Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version
Српска верзија

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
О постриге
О монашеском облачении
Поступление в монастырь
Беседы с монашествующими
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства

Как ходить в гости… к Богу. Беседа матушки Домники

Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как правильно ходить в гости. Только не подумайте, что я призываю вас нарушать устав монастыря, ходить друг к другу в кельи и проводить время в разговорах. Но к кому же тогда мы должны правильно ходить в гости?

Вспомним притчу Спасителя о том, как Царь созывал гостей к Себе в дом на брак Своего Сына. Эту притчу можно понимать по-разному, я же хочу рассмотреть ее вот в каком смысле. Еще живя на этой земле, мы ежедневно бываем призываемы Царем царей к Нему в дом – то есть в храм Божий. Царь зовет нас к Себе, чтобы выслушать наши чаяния и просьбы, ободрить и утешить, насытить и напоить Своими Телом и Кровью, несущими в себе вечную жизнь и вечное веселие. Желает Царь и одарить нас, пришедших к Нему: кого кротостью, кого смирением, кого избавлением от брани, кого сердечным чувством любви. В Царском доме всегда праздник, всегда торжество, потому что здесь каждый день совершается память того или иного святого. И то райское блаженство, в котором пребывают святые на небесах, можем переживать и мы. Им наполнен каждый храм, и нас, приходящих сюда, Господь призывает быть причастниками небесной славы, небесного блаженства.

И если мы будем приходить в дом Господень подготовленными, в правильном устроении, то каждый раз мы будем живо чувствовать, что вступаем в небесный чертог, преддверие Царствия Божия.

Теперь давайте подумаем, как обычно готовятся к тому, чтобы пойти в гости к близкому и дорогому человеку – и отсюда возьмем образ для себя. Ведь Господь для нас не только Царь и Владыка, но Он – Тот, Кто для нас ближе и роднее всех людей.

Итак, что делает человек, когда идет в гости к другу, какие чувства он испытывает, какие правила соблюдает?

Утром, едва проснувшись, он сразу вспоминает о предстоящей встрече и радуется, и с нетерпением ждет назначенного часа, и ни о чем не может помышлять, как только о том, к кому он пойдет. И эта трепетная радость немедленно прогоняет сон. Так и для нас естественно и правильно, пробудившись от сна, сразу обрадоваться: ведь меня позвал Сам Господь, я иду сейчас к Нему и буду беседовать с Ним! Один святой старец, когда утром чувствовал разленение и противоборство плоти, не желающей расставаться с ночным покоем, говорил себе:
«Что же ты лежишь? Господь и Бог твой зовет тебя для беседы».
И после этого бодро вставал.

А иногда человек до того желает встречи со своим другом, что не может долго спать и поднимается с постели ни свет ни заря. Так и монахи встают среди ночи, пробуждаемые нетерпеливым желанием начать беседу с Богом. В монастырях на Афоне многие насельники поднимаются на два-три часа раньше общего пробуждения, чтобы уединенной молитвой подготовить себя к предстоящему Богослужению. Я знаю, что и у нас некоторые поступают так, и радуюсь за этих сестер. Послушайте, как вдохновенно описывает один подвижник радость ночной молитвы:

«В ненарушимой тишине ночи, когда спит всякая молва житейская и даже самые страсти притихают в нас, – тогда ум бывает светлее и чище, мысль возвышеннее, и сердце теплее к Богу, так что тогда молитва легко, как на крыльях ангельских, несется на небо в невозмутимом спокойствии и чистоте духа».

Конечно, я не хочу сказать, что все в нашем монастыре должны вставать пораньше – далеко не для всех это возможно. Но каждая может понуждать себя к тому, чтобы с радостью и желанием устремляться к молитвенному подвигу. Это самое главное.

О чем еще заботится человек, который собирается посетить своего любимого друга? О своем внешнем виде. Никто не идет в гости, прежде чем не убедится, что лицо у него чистое, волосы причесаны, одежда цела и опрятна – и ничто не оскорбит взгляда дорогого и близкого человека. И мы, когда идем в храм, конечно, заботимся о своей внешности. Интересную подробность из своей жизни рассказывает афонский старец Порфирий:
«Когда я был еще ребенком, старец один раз сказал мне (отец Порфирий с детства подвизался на Афоне, где жил с двумя старцами):
- Чадо! Мой руки и перед едой, и всякий раз, когда мы собираемся идти в церковь. Потому что мы входим в святое место, там всё должно быть чистым.
С тех пор я стал каждый раз мыть руки с мылом. По какой бы причине я не собрался идти в церковь, всегда мыл руки с мылом».

Вот так может выражаться благоговейная любовь – в такой, казалось бы, мелочи! И для нас, конечно, важно приходить в храм к любимому Господу опрятными, собранными – и не только наружно, но и внутренне.

