Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version
Српска верзија

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Иконописная
Изготовление икон
Иконы, написанные сестрами монастыря
Швейная
Издательство
Переводческий класс
Певческий класс
Библиотека
Церковноисторический кабинет
Просфорня
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства

Поездка в Константинополь

На берегу Мраморного моря
На берегу Мраморного моря

Недавно несколько сестер совершили крайне важную для всей нашей иконописной мастерской поездку. И хотя сестры, казалось бы, ездили в столицу Турции Стамбул, но это было не простое перемещение в пространстве, а, скорее, путешествие во времени. Потому что они искали в сегодняшнем Стамбуле древний Константинополь с его величайшими святынями и живым православным духом, – тем духом, о котором свидетельствовали еще послы князя Владимира. Побывав в храме святой Софии, они говорили, что не знали точно, где были, «на земле или на небе», но явственно почувствовали, что с теми людьми – Бог. А митрополит Иларион, проповедник одиннадцатого века, писал об этом духе как «о православном, христолюбивом и сильном».

Идем во Влахернский храм
Идем во Влахернский храм

Хотя сестры-иконописцы посетили более десятка исторических мест, среди которых Влахернский храм, церковь святой Ирины, место древнего ипподрома, монастырь Пантакратор и многое другое, их особенный интерес был сосредоточен на храмах монастыря Хоры, на прославленной святой Софии и на Фетие Джами – мечети в Фетие, бывшей когда-то православным храмом. Внимание иконописцев к ним не случайно. Здесь сестры хотели познакомиться с фресками и мозаиками ХIV века, потому что видят для себя образец иконописи в церковном искусстве периода правления в Византии царской династии Палеологов с ХIII по ХV век. Выбор этот глубоко продуман и обоснован: время Палеологов связано с возрождением древнего византийского искусства и одновременно с обновлением духовной жизни – расцветом исихазма (аскетического молитвенного подвига, умного делания), получившего гласность через труды Григория Паламы и Николая Кавасилы. Именно этот период подарил России совершенные образцы иконописи через Феофана Грека, «гречанина» Исайю, выполнившего новгородские фрески, мастеров-греков, расписавших Успенский собор Кремля; под влиянием Византии создавал свои иконы и прп. Андрей Рублев, и Дионисий. А ближайшими по времени последователями исихазма на Руси стали такие великие святые, как прпп. Сергий Радонежский и Нил Сорский.

Монастырь Хора
Монастырь Хора

В первый день после приезда сестры-иконописцы посетили монастырь Хора, а потом приезжали в него еще несколько раз, потому что, по словам сестер, он оказался настоящим сокровищем. В двух притворах монастырского храма, а также в пристроенном к нему храме-усыпальнице сосредоточены фрески константинопольских мастеров ХIV века, а также уникальные мозаики, которые изображают события из жизни Спасителя и Божией Матери. Наши иконописцы были просто потрясены увиденным, рассматривали росписи и мозаики в двух притворах и в храме-усыпальнице непрерывно в течение 6 часов (что повторялось 3 дня подряд!) и все не могли от них оторваться. Из монастыря в самом прямом смысле слова не хотелось уходить.

Каждую фреску сестры изучали по часу и больше. Они стремились рассмотреть мельчайшие мазки, цветовые сочетания, понять технику мастера: использованные пигменты, особенность написания ликов, проработку фигур, гармонию цветов, построение композиции. А композиции фресок, по мнению сестер, очень динамичны. Ощущение динамики возникает благодаря энергичным жестам и поворотам фигур, которые кажутся лишенными тяжести. И хотя изображенные события принадлежат Священной истории, но одновременно вызывают ощущение, что все совершается перед тобой, сию секунду, что ты сейчас увидишь следующий шаг, поворот, движение, что фигуры только замерли на секунду и сейчас продолжат поворот, полет, жест. Эти фрески выглядят живыми и объемными в противовес распространенному мнению, что изображение на иконе должно быть непременно плоскостным.

Мозаика в монастыре Хора
Мозаика в монастыре Хора

У сестер-иконописцев вызвало восхищение мастерство их автора, который в совершенстве знал пропорции человеческого тела, анатомию и изображал не нечто подобное руке, а именно руку, не нечто подобное глазу, а именно глаз. Но несмотря на такую точность, фрески не оставляют ни малейшего ощущения чувственности, все в них благообразно, возвышенно, чисто и дышит глубоким миром. Очевидно, что эти изображения нацелены на то, чтобы вызвать правильное духовное чувство, а их создатели стремились к цели, в совершенстве владея своим мастерством. И, конечно же, в сестрах укрепилось желание подражать этим удивительным мастерам, хотя они прекрасно понимают всю сложность такой задачи.

