Ново-Тихвинский женский монастырь: Рождество и Пасха – две священные истины Церкви

Рождество и Пасха – две священные истины Церкви

На обложке этой книги изображены Вифлеемская звезда и храм Гроба Господня, молчаливые, но вдохновенные свидетели двух величайших событий в истории мира ― рождества и воскресения Христова. Кому из нас не хотелось бы стать свидетелем этих событий, увидеть Богомладенца в объятиях Его Матери, побежать вместе с учениками Спасителя к опустевшему гробу и встретить Его Самого воскресшего? В действительности каждый христианин не только может, но и должен стать свидетелем всего этого ― через веру. Об этом говорит новая книга схиархимандрита Авраама.

Батюшка не только подробнейшим образом рассказывает о евангельских событиях, но и живописует их так, словно он сам их видел. Величайшие мировые события: Рождество и воскресение Иисуса Христа ― оживают в его пересказе, становятся видимыми для слушателей и читателей, как если бы разворачивались прямо у них на глазах. При этом десятки мелких деталей обретают глубокое значение.

При чтении евангельских повествований об этих событиях у читателя, как правило, возникают вопросы, касающиеся некоторых различий между свидетельствами евангелистов. Все эти недоумения разрешаются в беседах батюшки просто, исчерпывающе и убедительно. И это неудивительно, поскольку отец Авраам заимствует ответы исключительно из толкований святых отцов, поучения которых передает доступным и простым языком.

И, конечно, самое главное в этих беседах-толкованиях ― это их жизненность. Они помогают понять, что Рождество Христово и Воскресение ― не просто церковные праздники, а события, изменившие жизнь мира и призывающие каждого из нас изменить свою жизнь.

Древние византийские фрески, иконы, мозаики дополняют и оживляют повествование, делают описываемые события более зримыми.

***

«Евангелие – это точная историческая правда, потому что все события описаны в нем так, как они и происходили. Никакой фантазии нет. Почему евангельские повествования несколько различаются? Один евангелист запомнил так, другой – несколько иначе. Один сообщил одни подробности, казавшиеся ему наиболее важными, другой – иные. А может быть, каждый из евангелистов, понимая, что другой евангелист что-то сообщил, а что-то опустил, восполнял опущенное в своем описании. Человеческая ограниченность, проявившаяся в некоторых неточностях, не должна нас смущать. Наоборот, это свидетельство беспристрастности евангелистов, рассказывающих нам о Рождестве Христовом».

***

«Я возвещаю вам великую радость… ибо ныне родился… Спаситель, Который есть Христос Господь.

Весть о рождении Спасителя была, конечно же, великой радостью для всякого человека, осознавшего, что без сверхъестественной помощи он не может жить праведно. К тому времени, как свидетельствуют некоторые историки, и иудейский народ, и многие народы античного мира осознали свою несостоятельность, беспомощность в поисках истины. Ибо без Бога невозможно познать истину. Это всеобщее разочарование в себе являлось господствующим настроением человечества, которое таким образом было подготовлено к принятию Мессии. Человечество смирилось, познав собственную немощь, в лице, конечно, лучших своих представителей. Лучших не потому, что они занимали почетные должности или были прославляемы окружающими, а потому, что были людьми искренними. И когда наступило такое время, что не только отдельные люди, но и целые народы стали способны принять нечто новое, тогда и была возвещена великая радость, «которая будет всем людям». Мы знаем, что не все люди приняли Христа, но эта радость была возвещена всем. И даже те, кто не принял Христа или принял Его лицемерно, тем не менее, под действием Евангельской проповеди стали жить гораздо более нравственно, потому что распространялась проповедь о любви к ближним, о равноправии всех перед Богом. Человеческое общество преобразилось, и жить на земле стало гораздо легче».

***

«И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях

Действительно, знак совершенно необыкновенный. Ведь женщина всегда заботится о том, чтобы рождение ребенка происходило в благоприятных условиях: в чистом месте, в присутствии повивальных бабок или, как их теперь называют, акушерок. И вдруг такой необычный признак: увидеть Младенца, лежащего в яслях. Благодаря этому признаку перепутать Богомладенца Христа с кем-либо было невозможно.