Есть еще одно важное правило. Когда мы идем в гости, мы не приводим с собой постороннего человека, а тем более не приходим с целой компанией – это будет воспринято как дерзость и неуважение. Также и в храм мы не должны приходить с гурьбой помыслов. Постараемся на пути избавиться от этих докучливых спутников, а если не удается, то попросим помощи у Хозяина дома, скажем: «Господи, я не звала их, зачем они идут за мной? Прогони их!». Скажем, конечно, не буквально такими словами, но – молитвой Иисусовой, соединенной с искренним чувством. И, конечно, Господь Своей сильной рукой прогонит прочь незваных гостей.

Чем еще отличается поведение человека, пришедшего к своему другу? Если он действительно любит его, то приходит к нему для того, чтобы насладиться беседой с ним, а не для того, чтобы заняться у него дома своими делами или рассмотреть обстановку. И мы приходим в храм ради того, чтобы говорить с Господом, а не ради того чтобы обдумать планы на завтра или разрешить какие-либо проблемы.

Замечательно пишет об этом старец Емилиан:
«Если я буду заниматься проблемами, то я буду гнать от себя Бога. Бог хочет, чтобы весь наш ум принадлежал Ему, Он не терпит, чтобы ум разделялся. Поэтому пусть наш ум не берет в себя ничего: ни проблем, ни борьбы, ни печалей – пусть он будет совершенно пустым, чтобы его мог наводнить Христос, чтобы ум наполнялся Богом. И когда Бог наполняет нас, есть надежда и уверенность, что наша литургия не пройдет бесследно. Наша литургия будет совершенной, твердой, надежной и плодоносной божественной литургией».

Представим еще: как говорит со своим другом человек, пришедший к нему в гости, с каким чувством? Произносит ли он вежливые, ничего не значащие фразы, как будто исполняет некий долг? Нет, он раскрывает перед ним свою душу, говорит с доверием и теплом, с надеждой на понимание и сочувствие. С таким настроением и мы можем приходить к Богу – не ради исполнения долга, но ради того чтобы открыть Ему свое сердце, быть услышанными и утешенными. Старец Порфирий Кавсокаливит пишет:
«Когда всё бывает лишь формально, тогда приносит вред, а не пользу. И потому, сколько есть сил, нужно избегать формализма и углубляться в суть. То есть горячо желать служб, стремиться к ним, получать удовольствие от молитвы, от беседы с Богом».

Теперь вспомним еще вот о чем. Когда человеку бывает особенно хорошо в гостях? Конечно, тогда, когда он единодушен с хозяином. А как достигается единодушие? Когда всё, что принадлежит нашему другу, всё, что ему нравится, всё, чем он живет, мы тоже стараемся понять и полюбить, как свое собственное. В храме мы слышим песнопения и чтения, посвященные Богу, молитвы, приятные Ему – и через них мы можем стать единодушными с Ним, единодушными с Господом.

Прекрасно пишет об этом старец Порфирий:
«Чтобы приходить в церковь с удовольствием, нужно быть внимательным, воспринимать службы и радоваться им, радоваться тропарям, чтению, молитвам. Внимайте каждому слову, следите за смыслом. Понимаете? Отсюда начинается радость…
Литургические молитвы, когда произносятся осмысленно и со вниманием, становятся нашими собственными молитвами».

Иногда для того, чтобы появилось внимание и умиление в молитве, нам бывает достаточно только одного – прислушаться к словам богослужения, к чтению Евангелия или паремий. Старец Емилиан в одной из своих бесед, посвященных литургии, рассказывает о себе:
«Что я делаю для того, чтобы почувствовать божественную литургию? Я читаю Евангелие с ожиданием: что предстоит мне сегодня услышать от Бога? Что Он скажет мне? И могу вас уверить, что никогда ни на одной литургии, Бог не оставляет меня без нового откровения».
И мы, когда внимаем словам богослужения, можем каждый день получать откровение и утешение, и ободрение от Бога.

Какая еще особенность есть в поведении людей, которые ходят в гости? Человек, любящий своего друга, даже когда устанет или занеможет, все равно хочет общаться с ним. И приходя к нему в гости, он забывает об усталости, говорит бодро, слушает внимательно, улыбается. Так и мы, приходя в храм, можем забыть об утомлении, сонливости и немощи, если только немного понудим себя. Насколько возможно, будем бодренно предстоять пред Господом. Мне нравится, как пишет об этом старец Емилиан:
«Пойди в церковь и сядь там как можно более удобней. Сможешь ты тогда молиться? Если даже ты скажешь, что ты молишься, но будь ты хоть ангелом, ты не сможешь так молиться! Ангелы трепещут и стоят бодренно, как бы им не впасть в нерадение, а ты, человек, облеченный плотью, которая противится духу, думаешь, что можешь так молиться Богу?».

