Как ходить в гости… к Богу. Беседа матушки Домники
Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как правильно ходить в гости.
Только не подумайте, что я призываю вас нарушать устав монастыря, ходить друг к другу в
кельи и проводить время в разговорах. Но к кому же тогда мы должны правильно ходить в
гости?
Вспомним притчу Спасителя о том, как Царь созывал гостей к Себе в дом на
брак Своего Сына. Эту притчу можно понимать по-разному, я же хочу рассмотреть ее вот в
каком смысле. Еще живя на этой земле, мы ежедневно бываем призываемы Царем царей к Нему в
дом – то есть в храм Божий. Царь зовет нас к Себе, чтобы выслушать наши чаяния и просьбы,
ободрить и утешить, насытить и напоить Своими Телом и Кровью, несущими в себе вечную
жизнь и вечное веселие. Желает Царь и одарить нас, пришедших к Нему: кого кротостью, кого
смирением, кого избавлением от брани, кого сердечным чувством любви. В Царском доме
всегда праздник, всегда торжество, потому что здесь каждый день совершается память того
или иного святого. И то райское блаженство, в котором пребывают святые на небесах, можем
переживать и мы. Им наполнен каждый храм, и нас, приходящих сюда, Господь призывает быть
причастниками небесной славы, небесного блаженства.
И если мы будем приходить в дом Господень подготовленными, в правильном
устроении, то каждый раз мы будем живо чувствовать, что вступаем в небесный чертог,
преддверие Царствия Божия.
Теперь давайте подумаем, как обычно готовятся к тому, чтобы пойти в гости к
близкому и дорогому человеку – и отсюда возьмем образ для себя. Ведь Господь для нас не
только Царь и Владыка, но Он – Тот, Кто для нас ближе и роднее всех людей.
Итак, что делает человек, когда идет в гости к другу, какие чувства он
испытывает, какие правила соблюдает?
Утром, едва проснувшись, он сразу вспоминает о предстоящей встрече и
радуется, и с нетерпением ждет назначенного часа, и ни о чем не может помышлять, как
только о том, к кому он пойдет. И эта трепетная радость немедленно прогоняет сон. Так и
для нас естественно и правильно, пробудившись от сна, сразу обрадоваться: ведь меня
позвал Сам Господь, я иду сейчас к Нему и буду беседовать с Ним! Один святой старец,
когда утром чувствовал разленение и противоборство плоти, не желающей расставаться с
ночным покоем, говорил себе: «Что же ты лежишь? Господь и Бог твой зовет тебя для
беседы». И после этого бодро вставал.
А иногда человек до того желает встречи со своим другом, что не может долго
спать и поднимается с постели ни свет ни заря. Так и монахи встают среди ночи,
пробуждаемые нетерпеливым желанием начать беседу с Богом. В монастырях на Афоне многие
насельники поднимаются на два-три часа раньше общего пробуждения, чтобы уединенной
молитвой подготовить себя к предстоящему Богослужению. Я знаю, что и у нас некоторые
поступают так, и радуюсь за этих сестер. Послушайте, как вдохновенно описывает один
подвижник радость ночной молитвы:
«В ненарушимой тишине ночи, когда спит всякая молва житейская и даже
самые страсти притихают в нас, – тогда ум бывает светлее и чище, мысль возвышеннее, и
сердце теплее к Богу, так что тогда молитва легко, как на крыльях ангельских, несется на
небо в невозмутимом спокойствии и чистоте духа».
Конечно, я не хочу сказать, что все в нашем монастыре должны вставать
пораньше – далеко не для всех это возможно. Но каждая может понуждать себя к тому, чтобы
с радостью и желанием устремляться к молитвенному подвигу. Это самое главное.
О чем еще заботится человек, который собирается посетить своего любимого
друга? О своем внешнем виде. Никто не идет в гости, прежде чем не убедится, что лицо у
него чистое, волосы причесаны, одежда цела и опрятна – и ничто не оскорбит взгляда
дорогого и близкого человека. И мы, когда идем в храм, конечно, заботимся о своей
внешности. Интересную подробность из своей жизни рассказывает афонский старец
Порфирий: «Когда я был еще ребенком, старец один раз сказал мне
(отец Порфирий с детства подвизался на Афоне, где жил с двумя старцами): - Чадо!
Мой руки и перед едой, и всякий раз, когда мы собираемся идти в церковь. Потому что мы
входим в святое место, там всё должно быть чистым. С тех пор я стал каждый раз мыть
руки с мылом. По какой бы причине я не собрался идти в церковь, всегда мыл руки с
мылом». Вот так может выражаться благоговейная любовь – в такой, казалось бы,
мелочи! И для нас, конечно, важно приходить в храм к любимому Господу опрятными,
собранными – и не только наружно, но и внутренне.
