Ново-Тихвинский женский монастырь:

«Жить в присутствии Бога». Благоуханные цветы с духовного луга старца Эмилиана

«Когда ты идешь кого-то навестить, не жди, что тот очень обрадуется встрече с тобой. Может быть, он будет уставшим, расстроенным, больным и не придаст значения твоему приходу. Если ты ждешь, что он тебя примет с радостью, то, скорее всего, ты разочаруешься. Но даже если он готов тебя принять, душу свою вынуть и отдать тебе — все тебе покажется не так из-за того, что ты ожидал радушного приема, и ты уйдешь с огорчением. А если ты идешь, не ожидая ничего, тогда, как бы с тобой ни обошлись — а тем более если к тебе проявят немного доброты, немного любви, — ты вернешься домой, благодаря Бога за великую честь и любовь, тебе оказанные». Не правда ли, какой полезный и в то же время простой совет? Из подобных лаконичных и глубоких поучений состоит новая книга архимандрита Эмилиана «Жить в присутствии Бога», выпущенная издательством «Вольный странник».

В старину такие книги называли «Цветник» или «Луг духовный», или «Маргарит» («Жемчуг»). Они и в самом деле словно луг или цветник, где у каждого цветка своя красота и свое благоухание. Или словно ларец, в котором сияет таинственным блеском множество жемчужин. В книге «Жить в присутствии Бога» собраны многоценные, благоухающие поучения старца Эмилиана об отношениях с ближними, о свободе, любви, радости, о семейной жизни, о монашестве и многие другие. Перевод текстов для книги выполнен сестрами нашего монастыря.

Вот некоторые из благоуханных цветов с этого луга.

Как стать любимым?

Тот, кто опирается на свое знание и, не раздумывая, отвергает мнение ближнего, а равно тот, кто всегда готов ответить, оправдаться или оправдать, кто везде и всюду имеет свою волю, пожинает плод вражды. Он ни с кем не может прийти к согласию.

Вы заметили, каких людей больше всего любят и к каким все стремятся? К тем, которые всем служат и с полным спокойствием и готовностью принимают мнение, желание, мысль, поступок, грех, страсть, вежливость и грубость ближнего, к тем, кто открыт Богу и отзывчив на нужды людей.

И напротив, те, кто хотят защитить самих себя, иметь свою позицию, взгляды, мысли, отстоять свое право, навязать свое мнение: «Ты послушай меня, — говорят они, — а после делай что хочешь», — вызывают неприязнь. Зачем, братец, я буду тебя слушать? Я вот это хочу сделать. Конечно, по смирению или как человек умный — а это одно и то же — я тебя выслушаю, но проиграешь ты.

Кто не обременяет ближних своим присутствием, кто позволяет им свободно делать то, что они хотят, и кто связан с ними только тем, что как последний человек служит и прислуживает им, кто прост, смиренен, искренен, — тот всегда любим.

Напротив, тех, которые просят, требуют, упрашивают, — видишь издалека и бежишь от них. Все это не имеет места в душе, которая очищает и благоукрашает себя для Бога. Никто не любит того, кто не внимает себе и настаивает на своей воле, знании, мнении. Такой человек приобретает только вражду. У всех, будто одержимых, пробуждается против него инстинкт противодействия, желание сказать ему «нет». Конечно, он ссорится с людьми. Но очевидно, что виноват он сам, и заслуживает такой участи, и сам стелет себе эту подстилку. Он чужд Духа, приносящего сердцу сокрушение, не может действовать в нем Святой Дух, Который приносит сердцу сокрушение.

Чтобы ближний не почувствовал себя одиноким

Нам нужно быть очень внимательными друг к другу. Например, мы разговариваем и кто-то входит в комнату. Не будем прекращать беседу! Даже если по какой-то серьезной причине ближний не должен слышать того, о чем мы говорим, найдем способ продолжить разговор так, чтобы он не почувствовал себя одиноким. Если мы поведем себя иначе, то обнаружится наше бескультурье. Даже аборигены в джунглях не ведут себя так, потому что и они цивилизовались. Не ведут себя так ни змеи, ни скорпионы, они тоже дружат между собой.

Как правильно просить чего-либо у Бога

Если чего-то у нас нет, если что-то кажется нам трудным, то это оттого, что мы никогда не просили этого у Бога, или просили плохо, или даже не подумали возложить исполнение просимого на Бога. «Прошу у Бога» не означает говорить: «Боже мой, дай мне то-то, почему Ты не даешь мне того-то?» Правильно просить нужно так: «Боже мой, я нуждаюсь в том-то. Я возлагаю это на Тебя, а Ты уж делай что хочешь». И после того, как я это сказал, я забываю об этом и помню только о Боге. Мы же, когда нас что-то занимает и когда мы просим этого у Бога, становимся несчастными, потому что думаем о своем желании, о порождении нашего сердца, а не о Боге.

Кто должен исполнять закон Божий

В то время как заповедь говорит о том, чтобы мы исполняли закон Божий сами, мы требуем, чтобы его исполнял ближний, и, таким образом, вносим в строй жизни путаницу.

Но могу ли я сам быть уверенным в том, что я принят Богом, и потому, следя за жизнью ближнего, диктовать ему, как он должен поступать? Ведь я нахожусь под покаянием из-за своих грехов. Если я и могу что-то совершить в этой жизни пред Богом и моими братьями, то это не что иное, как принести покаяние.

Все мы пребываем на небесах — в лоне Церкви

«Ведь хотя иная слава солнца и иная слава луны, и звезда от звезды разнится в славе, однако они находятся на одной святой тверди», — авва Исаия приводит отрывок из послания апостола Павла к Коринфянам.

Не завидуй собрату, не желай иметь такие же плоды, как у него, потому что каждому из нас Бог дает разную святость, разный успех, разные наслаждения, разные переживания, в соответствии с тем, сколько мы вмещаем и сколько хотим. Да, пусть ты не такой, как он, он гораздо больше тебя, он кажется святым, ты кажешься меньшим, у него множество опытных духовных переживаний, а у тебя их значительно меньше, но никто не лишен славы. Действительно, «иная слава солнцу, и иная слава луне, и звезда от звезды разнится в славе», но слава есть у всех. Слава — это передача человеку Божественных энергий.

Бог действует во всех. Никто из просящих не останется нищим. Пусть двадцать лет ты будешь бедняком, двадцать лет не будет у тебя ни единой духовной драхмы, но в конце концов ты получишь Божественную славу и просияешь.

Меня Бог услышал и дал мне духовные наслаждения, а тебя Он еще не услышал; у тебя от одних слов «Христе мой» глаза источают слезы, а иной произносит: «Христе мой», но глаза его сухи (и может быть, останутся сухими навсегда); один двадцать лет подвизается отсечь гнев и ничего не достигает, а другой отсекает его в один миг, — у всех звезд разная слава, но они находятся на одной святой тверди. Все мы пребываем на тверди Иисуса Христа, на небесах, которые открыл для нас Иисус, в лоне Церкви, в раю Божием.

Как замечательно авва Исаия устраняет и чувство неполноценности, и превозношение, и разочарование, и самоуверенность, которые могут возникнуть у верующего!»

Приобрести книгу можно через сайт издательства «Вольный странник» vsbook.ru.

13.07.2020