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога

Пастухи вдруг вместо одного Ангела увидели множество воинов, названных здесь “воинством небесным”, облеченных, видимо, в какую-то воинскую одежду, так что для созерцателя этого видения было ясно, что родился Царь, Которого прославляют Его воины, как это обычно бывает у земных царей. Хотя родившийся Царь в уничиженном виде пребывал в убогой пещере и спеленутым лежал в кормушке для скота. «Славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 13–14).

«Слава в вышних Богу» – Ангелы прославляют Бога в “вышних”, в областях, недоступных человеческому разуму. Но и когда люди славят Бога, их молитвы также возносятся к Престолу Божиему.

«И на земле мир» – говорится не о том, что между народами прекратились войны и водворилось спокойствие, а о том, что проповедан Божественный сверхъестественный мир и отныне всякий может его воспринять. Думаю, многие христиане, и вы в том числе, в какие-то моменты, например, во время молитвы, после причащения Святых Христовых Таин, ощущаете в душе необыкновенное, ни с чем не сравнимое чувство Божественного мира. Человек, испытавший этот мир, никогда ни на что его не променяет».

«И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его» (Мф. 28, 8). Радость переполняла сердца жен-мироносиц. Они не просто поспешили выйти из гробницы, но побежали бегом. Это говорит о том, что они испытывали необыкновенно сильные чувства, которые тоже изображены евангелистом, хотя и кратко: «Со страхом и радостью великою».

Конечно, страха не могло не быть, потому что случилось великое и непостижимое. Уже одно явление Ангела способно потрясти человека. Тем более не могло оставить мироносиц спокойными благовестие о Воскресении. В душах этих благочестивых женщин одновременно действовали два, как будто бы противоречивых, несовместимых чувства: страх и радость. Замечу, что такое состояние является несомненным признаком правильности, благодатности духовного ощущения.

Когда человек во время молитвы чувствует, что приближается к Господу, собеседует с Ним и что ум его несколько соприкасается с Божеством, тогда он испытывает и то, и другое – и страх, и радость. Ощущение только страха странно и подозрительно, а только радости – тем более. Под страхом подразумевается, конечно, не то чувство, которое мы испытываем перед тем, кто может причинить нам вред, а благоговейное чувство, возникающее оттого, что перед нами предстает нечто совершенно превосходящее наш разум, нечто Великое и Непостижимое, Безграничное и Славное (я имею в виду Божественные свойства).

«Когда же шли они возвестить ученикам Его» (Мф. 28, 9). Вполне допустима догадка, что мироносицы были не в силах бежать долго. Утомившись, они могли пойти шагом, потом опять побежать.

«И се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь!» «Радуйтесь!» – обычное приветствие в то время. Если сейчас мы, желая друг другу здоровья, говорим: «Здравствуйте!», то в древности обращение было иное: «Радуйся!» Теперь это обыкновенное приветствие приобрело, можно сказать, безграничный смысл. Ведь мироносицы еще недавно, может быть, полчаса тому назад шли ко гробу с самыми скорбными чувствами, и они не могли не возрадоваться великой, сверхъестественной радостью, когда увидели Спасителя.

У меня даже не хватает эпитетов, чтобы изобразить их переживания. В Пасхальные дни, в особенности в первый день Пасхи, когда мы приветствуем друг друга словами «Христос Воскресе!» и отвечаем: «Воистину Воскресе!», мы лишь от одного (хотя, может быть, и недостаточно глубокого) осознания этого события испытываем сильнейшую радость и душевное облегчение.

После утомления от Великого Поста и продолжительных служб Страстной седмицы на нас, вероятно, могут напасть даже некоторое нерадение и леность, но Господь все равно снисходит к нам и дарует Свою благодать, и человек ощущает радость, несмотря на то, что мало трудится духовно. Какая же радость должна была объять тех, кто впервые услышал весть о Воскресении Христовом, кто впервые возвестил о нем людям? Какую радость должны были испытывать жены-мироносицы?

Заказать книгу