Есть еще одно важное правило. Когда мы идем в гости, мы не приводим с собой
постороннего человека, а тем более не приходим с целой компанией – это будет воспринято
как дерзость и неуважение. Также и в храм мы не должны приходить с гурьбой помыслов.
Постараемся на пути избавиться от этих докучливых спутников, а если не удается, то
попросим помощи у Хозяина дома, скажем: «Господи, я не звала их, зачем они идут за мной?
Прогони их!». Скажем, конечно, не буквально такими словами, но – молитвой Иисусовой,
соединенной с искренним чувством. И, конечно, Господь Своей сильной рукой прогонит прочь
незваных гостей.
Чем еще отличается поведение человека, пришедшего к своему другу? Если он
действительно любит его, то приходит к нему для того, чтобы насладиться беседой с ним, а
не для того, чтобы заняться у него дома своими делами или рассмотреть обстановку. И мы
приходим в храм ради того, чтобы говорить с Господом, а не ради того чтобы обдумать планы
на завтра или разрешить какие-либо проблемы.
Замечательно пишет об этом старец Емилиан: «Если я
буду заниматься проблемами, то я буду гнать от себя Бога. Бог хочет, чтобы весь наш ум
принадлежал Ему, Он не терпит, чтобы ум разделялся. Поэтому пусть наш ум не берет в себя
ничего: ни проблем, ни борьбы, ни печалей – пусть он будет совершенно пустым, чтобы его
мог наводнить Христос, чтобы ум наполнялся Богом. И когда Бог наполняет нас, есть надежда
и уверенность, что наша литургия не пройдет бесследно. Наша литургия будет совершенной,
твердой, надежной и плодоносной божественной литургией».
Представим еще: как говорит со своим другом человек, пришедший к нему в
гости, с каким чувством? Произносит ли он вежливые, ничего не значащие фразы, как будто
исполняет некий долг? Нет, он раскрывает перед ним свою душу, говорит с доверием и
теплом, с надеждой на понимание и сочувствие. С таким настроением и мы можем приходить к
Богу – не ради исполнения долга, но ради того чтобы открыть Ему свое сердце, быть
услышанными и утешенными. Старец Порфирий Кавсокаливит пишет:
«Когда всё бывает лишь формально, тогда приносит вред, а не пользу. И потому,
сколько есть сил, нужно избегать формализма и углубляться в суть. То есть горячо желать
служб, стремиться к ним, получать удовольствие от молитвы, от беседы с Богом».
Теперь вспомним еще вот о чем. Когда человеку бывает особенно хорошо в
гостях? Конечно, тогда, когда он единодушен с хозяином. А как достигается единодушие?
Когда всё, что принадлежит нашему другу, всё, что ему нравится, всё, чем он живет, мы
тоже стараемся понять и полюбить, как свое собственное. В храме мы слышим песнопения и
чтения, посвященные Богу, молитвы, приятные Ему – и через них мы можем стать единодушными
с Ним, единодушными с Господом.
Прекрасно пишет об этом старец Порфирий: «Чтобы
приходить в церковь с удовольствием, нужно быть внимательным, воспринимать службы и
радоваться им, радоваться тропарям, чтению, молитвам. Внимайте каждому слову, следите за
смыслом. Понимаете? Отсюда начинается радость… Литургические молитвы, когда
произносятся осмысленно и со вниманием, становятся нашими собственными молитвами».
Иногда для того, чтобы появилось внимание и умиление в молитве, нам бывает
достаточно только одного – прислушаться к словам богослужения, к чтению Евангелия или
паремий. Старец Емилиан в одной из своих бесед, посвященных литургии,
рассказывает о себе: «Что я делаю для того, чтобы почувствовать божественную
литургию? Я читаю Евангелие с ожиданием: что предстоит мне сегодня услышать от Бога? Что
Он скажет мне? И могу вас уверить, что никогда ни на одной литургии, Бог не оставляет
меня без нового откровения». И мы, когда внимаем словам богослужения, можем
каждый день получать откровение и утешение, и ободрение от Бога.
Какая еще особенность есть в поведении людей, которые ходят в гости?
