Ново-Тихвинский женский монастырь:

Новая книга о схиигумении Марии (Дохторовой)

«Матушка еще тридцать лет тому назад говорила, что существование монастырей в наше время – это милость Божия, потому что дух нынешнего времени с монашеством уже почти несовместим. Когда я ее расспрашивал, почему сейчас нет настоящих старцев, она отвечала: «Потому что нет послушников. Настоящих послушников во всем мире можно пересчитать по пальцам». Тогда я еще ничего не понимал в подвижничестве, но как-то почувствовал, что матушка – человек настоящий, великий. Почувствовал и то, чтó было в матушке самым великим – ее любовь к Богу, к людям и ее непостижимое смирение». Издательским послушанием нашего монастыря выпущена новая книга, которая содержит в себе неизвестные подробности жизни русской подвижницы ХХ века схиигумении Марии (Дохторовой).

Многие считали матушку Марию святой еще во время ее земной жизни. Люди приезжали к ней издалека за советом и утешением и всегда получали то, что искали. Но прежде чем снискать дар прозрения и исцеления, она проделала трудный духовный путь, выдержала борьбу с бесами и немощью человеческого естества. До последней минуты своей скорбной жизни она оставалась ревностной исполнительницей заповеди о любви к Богу и ближним.

Она была русской и никогда не отказывалась от своего Отечества, сама говорила на русском языке и учила ему своих духовных чад. Но на Родине о ней мало кто знал – в стране Советов о таких соотечественниках даже вспоминать было небезопасно. И лишь многие годы спустя после перехода матушки Марии в вечность стало возможным рассказать о ее высокой жизни и духовном подвиге.
Митрополит Ловчанский
Гавриил (Динев),
духовное чадо
схиигумении Марии

Книга о схиигумении Марии (Дохторовой) – это воспоминания ученика старицы, митрополита Ловчанского Гавриила (Болгарская Православная Церковь). Владыке выпало счастье делить со старицей уединение последних лет ее земного пребывания, и он, тогда еще мирянин, мог ежедневно беседовать с ней, впитывая духовную мудрость своей великой наставницы. Ежедневные труды матушки Марии, быт монастыря Параскевы-Петки, в котором она подвизалась, случаи чудесных исцелений по молитвам старицы, душеспасительные наставления – обо всем этом Владыка Гавриил рассказал сестрам нашей обители.

Аскетические подвиги схиигумении Марии настолько удивительны, что, читая о них, бывает сложно поверить в их реальность: возможно ли, чтобы кто-то в ХХ столетии мог так подвизаться? Они свойственны, скорее, монахам египетских и сирийских пустынь. Но плоды жизни матушки Марии – совершенная любовь, незлобие, прозорливость, исцеления больных – подтверждают неложность повествования. Большинству современных людей невозможно и небезопасно пытаться повторить телесные подвиги старицы, но каждый христианин может и даже обязан подражать ее смирению, терпению, любви и прочим добродетелям.

Отрывок из книги:

Монастырь Параскевы-Петки,
где подвизалась матушка Мария
в последние годы своей жизни

«Я познакомился с моей духовной старицей в 1972 году, а в 1973 году поступил к ней в монастырь. Сколько добра она сделала для меня, сколько сил и времени отдала мне – нельзя и высказать. Она входила в глубину моей души и с большим терпением помогала мне избавляться от страстей и мирских привычек. Вся моя ветхая природа, подстрекаемая врагом, вооружилась против обновления моей души, но я понимал это и всегда каялся – и таким образом остался верным моей старице до конца ее жизни.

У матушки не было ни капли самолюбия. Она старалась человеку помочь, чтобы он понял свою ошибку. Бывали случаи, еще в самом начале моего пребывания в монастыре, когда я обижался, но не смел об этом говорить. У меня ропот накапливается, внутри все кипит, горит, а матушка спокойно улыбается и не подает виду, что замечает все это. И я вижу, что она все замечает, но пока не скажу, что со мной творится, – ничего не меняется. И чем больше у меня в душе кипит, тем она спокойнее. А когда я открою, что со мной происходит, тогда она сядет и совсем спокойно, с большой любовью все мне объяснит.

Даже если на матушку и клеветали, то она с глубоким убеждением говорила: «Что бы они обо мне ни сказали, они не скажут того, что я заслужила». Она понимала, что через этих людей на нее нападает враг, поэтому не сердилась на них, а просто жалела, что они стали оружием врага. И говорила, что это большое бедствие для них. Она и мне говорила, что нельзя держать злобу на человека, злобу можно иметь только против бесплотных врагов, и всякое проявление злобы и клеветы она считала действием врага. Она старалась отвечать на это с кротостью, и иногда это, конечно, было той силой, которая могла этих людей остановить.

Матушка говорила, что любовь – единственная сила, способная подействовать на человека. Очень часто враг настраивал людей клеветать на матушку – и чего только они не выдумывали. Она никогда на них не обижалась, я думаю, что она молилась о них. Говорила иногда: «Бедный человек» - видно было, что с такой любовью, с таким сожалением о том, что человек делает так во вред себе.

Я никому не навязываю своего мнения, но в душе я уверен в том, что матушка у Господа прославлена. А будет ли она прославлена на земле и когда это будет, я не знаю. Если будет воля Божия, значит, ее канонизируют, если нет – от этого матушка не станет меньше в Царстве Небесном».

23.05.2007