В храме св. Софии
В храме св. Софии

В храме святой Софии, превращенном сейчас в музей, иконописцев ждали впечатления иного рода. Хотя в этой великой византийской святыне (а именно ее когда-то посетили послы князя Владимира) за долгое время мусульманского владычества почти не осталось росписей и мозаик, к тому же повсюду висят огромные барабаны с турецкими надписями, храм произвел на сестер сильнейшее, неизгладимое впечатление. София Константинопольская, если говорить языком разума – это величайшее достижение инженерно-архитектурной мысли, это – настолько совершенное архитектурное творение, насколько достижимо совершенство в этой области. Если же говорить на языке сердца, то о храме Софии Константинопольской можно сказать одно – это поистине Дом Божий.

Капитель одной из колонн
Капитель одной из колонн

В храме все изумительно пропорционально; он разделен на сложные пространственные зоны, которые создают гармонию в сочетании с мозаиками и мраморной облицовкой стен; здесь рассчитано положение каждого окна так, чтобы свет падал именно под определенным углом и именно в заданном направлении. Луч отражается, играет, создавая удивительные световые явления. Поражает, насколько в храме все сделано изящно и тонко, в нем нет ничего лишнего и ничего случайного: продумано все до самых мелких деталей, нет повторяющихся и однообразных орнаментов, каждый завиток на резных капителях сделан с мастерством, каждый кусочек смальты положен с любовью. Казалось бы, зачем в каком-то дальнем уголке храма, в нише, куда никто и не заглянет, выполнять такую тонкую резьбу или украшать ее изящным мозаичным орнаментом? Но для людей, которые создавали этот шедевр, такого вопроса не стояло, потому что они трудились просто – все делали для Бога.

Мозаика в св. Софии
Мозаика в св. Софии

Внутри стены храма обрамлены двумя галереями, на одной из которых находилась ложа императора, вблизи нее сохранилась прекрасная мозаика Спасителя с предстоящей Ему Божией Матерью и Иоанном Крестителем. К сожалению, под потолком мозаики сбиты и покрыты золотистой краской, а из настенных храмовых изображений сохранилась лишь немногие. И все-таки, святая София и сейчас благодаря своим удивительным пропорциям, архитектурным изыскам, игре света на мозаичных изображениях дает ощутить паломникам свою гармонию, силу и былую славу, вопреки всем обрушившимся на нее бедам и разрушительному действию времени.

Фетие Джами
Фетие Джами



И, наконец, последним из трех мест, ради которых иконописцы предприняли поездку в Стамбул, была Фетие Джами (мечеть в Фетие). Здесь сестер также очень интересовала мозаика. У этой живописной техники есть свои преимущества: она очень прочна, придает особенную глубину изображению и зрительно увеличивает пространство. Мозаичные фигуры кажутся объемнее, создается впечатление, что они выступают из плоскости. Мозаики в Фетие подобны мозаикам монастыря Хоры, но в Фетие они живописнее. Сестрам показалось, что такие изображения даже написать было бы не легко, а они мастерски выполнены в мозаике, к тому же очень изящно и выигрышно сочетаются с нижней мраморной облицовкой.

Впечатлениям не было конца. И в последние дни поездки всем хотелось скорее вернуться домой и начать работать, чтобы постараться хотя бы отчасти применить на практике то, что удалось увидеть. Ведь в действительности, ориентация на византийские образцы приближает к идеалу любого человека, стремящегося работать в каноническом иконописном стиле. И не важно, где эти образцы находятся, в России, в Сербии или Турции, если они свидетельствуют о величайшей тайне Боговоплощения всей мощью своего иконописного мастерства.

Храм св.Софии В монастыре Хора

28.12.2005



Calendar
  Апрель 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

Поездка в Константинополь

Поездка в Беслан

Умозрение в красках

Иконы в Сербию и Чехию

Иконостас Храма на Крови

Семейные иконы

Поездка во Владимиро-Судальскую землю

Сотрудничество с Фондом во имя Всех Святых

Поездка иконописцев в Сербию

перейти к разделу
Почему уходят в монастырь?


Ревность к монашескому житию пусть будет постоянно в твоей душе. Без этого делания никто не сможет Бога узреть.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb