестер стала беседа со схимон. Гавриилой - настоятельницей женского монастыря Раваница, - которая рассказала им об особо почитаемой всеми нами подвижнице - схииг. Марии (Дохторовой). Матушка Гавриила была духовной дочерью иг. Евфимии, а та, в свою очередь - схииг. Марии. Последняя нередко посещала и саму эту обитель, и устроенный при ней скит св. Параскевы Петки, беседовала с сестрами, называя их своими "внучками", воодушевляла на служение больным (при ските создан приют для женщин с различными психо-неврологическими заболеваниями, в котором в данное время пребывает 96 человек). Сестры встретились и с еще двумя монахинями, лично знавшими схииг. Марию, а также переписали для себя магнитофонную запись ее краткого наставления, которое она сделала для сестер скита после кончины иг. Евфимии.
|
В кабинете архим. Иустина Поповича |
Не могла не поразить наших иконописцев и особая любовь сербов к своей Родине: они прекрасно знают как светскую, так и церковную историю Сербии, часто поют народные баллады, а монахини из женского монастыря Печка Патриарша, который в настоящее время, как и все остальные православные обители Косово, окружен танками и бронетранспортерами миротворческих войск, говорили, что лучше погибнут, чем оставят родное Косово. Явно чувствуется в Сербии и любовь к русским: наших сестер везде принимали очень радушно, при встрече угощали кофе с "калачом" (под которым понимаются вообще все сладости), а в обителях встречали, по монашескому обычаю с троекратным лобзанием. В монастыре Жупа сербские монахини даже уступили им на ночь свои кельи, а в обители Языка сама игуменья пела им во время трапезы духовные песнопения.
Особо почитают в Сербии святых Царственных страстотерпцев. Государь император Николай II постоянно покровительствовал этой стране, на свои средства строил в ней храмы. Поэтому сербы, узнав, откуда приехали сестры, с большой любовью беседовали с ними о святой Царской Семье.
|
Женский монастырь Архистратига Божия Михаила |
Можно было бы и еще написать очень много, стоило бы подробнее рассказать о сербских музеях, храмах и почитаемых святынях, об удивительной, почти южной природе - а, проезжая по скалистому побережью Адриатического моря, среди пальм и кипарисов, сестры подчас даже сомневались, где они: в Крыму? На Кавказе? в Сербии? Но ясно одно: сербы - это наши истинные братья по крови и духу, наши сердца бьются в такт, и мы дышим одним воздухом, у нас не только общая вера, но и история, и культура.
|