Ново-Тихвинский женский монастырь:

Обитель и ее игумении

За двухсотлетнюю историю монастыря в нем происходило множество событий – радостных и печальных, забытых или запомнившихся многим сестрам. И конечно, главное, что осталось в памяти насельниц или в исторических документах – это любовь и мудрое управление настоятельниц обители. Сегодня мы расскажем о игумениях Александре и Магдалине. При них в обители построили самый большой храм дореволюционного Екатеринбурга, принимали Наследника Российского престола, открывали рукодельные мастерские, воспитывали сирот…

Игумения Александра. Годы перед настоятельством

Июльским днем 1827 года в Пермском кафедральном соборе совершалось особо торжественное богослужение: на литургии за малым входом епископ Дионисий возвел в сан игумении новую настоятельницу Ново-Тихвинского монастыря. Ею стала монахиня Александра.

Игумения Александра происходила из небогатой крестьянской семьи, из села Стриганского Ирбитского уезда. Анастасия (так звали матушку Александру в миру) жила очень скромно, отличалась кротким нравом, строгим поведением и трудолюбием. Она славилась в селе как первая мастерица, умевшая ткать тонкие узорчатые полотна. Родители желали отдать ее замуж и приготовили приданое, да и многие сватались к ней – кто из сельчан не хотел бы женить своего сына на такой искусной рукодельнице и рачительной хозяйке! Но Анастасия всем отказывала. Так и жила она, ожидая, в чем откроется ей воля Божия о ее жизненном пути.

Однажды, когда Анастасии было девятнадцать лет, в Стриганское пришел крестный ход из Екатеринбурга, носивший по епархии святыни – Тихвинскую икону Богородицы и ковчег с частицами святых мощей. От сестер, принимавших участие в крестном ходе, Анастасия узнала, что в Екатеринбурге открыт монастырь. В одном из исторических описаний повествуется об этом так (вероятно, со слов самой матушки Александры):

«Когда монахини и певчие белицы находились со святынями в Стриганском селе, тогда Настасья Ивановна, узнав по рассказам сестер монастырскую жизнь в Екатеринбургской обители, возымела решительное желание поступить в оную, потому что и раньше, дома привыкла вести уединенную, скромную жизнь труженицы-тканицы и крестьянки-работницы. Отец не отпускал свою дочь в монастырь. Тогда Настасья Ивановна стала просить местного писаря о выдаче ей билета на проживание в монастыре. Писарь принял участие в затруднительном положении просительницы, приготовил для нея билет и сумел убедить ея отца отпустить дочь в Екатеринбургскую обитель».

Так в 1811 году Анастасия поступила в монастырь. У новой послушницы были, как говорят, «золотые руки», поэтому вскоре после поступления в обитель матушка Таисия назначила ее старшей в ткацкой мастерской. Руководила ею послушница Анастасия одиннадцать лет, затем около года была благочинной монастыря. В монашество ее постригли в 1824 году. А затем, после кончины игумении Таисии, именно монахиню Александру избрали новой настоятельницей Ново-Тихвинской обители.

Труды и молитвы

Игумения Александра, деятельная, ревностная, умело решала любые трудности монастырской жизни. Так, по ее благословению сестры научились изготовлению собственного кирпича, чтобы возводить из него здания; вблизи от обители выкопали большой пруд. Когда выяснилось, что Александро-Невский собор, который строился уже более двадцати лет, из-за ошибок строителей может обрушиться, матушка Александра приняла дерзновенное решение – разобрать храм до основания и строить заново.

В то время, когда игумения Александра стала настоятельницей, в монастыре было уже почти двести пятьдесят насельниц. Чтобы обеспечить своих сестер всем необходимым, матушка открывала новые рукодельные мастерские: свечной завод, год спустя – иконописную мастерскую. Особенно же заботилась игумения Александра о золотошвейном послушании. И благодаря ее трудам уже вскоре монастырские золотошвеи славились на всю епархию и могли выполнять самые сложные работы. Так, в 1841 году матушка Александра «от усердия к святому угоднику Симеону Праведному» преподнесла архимандриту Афанасию, настоятелю Верхотурского Николаевского монастыря, митру, изготовленную сестрами. Вот как эта митра описана в исторических источниках: «Оная архимандричья митра по голубому бархату шита золотом в разных видах, частью бисером разноцветным, и убрана местами жемчугом. На митре оной оправленных золотою канителью с блесками на финифти 5 икон, опушка золотой бахромы, подклад малиновой шелковой материи». Преподнося митру, матушка просила молитв у отца Афанасия, «желая, дабы Господь чрез Ваши молитвы исцелил многие немощи грехов наших и оживотворил бы нас, немощнейших, Своею благодатью...».

Путь милосердия

Игумения Александра всегда с любовью заботилась о немощных сестрах и богомольцах. В 1832 году был освящен храм во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», выстроенный специально для больных и престарелых. К этой небольшой однопрестольной церкви прилегал больничный корпус, и «во время служения, при открытии дверей, все болящие и даже на одрах лежащие имели возможность слушать священнослужение...». Через несколько лет, в 1838 году в обители было открыто училище для девочек, куда принимали «девиц духовного звания», причем предпочтение среди них отдавалось сиротам. Содержалось училище полностью за монастырский счет, попечительницей была сама настоятельница, преподавали священники и сестры монастыря. Матушка Александра, несмотря на множество трудов, сама ежедневно просматривала журналы, куда учителя вносили отчеты о знаниях воспитанниц, а иногда даже приходила в классы и спрашивала учениц что-нибудь из пройденных ими уроков.

Радость обители

В 1837 году монастырь посетил наследник престола Великий Князь Александр Николаевич, будущий Император Александр II. Наследник путешествовал по Сибири и Уралу со своим наставником Василием Жуковским и не преминул посетить обитель, которой некогда благодетельствовал его дед. Принимали высоких гостей в пятницу, постный день. Конечно, наследнику и его свите была предложена трапеза, и, по монастырскому преданию, Великий Князь сказал: «Нигде так вкусно не ел – а все потому, что это монастырь, и еда готовится с молитвой».

В 1854 году произошло радостное для матушки Александры и сестер событие – через сорок лет после закладки был наконец-то полностью освящен обширный Александро-Невский собор, вмещавший до пяти тысяч человек. Труды игумении Александры, благословившей перестроить храм, принесли свой плод: теперь все сестры обители и многочисленные богомольцы могли молиться в просторном соборе. Это было последним, что успела сделать игумения Александра. В начале ноября 1857 года она заболела бронхитом. Несмотря на лечение, болезнь прогрессировала, и 10 февраля 1858 года, в шестьдесят шесть лет, матушка Александра тихо отошла ко Господу.

Ученица двух игумений

После кончины игумении Александры настоятельский посох приняла игумения Магдалина (в миру – Мария Анатольевна Неустроева). Она управляла монастырем тридцать пять лет – с 1858 по 1893 годы. В монастырь Машу Неустроеву отдали в 1817 году, пятилетней девочкой. Первой ее духовной воспитательницей была сама игумения Таисия. В монастыре послушницу Марию, как и всех других насельниц, обучали грамоте, Закону Божиему, рукоделиям, причем у нее обнаружились способности и к шитью, и к пению, и к рисованию. Сестру Марию определили на послушание в золотошвейную мастерскую, кроме того, она занималась шитьем по канве шерстями, шелками и бисером, трафаретным рисованием, а во время богослужений пела и читала на клиросе. Когда Марии было четырнадцать лет, скончалась игумения Таисия, которая была для нее, как и для других сестер, наставницей и духовной матерью. Жизнь послушницы Марии проходила теперь под руководством новой настоятельницы, матушки Александры.

Игумения Александра видела скромность, усердие и необыкновенное трудолюбие юной послушницы – и решила поручить ей необычное для такого возраста послушание. В 1830 году послушницу Марию, которой было всего лишь восемнадцать лет, назначили старшей над всеми рукодельными мастерскими. Прошло еще шесть лет, и к столь серьезному послушанию добавилось еще одно – заведывание монастырской библиотекой. Чтение святых отцов было одним из самых любимых занятий послушницы Марии – и в то время, и спустя годы, уже после назначения ее на настоятельскую должность. В дореволюционной монастырской библиотеке хранилось много книг с ее собственноручными пометками и надписями.

Вскоре послушница Мария была облечена в рясофор, а в 1844 году приняла монашеский постриг с именем Магдалина. Матушка Александра очень ценила монахиню Магдалину за ее усердие и трудолюбие, со временем она поручала своей помощнице все более сложные послушания. В 1848 году игумения Александра доверила ей ответственное дело, одно из самых дорогих ее сердцу, – монахиня Магдалина начала помогать ей в управлении монастырским училищем. При этом она продолжала нести и все прежние свои послушания и прекрасно с ними справлялась, а с 1856 года была назначена и казначеей монастыря.

Через несколько дней после кончины матушки Александры монахиня Магдалина была избрана сестрами новой настоятельницей. Вскоре она была возведена в сан игумении.

Расцвет обители

Игумения Магдалина с большим усердием и энергией продолжала обустраивать монастырь. В 1865 году была достроена монументальная надвратная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь освятили 23 июня, в преддверии главного праздника обители – дня Тихвинской иконы Божией Матери. Через год архиепископ Неофит освятил еще один храм – во имя преподобного Феодосия Тотемского. Эта церковь завершила уникальную архитектурную композицию восточного фасада. Теперь перед теми, кто подъезжал к монастырю по Александровскому проспекту, еще издали открывалась великолепная панорама – стройный ансамбль из трех храмов, соединенных келейными корпусами; в центре была самая высокая Введенская церковь.

Монастырь рос с небывалой быстротой: ко времени назначения игумении Магдалины здесь насчитывалось около четырехсот сестер, к 1881 году их было уже 510, а в 1890 году – 605. Для управления такой большой обителью настоятельница должна была иметь великую самоотверженность, энергичность и организаторский талант, а главное – смиренную надежду на Господа и пламенную молитву. Такой и была матушка Магдалина.

Тридцать пять лет самоотверженных трудов

Чтение Священного Писания и святоотеческих книг, ежедневное посещение богослужений, участие в Таинствах, келейная молитва, труд над очищением своей души – все это было главным в жизни обители и ее сестер. Но, зная, какую духовную пользу могут принести монахам и внешние труды, если они исполняются со смирением и самоотречением, матушка Магдалина заботилась и о том, чтобы ни одна насельница монастыря не оставалась праздной. Едва только поступая в обитель, сестра сразу получала несколько занятий. В первую очередь она должна была выучиться грамоте и Закону Божиему, одновременно ее обучали различным рукоделиям, стараясь выявить ее способности. Затем сестре поручали дело либо в одной из мастерских, либо на «церковном послушании», либо на так называемых общих (чаще всего хозяйственных или сельских) работах.

Одним из главных попечений оставались для игумении Магдалины и дела милосердия. По-прежнему с любовью относилась матушка Магдалина к монастырскому училищу, оставаясь, как и раньше, его попечительницей. При ней монастырское училище было преобразовано в четырехклассное, а затем – в епархиальное с шестиклассным курсом обучения. И хотя училище по сути уже не было монастырским, но игумения Магдалина оставалась его начальницей еще десять лет, продолжая заботиться обо всех его нуждах. С таким же милосердием заботилась игумения Магдалина и о приюте, созданном ею при обители в 1865 году. Здесь воспитывались девочки-сироты духовного сословия 6-10 лет.

Тридцать пять лет несла игумения Магдалина нелегкий крест настоятельства – для монастыря это время было целой эпохой. Силы постепенно покидали матушку Магдалину, но, несмотря на это, она продолжала все их отдавать на служение обители. С конца 1880-х годов игумения Магдалина все более недомогала, нередко жаловалась на головные боли и упадок сил. Но, сохраняя духовную бодрость и превозмогая себя, она до последних дней продолжала заниматься монастырскими делами. Только за несколько недель до кончины она не смогла уже вставать с одра болезни. Матушка Магдалина чувствовала приближение смерти и нередко в забытьи говорила келейницам: «Пора, пора отправляться домой», «Ах! Поскорей бы домой, наскучило мне здесь»... В ноябре и декабре 1892 года матушка Магдалина чаще обычного исповедалась и причащалась – каждый раз, когда чувствовала усиление болезни. Накануне смерти игумения Магдалина получила благословение епископа Афанасия, который с большим почтением относился к обители и ее настоятельнице – Владыка послал матушке Магдалине Черниговскую икону Пресвятой Богородицы. Матушка приняла этот дар с радостными слезами. На следующий день 10 января 1893 года в 6 часов утра ее душа перешла из этого мира в блаженную Вечность, куда стремилась всю жизнь.

Так завершилось это благословенное Господом настоятельство, которое принесло столько блага Ново-Тихвинскому монастырю. Впереди обитель ожидало еще много событий – и радостных, и скорбных: приезд отца Иоанна Кронштадтского, столетний юбилей, первая русская революция и октябрьский переворот, закрытие монастыря, аресты насельниц и, наконец, через годы – возрождение…

Летопись монастыря
Игумения Таисия
21.03.2010