Икона "Семь Вселенских Соборов"
Полгода назад наши иконописцы получили письмо из Италии: «Здравствуйте, меня зовут Маурицио, я православный, по профессии врач. Я хочу заказать вам икону "Семь Вселенских Соборов". Вы пишете хорошие иконы и, думаю, можете написать похоже на древние образцы». Синьор Маурицио рассказал, что прийти к Православию ему помогли именно святые иконы. Пораженный их красотой, он попытался понять их символику, вникнуть в смысл изображенного, и ему открылась поразительная глубина Православной веры. Больше всего итальянца впечатляют иконы древних византийских и русских мастеров. Как он выразился, ему не нравятся "нововведения и чрезмерный персонализм в стиле". Синьор Маурицио считает, что иконописцы нашей обители стараются быть верными "духу традиционной иконы", потому он решил заказать икону именно им.
Для наших иконописцев этот заказ стал одним из самых сложных. Синьор Маурицио назвал размеры иконы, перечислил святых, которые должны быть на ней, и даже выслал примерный образец – икону, написанную кем-то из современных мастеров.
- Однако мы не могли взять за образец эту икону. Ведь мы пишем, опираясь на образцы византийского искусства, – рассказывают иконописцы. – Во-вторых, на этой иконе были изображены не все святые отцы, которых нужно написать, и синьор Маурицио назвал только нескольких святых, которых он хотел бы видеть. Конечно, невозможно поместить на одной иконе размером 30 на 40 всех участников Семи Соборов, ведь в каждом Вселенском Соборе участвовало от двухсот до шестисот святых отцов – то есть в семи Соборах около двух тысяч. Нужно было выбрать из каждого Собора около десяти святых, сыгравших наиболее значительную роль. Нам пришлось внимательно изучить историю Соборов и все посвященные им иконы, чтобы выяснить, кого мы должны изобразить на иконе "Семь Вселенских Соборов".
Древнего образца этой иконы не существует. Есть иконы, где изображены только отдельные соборы. На них в первую очередь и опирались сестры-иконописцы, когда собирали материал для иконы. Например, на изображениях Первого Вселенского Собора всегда можно увидеть византийского императора Константина Великого. Именно он созвал Первый Вселенский Собор Православной Церкви, чтобы пресечь распространяющуюся по всему миру ересь Ария. Арий учил, что Господь Иисус Христос – это не Сын Божий, а только наивысшее творение Создателя. Тем самым он ставил под сомнение превосходство православной веры, которая единственная из всех мировых религий имеет своим главой и основателем Самого Сына Божия. Первым Вселенским Собором и была утверждена эта основополагающая истина христианства.
|
|
На иконах Вселенских Соборов изображаются не только святые отцы. Например, на иконе Четвертого Собора изображается великомученица Евфимия, лежащая в гробу, со свитком в руке. Что это значит? Как известно, Вселенские Соборы облекли в точные и определенные выражения истины православного вероучения. Конечно, это не могло совершиться только человеческими силами. Церковное Предание сохранило случаи, когда решение того или иного спорного вопроса определялось прямым Божественным вмешательством. К таким необычным случаям относится так называемое «чудо о великомученице Евфимии, имже Православие утвердися». Четвертый Вселенский Собор проходил в храме, где почивали мощи этой великой святой. Когда спор монофизитов и православных зашел в тупик, было решено поступить следующим образом: написать православное и монофизитское исповедания на двух свитках, положить их в гроб святой Евфимии и запечатать на три дня. В продолжение этих трех дней святые отцы постились и усердно молились. Когда гроб был распечатан, все увидели, что святая Евфимия держит свиток с православным исповеданием в руке, а еретический свиток лежит у нее в ногах. Удивительнее же всего было то, что она, протянув руку, как живая, подала царю и патриарху свиток с правым исповеданием.
Когда сестры-иконописцы выбрали святых, которых нужно изобразить на иконе "Семь Вселенских Соборов", они столкнулись еще с несколькими проблемами. Изображения некоторых святых отцов не дошли до наших дней. Сестры писали их лики по сохранившимся словесным описаниям. Так как древнего образца иконы "Семь Вселенских Соборов" не существует, наши иконописцы сами разрабатывали композицию и цветовое решение иконы. Определенный заказчиком размер иконы заставил их работать в стиле миниатюрной иконописи. Необходимо было написать лики так, чтобы, несмотря на очень маленький размер, они были узнаваемы. Этой задаче сестры посвятили около двух месяцев.
На днях икона "Семь Вселенских Соборов" отправилась в Италию. Сестры нашей обители надеются, что этот образ послужит для кого-нибудь проповедью Православия, так же как когда-то послужили другие православные иконы для синьора Маурицио.
21.06.2006
|