Человек, любящий своего друга, даже когда устанет или занеможет, все равно хочет общаться
с ним. И приходя к нему в гости, он забывает об усталости, говорит бодро, слушает
внимательно, улыбается. Так и мы, приходя в храм, можем забыть об утомлении, сонливости и
немощи, если только немного понудим себя. Насколько возможно, будем бодренно предстоять
пред Господом. Мне нравится, как пишет об этом старец Емилиан:
«Пойди в церковь и сядь там как можно более удобней. Сможешь ты тогда
молиться? Если даже ты скажешь, что ты молишься, но будь ты хоть ангелом, ты не сможешь
так молиться! Ангелы трепещут и стоят бодренно, как бы им не впасть в нерадение, а ты,
человек, облеченный плотью, которая противится духу, думаешь, что можешь так молиться
Богу?».
Конечно, бывают разные ситуации, необязательно, чтобы все без исключения
стояли, но главное – чтобы мы не искали полного физического успокоения, не старались в
храме устроиться поудобнее, со всем возможным комфортом. В этом мы не найдем покоя. У
старца Емилиана есть еще такое интересное поучение: «Нерадивый
человек всегда от чего-то страдает, чего-то ему недостает. Ты даешь ему место в этой
стасидии – ему кажется, что ему в глаза бьет свет от лампочки на клиросе и у него
кружится голова. Сажаешь его в другое место – ему кажется, что там темно и что темнота
вызывает у него сонливость. Меняешь и это место, ему кажется, что там жарко. Он постоянно
расстроен, неустроен, нигде не может успокоиться».
Иначе говоря, только тогда, когда мы понуждаем себя к подвигу ради
внимательной молитвы – только тогда нам действительно бывает хорошо и спокойно. Тогда мы
действительно ощущаем Бога как друга, рядом с которым забываются любые немощи и скорби.
Какое еще условие хорошо нам соблюдать, приходя в гости к Богу? В обычной
жизни принято, идя к близким и родным людям, приносить им подарок. Но что мы можем
преподнести Тому, Кто в руке Своей держит всю Вселенную? Я хочу рассказать вам один
случай, возможно, многие из вас о нем читали. Архимандрит
Софроний (Сахаров) вспоминал об одном монахе, происходившем из
крестьянской семьи. Когда этот человек был еще ребенком, семья терпела бедственное
положение, и они жили впроголодь. Мальчик был очень слабым, часто болел. Дальше я
зачитаю: «Однажды мать, отчаявшись, взяла ребенка на руки и принесла в храм. Там
перед иконой Божией Матери она от всего сердца, со слезами просила: “Возьми его, теперь
он Твой сын, возьми его под Твою защиту”. С этой молитвой она принесла ребенка назад
домой, и этой же ночью мальчик увидел во сне женщину, блистающую светом и славой. Он
знал, что она императрица и его мама. Она дает ему что-то завернутое в платок и говорит:
“Отнеси это императору”. Мальчик берет этот платок и идет в большой, длинный, богато
убранный зал, в конце которого он видит трон, на котором восседает император, окруженный
слугами, солдатами. Увидев себя, простого крестьянского мальчика, в таком окружении, он
испугался и от страха пал ниц. Император приказывает поднять мальчика и просит показать
ему, что он держит в руке, завернутое в платок. Слуги подымают мальчика, принимают из его
рук сверток и разворачивают его. “Два сокрушенных сердца”, – говорят они. Тогда император
поднимается и говорит: “Теперь ты мой сын”. Ребенок проснулся. С того дня мальчик больше
не болел. Он вырос и стал впоследствии монахом, обладающим даром глубокой молитвы».
И от нас Господь не ждет лучшего дара, чем наше сокрушенное сердце. Но
принося Богу в дар свое сокрушение и печаль о грехах, мы не должны забывать еще об одном
самом важном правиле, как мы должны ходить в гости. Человеку, который пришел на праздник,
неприлично и неестественно сидеть с угрюмым лицом. И для нас, каждый день приходящих в
храм на торжество, прилично ли быть унылыми или огорченными? Один греческий подвижник,
старец Амфилохий говорил: «Молись с таким расположением, какое
имеют идущие на пир. Они бодры и все время радостны. Так и ты, когда тебе предстоит
побеседовать со своим Женихом, не слушай, если искуситель будет наводить на тебя уныние,
с намерением помешать».
То есть терпим ли мы брани, одолеваемся ли помыслами, страдаем от телесной
немощи – главное не унывать. Мы должны все время помнить, что мы – Божии избранники,
приглашенные Им на пир, в Его дом. Будем все преодолевать бодро, терпеливо, зная, что
мрак обязательно развеется и радость войдет в наше сердце. Поглощенные беседой с
Господом, Его милостью, Его добротой, Его к нам любовью, мы забудем всё и всех, и лишь
одно желание останется в нашей душе – чтобы это безмолвная беседа длилась вечно. Царь
предложит нам вкусить от Трапезы Его, возвеселит и утешит, а затем, не желая отпустить
нас с пустыми руками, щедро одарит Своими небесными благодатными дарами.
