Ново-Тихвинский женский монастырь:

И у нас так было!

«Один из миссионеров, проповедовавших среди инородцев на нашем Севере, крестил одного якута. Крестным был тоже инородец, принявший Крещение ранее. И вдруг во время совершения таинства этот крестный в ужасе закричал: «И у меня так было?! И у меня так было?!» Оказалось, что, когда освящали воду, он увидел, что с неба сходит огонь и погружается в воду. И мы тоже, глядя на пример подвижников, должны воскликнуть: «И у нас так было!» То есть мы в Крещении получили ту же благодать, что и они». Недавно в нашем издательстве вышла книга «В духовной жизни нет мелочей» - сборник небольших поучений духовника нашей обители, схиархимандрита Авраама. Сегодня мы публикуем подборку о приумножении Божественной благодати.

***

Людей всегда занимал вопрос: в чем смысл жизни? Отчего у человека возникает такой вопрос? От внутренней пустоты, от того, что человек лишился благодати. Человек понимает смысл жизни тогда, когда в его душе присутствует благодать. Тогда все для него становится ясным, четким, определенным, он очень многое понимает и может объяснить. Благодать не только дает нам ответ на вопрос, для чего мы существуем, но и сам вопрос изгоняет из нашего сердца.

***

Человек был сотворен для того, чтобы бесконечно наслаждаться безграничной, всеобъемлющей, глубочайшей благостью Божией. Может быть, кому-то кажется это скучным, однообразным, однако такое впечатление возникает оттого, что человек не понимает, в чем эта благость состоит. Когда человек в чем-то не разбирается, то ему это кажется непонятным и ненужным. Например, людям, у которых музыкальный вкус не развит, музыка кажется бессмысленным набором звуков. Грубую, примитивную музыку они еще воспринимают, но не больше того. А люди с развитым музыкальным вкусом различают не только качество произведений, но и более или менее удачное их исполнение, уровень мастерства того или иного музыканта. Человеку, не знающему математики, удивительно, как люди месяцами, годами сидят над решением задач, делают открытия. Ему это кажется нелепым и ненужным. Но люди, разбирающиеся в математике, занимаются этой наукой с наслаждением. Тем более это утверждение верно в отношении богопознания: впечатление однообразия бывает у того, кто далек от Бога и не понимает, что переживания от общения с Ним столь многообразны, утешительны для человека, что могут заменить для него все.

***

Один из миссионеров, проповедовавших среди инородцев на нашем Севере, крестил одного якута. Крестным был тоже инородец, принявший Крещение ранее. И вдруг во время совершения таинства этот крестный в ужасе закричал: «И у меня так было?! И у меня так было?!» Оказалось, что, когда освящали воду, он увидел, что с неба сходит огонь и погружается в воду. И мы тоже, глядя на пример подвижников, должны воскликнуть: «И у нас так было!» То есть мы в Крещении получили ту же благодать, что и они. И мы должны подвизаться и уподобляться им, чтобы стать достойными той безграничной милости Божией, которая излилась на нас в таинстве Крещения.

***

То, чего мы стремимся достичь подвигами и молитвами, даруется в Крещении христианам сразу. Подвижники лишь раскрыли в себе то, что обрели во время святого крещения. Так и мы должны раскрыть то, что насаждено в нас святыми таинствами, дать этому свободно действовать в нас.

Мы должны заботиться о том, чтобы всегда пребывать в Духе Святом, всегда иметь благодать, иначе говоря, всегда пребывать в единении с Богом. Что бы человек ни делал: работает ли он, ложится ли отдыхать, участвует ли в богослужении или беседует с кем-то, — он всегда должен заботиться о том, чтобы не потерять благодать Духа Святого, а приобрести ее. А когда христианин теряет благодать Божию? Когда оставляет духовные занятия: внимательную молитву, чтение Священного Писания и творений святых отцов, не заботится о собранности. Постепенно расслабляясь, он утрачивает благодать и при первом искушении падает.

***

Если мы будем с дерзновением молиться о стяжании благодати (лучше всего для этого подходит молитва Иисусова), то это нас обяжет к исправлению, изменению своей жизни, внутреннему вниманию не только к своим поступкам и словам, но и к движению наших мыслей и к малейшим чувствам, возникающим в нашем сердце. Кстати замечу, что можно провести аналогию между молитвой «Отче наш» и Иисусовой молитвой: как все прошения молитвы «Отче наш» являются по сути прошением о Духе Святом, так и молитва Иисусова сводится к просьбе о ниспослании нам Духа Святого. И прощение грехов, и победа над страстями, и все прочее приобретается только действием Духа Святого.

***

Всякий из нас, кто желает иметь истинную веру, должен всячески стараться приобрести и сохранить благодать Божию — действие Духа Святого. Только благодаря действию благодати мы сможем за видимым увидеть (конечно, не телесными глазами, но духовным чувством) невидимое, вечное, священное, Божественное. Благодать Духа Святого заставит нас, как кажется, даже против нашей воли переменить свою жизнь и стать теми, кем мы должны быть, — христианами, живущими согласно Евангелию, а не только людьми, которые верят в Бога одним разумом.

Все поучения о приумножении Божественной благодати читайте в книге «В духовной жизни нет мелочей»


02.08.2017