Ново-Тихвинский женский монастырь:

Слово о трезвении. Второй том

«Сколь благ наш Бог, и на какую высоту Он нас призывает! Когда мы непостоянны в добре, когда преступаем заповеди, мы, естественно, объясняем это тем, что с нами плохо обошлись, что у нас не хватило сил, что мы не поняли... Однако все это — оправдания. Если внутренняя дверь нашей души будет открыта Святому Духу и затворена для помыслов, тогда мы сможем быть постоянными в добродетелях, то есть добродетель и святость станут нашим незыблемым состоянием». Нашим монастырем издана вторая часть книги архимандрита Эмилиана (Вафидиса) «Слово о трезвении. Толкование на слова преподобного Исихия Иерусалимского», в которой старец глубоко, точно и подробно рассказывает о величайшем духовном подвиге, доступном человеку – подвиге трезвения.

Перед вами несколько отрывков из второй части «Толкования».

***

Часто можно услышать такие слова: «Этот бедняга не виноват, он не со зла». Но что значит «не со зла»? Имеет ли это какое-то значение, если он не следил за своим умом? Ведь самое главное — это вовремя отражать прилоги лукавого, его стрелы, которыми он пытается нас уязвить. Когда мы говорим, что у нас была добрая цель, что мы сделали что-то с добрым помыслом, это лишь оправдание. Ведь часто по простоте своей души мы не можем разобраться, хороший ли помысел или нет, и принимаем его, тогда как он внушен нам лукавым духом. И потому наша задача — отвергать любые помыслы, всеваемые в наше сердце лукавым, чтобы вслед за добрым помыслом не принять и греховного.

***

Не думай, что не иметь помыслов – это трудно. Трудно бывает только в том случае, если мы не полагаемся на Бога. Вот тогда, действительно, мы погружаемся во всевозможные размышления, думаем то об одном, то о другом, то о ближнем, сказавшем нам грубость, то об одежде, которую надо погладить, то о том, почему же все нас забыли?! И так мы день и ночь во гресех есмы.

Но почему святой Исихий так настойчиво убеждает нас не иметь помыслов? Потому что не иметь помыслов естественно для человека и, следовательно, достичь этого нетрудно. Трудно ли мне стоять на двух ногах? Конечно, нет, потому что Бог создал человека с двумя ногами. Так и здесь: только душевно или духовно больной не может иметь свой ум свободным от помыслов. Но Бог создал человека здоровым. И если наш ум не свободен от помыслов, это значит, что мы заняты прахом, какой-то шелухой, и тогда на нас может исполниться греческая пословица: кто в отрубях, того и куры клюют, только нас склюют не куры, а демоны.

***

Конечно, Бог бдит над нашими сердцами, но нужно бдеть и нам, нужно бодрствовать и ожидать трудностей и искушений. В большинстве случаев причиной наших искушений становимся мы сами. Наша невнимательность, лень, пустые разговоры, духовная беспечность и вялость, заботы о мирском и прежде всего самолюбие — вот источник всех наших бед. Если вся наша жизнь вращается вокруг нашего «я», нашего самолюбия, мы приходим в противоестественное состояние — перестаем видеть что-либо, кроме себя, словно наши зрачки повернулись внутрь.

***

Человек, который слушается помыслов и небрежет о трезвении и умной молитве, часто вступает в трения с ближними. Сам того не понимая, он причиняет зло окружающим и, более того, бесчестит Бога и Церковь. И потому, если ты не хочешь подвергаться искушениям, «не желай и делать зло», то есть не наноси оскорблений ни своей душе, ни Богу, ни людям. Принимай все с миром душевным: и волю Божию, и людей, и свою душу с ее немощами — и тогда ты не потерпишь зла. Выше святой Исихий говорил, что тебя постигнут несчастья, если ты будешь принимать помыслы, а теперь он добавляет: если ты не хочешь подвергаться напастям и искушениям, не занимайся своими помыслами, потому что из-за них ты ссоришься с людьми, вступаешь в конфликт с Богом и с самим собой.

***

Что кто сеет, то и пожнет. Если ты сеешь помыслы, то пожнешь злострадание. Если же сеешь трезвение, пожнешь величие и славу, добродетель и приобщение к Божеству.

Итак, когда мы, добровольно сея зло, против воли пожинаем скорбное, то должны дивиться правосудию Божию. Когда с нами случаются неприятности, мы обычно начинаем ссориться с ближними. Все у нас виноваты: и Бог, и игумен, и братья, и даже наша душа. Но на самом деле тут-то и нужно подивиться премудрости Божией. Ведь если мы сеем зло, помыслы, вполне естественно ожидать, что пожнем мы нежеланные для нас скорби, болезни, несчастья, грехи и немощи. В этом заключается правосудие Божие, которому можно только дивиться. На наше счастье Бог велик и премудр, Он знает наши сердца, Его опытность не имеет границ, а любовь изобретает всевозможные средства для нашего спасения. Потому будем восклицать с восхищением: «Боже мой, как прекрасно Ты все устроил! И никто не может быть Тебе советником! Ты совершенен и премудр! Когда мы добровольно — именно добровольно! — не храним своего ума, Ты на благо нам против нашей воли посылаешь нам скорби. И чем меньше мы прилежим трезвению, тем больше спасительных скорбей посещает нас». Между прочим, именно поэтому скорбящие подвергаются все новым и новым испытаниям, а радостные все умножают и умножают свою радость.

Будем внимать себе и молиться, не забывая о том, что последствия наших ошибок могут отразиться не только на нас, но и на наших детях, внуках и по плоти и по духу, и даже на всем человеческом роде. Посмотрите на историю Церкви и нашего народа, и вы убедитесь в этом. Причина всего «находящего» на нас, всех наших искушений — в нас самих.

***

Мы высоки только тогда, когда мы смиренны. Тот, кто в жизни со всех сторон получает пощечины, кто не думает о себе, у кого нет своего мнения, желаний, воли, кто живет незаметно и с ним никто не считается, — тот выше всех. Смирение делает человека выше херувимов и серафимов.

***

Когда в душе у нас радость и мир, тогда вместе со словами молитвы: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» — в наше сердце входит Сам Христос. Тогда душа вкушает благость Божию, исполняется неизреченной сладости и благодарит, славословит Бога. «С радостью некой и любовью» душа исповедует своего Благодетеля, как призывает псалом: Исповедайтеся Господеви. А ведь именно этого и ждет от нас Бог. Он не желает, чтобы мы все время ныли и предавались мрачному пессимизму. Богу угодно, чтобы мы радовались, хранили в сердце мир, чтобы славословили Его с ликованием и любовью. И не для Себя Бог желает этого — ибо Он всеблажен и ни в чем не имеет нужды, — но только ради нас, ради нашего же блага.

Приобрести книгу можно здесь

02.06.2023