Поистине чудесно, как, войдя в храм нищими и убогими, мы можем выйти из
него преобразившимися, украшенными царскими одеждами, имея в руках несметные сокровища. У
праведного Иоанна Кронштадтского есть об этом
прекрасные слова: «Всё мы можем получить в храме Божием. Здесь витает дух
небесный, неземной; здесь школа Иисуса Христа, в которой воспитываются будущие небесные
граждане; здесь вы получаете и уроки небесные от Божественного Наставника Иисуса Христа и
Духа Святого в Евангелии, и пищу небесную, и питие небесное, и одеяние духовное,
небесное, и духовное всеоружие против врагов спасения; здесь получаете и мир пренебесный,
столько необходимый в духовных наших занятиях, в духовном нашем воспитании, и силы для
духовных трудов и борьбы с грехом. Здесь мы научаемся и сладкой беседе с Отцом нашим
Небесным и с Пречистой Царицей Богородицей, с ангелами Господними и со святыми,
научаемся, как и о чем молиться. Здесь, собираясь вместе в дом Божий, как дети одного
Отца Небесного, как члены таинственного тела Христова, мы научаемся любить друг друга,
как Самого Христа».
Кто-то может сказать: «Да, но если я прихожу в храм и ничего этого
чувствую? Уже много дней я прихожу, но Господь как будто не хочет принять меня!». Так
бывает и в обычной жизни. Человек приходит к другу, но тот почему-то не открывает дверь.
И что же делает тот, кто искренне любит своего друга, кто хочет снова его увидеть? Он не
отчаивается, не уходит с обидой навсегда, но снова и снова возвращается к дверям любимого
дома и стучит, пока друг не откроет ему. Мне нравится, как пишет об этом старец
Емилиан: «Если ты предстоишь пред Господом и просишь, и стучишь, то
стучи с терпением, не спеши. Если Он не открывает тебе, то это не повод перестать
стучать. Наоборот это повод оставаться настойчивым, учащать удары своего сердца и
увеличивать число коленопреклонений и слез. Господь обязательно откроет тому, кто
остается настойчивым. Он открывает тому, кто терпеливо ждет и говорит: придет час. И
поистине, этот час придет! Невозможно ему не прийти. И потому не спеши, но знай, чего
просить. Проси Святого Духа, проси чистоты сердца. И тогда Христос, как Он сжал в Своих
объятиях блудного сына, так сожмет и тебя».
Будем же стремиться в храм с верой, будем звать Бога, как друга, будем
просить Его, как друга, и Он обязательно откроет нам. И тогда никакой труд не покажется
нам чрезмерным, и уныние далеко отбежит от нас. Каждый день будет для нас начинаться и
заканчиваться ожиданием чего-то светлого, радостного, сердце будет пламенеть любовью к
Богу и желанием встречи с Ним.
Есть одно прекрасное поучение о том, что такое для нас пребывание в
храме: «Мы переживаем радость на богослужении – как ежедневное торжество, как крик
радости, как ликование в Боге. Большинство песнопений нашей Церкви потрясают
человека. Они вызывают восторг в душе слушающего и участвующего в службе. Он чувствует
себя так, будто ему хочется торжествовать. А литургия, центральная часть богослужений, –
это тем более торжество. В храме мы каждый день видим то, о чем говорит Псалмопевец
Давид: “радуйтеся, праведнии”, “восплещите руками”, “воскликните Богови вся
земля”».
И закончить беседу я хочу таким небольшим рассуждением. Когда у человека
есть состоятельный друг или родственник, обладающий властью и силой, то такой человек
может забыть о многих проблемах. С какой бы бедой или трудностью он ни пришел к своему
покровителю, все сразу разрешается. А наш покровитель – Сам Небесный Царь, и о чем нам
заботиться, о чем тревожиться, из-за чего горевать? Нам нужно только лишь приходить в
храм, как пишет об этом преподобный Феодор Студит, и его словами я хочу
завершить беседу: «Иные предпринимают долгие и трудные путешествия для стяжаний
ничтожных и непрочных, а нам предлежит днем и ночью притекать лишь в храм Божий, чтобы
возносить там хвалы величию Божию, и через то приобретать не злато гибнущее, но духовные
сокровища некрадомые и вечные».
18.12.2009
|