Ново-Тихвинский женский монастырь:

Что делает людей святыми?

Преподобный Иустин Челийский говорил, что из житий святых мы можем узнать, как юноша становится святым юношей, как семья становится святой семьей, как воин становится святым воином, как монах становится святым монахом, как строитель становится святым строителем, как врач становится святым врачом, как ученый становится святым ученым, как художник становится святым художником... На эту же тему рассуждает в своей новой книге «Что делает людей святыми?» духовник нашей обители, схиархимандрит Авраам. В ней собраны проповеди батюшки на дни памяти святых. В проповедях отца Авраама часто всем известные святые предстают в таком неожиданном ракурсе, что читатель невольно задумывается: «Святой – такой же человек, как и я! Почему же я не живу свято?» Здесь мы предлагаем несколько отрывков из новой книги.

Святой бизнесмен

«Бывает, что люди никому не известные живут свято. Один афонский подвижник, преподавая учение об Иисусовой молитве простым молдавским крестьянам, через год увидел, что у одного молодого, ничем не выделявшегося крестьянина появился дар непрестанной молитвы, которого не было у самого подвижника. Один из оптинских старцев удивлялся тому, что некий купец, то есть человек, занимавшийся многосуетным занятием, торговлей, имел дар непрестанной молитвы и весьма преуспевал в ней. Господь не лицеприятен и приходит к каждому человеку, который искренно к этому расположен. Всякий из нас должен стремиться к святости в этом смысле. Поэтому и Церковь устами священника в алтаре возглашает о Святых Дарах, об этой великой святыне, о Теле и Крови Христовых, следующими словами: «Святая святым». Это означает, что мы все должны быть святы. То есть мы должны всегда думать о Евангелии и понимать, что исполнять евангельские заповеди — наше первое дело. В этом и состоит делание любого человека. В семье ли мы живем, в монастыре ли, в городе или в деревне, в суете или в тишине, одно должно нас привлекать — Евангелие. Тогда мы уподобимся всем тем, кого почитаем святыми, от века угодившими Богу. Они были самого разного звания, из самых разных народов, и женского пола, и мужского, и взрослые, и дети, и имевшие высочайшую образованность, и простые, невежественные люди, поэтому ничто и никогда не сможет нас оправдать в нашем нерадении».

Каждый из нас – страстотерпец ради Христа, если…

«Благоверный князь Игорь Чергниговский по сути является мучеником: невинное страдание освятило его. Взирая на все перенесенное им, мы должны высоко оценивать невинное страдание людей за Христа, за добродетели Христовы, за жизнь по Евангелию. В жизни и нам приходится терпеть множество разных скорбей, больших и малых: неприятности друг от друга, напасти от людей враждебных Церкви, горести от самогó нашего тела — болезни или страсти греховные, — несчастья от обстоятельств, не зависящих от нас. Если всякий из нас эти скорби будет терпеть достойно, без ропота на Бога, смиряясь с ними — ведь невозможно прожить жизнь, не испытывая никаких скорбей, как говорит об этом и святитель Игнатий (Брянчанинов), — то за благодушное, мужественное терпение нашедших на нас неприятностей (от слова «неприятно», то есть то, что мы не приемлем, не хотим испытывать) Господь подаст нам Свою благодать».

Благодатная сила нужна нам так же, как и мученикам

«Всем нам необходимо понимать, что мученичество за Христа — это в каком-то смысле случайное проявление благочестия человека. От нас не зависит, произойдет это с нами или нет, а вот жить по заповедям — это обязанность каждого христианина. Но исполнить вопреки встречающимся соблазнам заповеди, например возлюбить врагов или иметь непоколебимое целомудрие и чистоту и многие другие, — невозможно без обильного действия благодати, иначе говоря без постоянного присутствия в нас Божественного действия, без постоянной обильной помощи Божией. Поэтому нам необходимо стяжать помощь Божию непрестанной молитвой, трезвением, послушанием, самоотвержением, бескомпромиссным понуждением себя к жизни по Евангелию, чтобы уподобиться всем новомученикам Российским недавнего времени и древним мученикам в их решимости следовать за Господом, а также мученикам Маккавеям, пострадавшим за Христа еще до Рождества Христова».

Кто ищет истину, тот найдет ее
«Познав, что истина — в Православии, что единственная истинная Христова Церковь — это Православная Церковь и вне ее нет спасения, преподобный Антоний Римлянин оставил свое отечество и чудесным образом оказался на чужой земле, чужой по языку и по национальности, но родной по общей вере в истину. Как известно из его жития, он на камне приплыл из Италии в Новгород. Кажется, что это невозможно. Во-первых, камень плавать не может, а во-вторых, расстояние от Италии до Новгорода огромное, и если бы плавание совершалось, как обычно, на корабле, то пришлось бы сначала проплыть через Средиземное море, потом оплыть всю Европу, чтобы войти в Новгород через Балтийское море. Мы не знаем, такой ли путь проделал Антоний или перенесся через моря чудесным образом, но знаем, что он приплыл в Новгород на камне. Это кажется невозможным, но возможно ли то, что Господь ходил по водам? Возможны ли и другие многочисленные великие и непостижимые чудеса, совершенные Господом? Иисус Христос сказал: Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит[1], и больше сих сотворит , поэтому нечего удивляться тому, что некоторые угодники Божии творили чудеса воистину большие, чем чудеса Самого Господа Иисуса Христа. Чудесное пришествие святого Антония из Италии в Новгород показывает нам, что если человек ищет истину, то он найдет ее, где бы он ни был. Истина откроется ему независимо от самых неблагоприятных обстоятельств. Господь Иисус Христос, Который есть Живая Истина или, как говорят святые отцы, Самоистина, явится и откроет ему Себя».

Заказать книгу

24.12.2018