Конечно, бывают разные ситуации, необязательно, чтобы все без исключения стояли, но главное – чтобы мы не искали полного физического успокоения, не старались в храме устроиться поудобнее, со всем возможным комфортом. В этом мы не найдем покоя. У старца Емилиана есть еще такое интересное поучение:
«Нерадивый человек всегда от чего-то страдает, чего-то ему недостает. Ты даешь ему место в этой стасидии – ему кажется, что ему в глаза бьет свет от лампочки на клиросе и у него кружится голова. Сажаешь его в другое место – ему кажется, что там темно и что темнота вызывает у него сонливость. Меняешь и это место, ему кажется, что там жарко. Он постоянно расстроен, неустроен, нигде не может успокоиться».

Иначе говоря, только тогда, когда мы понуждаем себя к подвигу ради внимательной молитвы – только тогда нам действительно бывает хорошо и спокойно. Тогда мы действительно ощущаем Бога как друга, рядом с которым забываются любые немощи и скорби.

Какое еще условие хорошо нам соблюдать, приходя в гости к Богу? В обычной жизни принято, идя к близким и родным людям, приносить им подарок. Но что мы можем преподнести Тому, Кто в руке Своей держит всю Вселенную? Я хочу рассказать вам один случай, возможно, многие из вас о нем читали. Архимандрит Софроний (Сахаров) вспоминал об одном монахе, происходившем из крестьянской семьи. Когда этот человек был еще ребенком, семья терпела бедственное положение, и они жили впроголодь. Мальчик был очень слабым, часто болел. Дальше я зачитаю:
«Однажды мать, отчаявшись, взяла ребенка на руки и принесла в храм. Там перед иконой Божией Матери она от всего сердца, со слезами просила: “Возьми его, теперь он Твой сын, возьми его под Твою защиту”. С этой молитвой она принесла ребенка назад домой, и этой же ночью мальчик увидел во сне женщину, блистающую светом и славой. Он знал, что она императрица и его мама. Она дает ему что-то завернутое в платок и говорит: “Отнеси это императору”. Мальчик берет этот платок и идет в большой, длинный, богато убранный зал, в конце которого он видит трон, на котором восседает император, окруженный слугами, солдатами. Увидев себя, простого крестьянского мальчика, в таком окружении, он испугался и от страха пал ниц. Император приказывает поднять мальчика и просит показать ему, что он держит в руке, завернутое в платок. Слуги подымают мальчика, принимают из его рук сверток и разворачивают его. “Два сокрушенных сердца”, – говорят они. Тогда император поднимается и говорит: “Теперь ты мой сын”. Ребенок проснулся. С того дня мальчик больше не болел. Он вырос и стал впоследствии монахом, обладающим даром глубокой молитвы».

И от нас Господь не ждет лучшего дара, чем наше сокрушенное сердце.
Но принося Богу в дар свое сокрушение и печаль о грехах, мы не должны забывать еще об одном самом важном правиле, как мы должны ходить в гости. Человеку, который пришел на праздник, неприлично и неестественно сидеть с угрюмым лицом. И для нас, каждый день приходящих в храм на торжество, прилично ли быть унылыми или огорченными? Один греческий подвижник, старец Амфилохий говорил:
«Молись с таким расположением, какое имеют идущие на пир. Они бодры и все время радостны. Так и ты, когда тебе предстоит побеседовать со своим Женихом, не слушай, если искуситель будет наводить на тебя уныние, с намерением помешать».

То есть терпим ли мы брани, одолеваемся ли помыслами, страдаем от телесной немощи – главное не унывать. Мы должны все время помнить, что мы – Божии избранники, приглашенные Им на пир, в Его дом. Будем все преодолевать бодро, терпеливо, зная, что мрак обязательно развеется и радость войдет в наше сердце. Поглощенные беседой с Господом, Его милостью, Его добротой, Его к нам любовью, мы забудем всё и всех, и лишь одно желание останется в нашей душе – чтобы это безмолвная беседа длилась вечно. Царь предложит нам вкусить от Трапезы Его, возвеселит и утешит, а затем, не желая отпустить нас с пустыми руками, щедро одарит Своими небесными благодатными дарами.

Поистине чудесно, как, войдя в храм нищими и убогими, мы можем выйти из него преобразившимися, украшенными царскими одеждами, имея в руках несметные сокровища. У праведного Иоанна Кронштадтского есть об этом прекрасные слова:
«Всё мы можем получить в храме Божием. Здесь витает дух небесный, неземной; здесь школа Иисуса Христа, в которой воспитываются будущие небесные граждане; здесь вы получаете и уроки небесные от Божественного Наставника Иисуса Христа и Духа Святого в Евангелии, и пищу небесную, и питие небесное, и одеяние духовное, небесное, и духовное всеоружие против врагов спасения; здесь получаете и мир пренебесный, столько необходимый в духовных наших занятиях, в духовном нашем воспитании, и силы для духовных трудов и борьбы с грехом. Здесь мы научаемся и сладкой беседе с Отцом нашим Небесным и с Пречистой Царицей Богородицей, с ангелами Господними и со святыми, научаемся, как и о чем молиться. Здесь, собираясь вместе в дом Божий, как дети одного Отца Небесного, как члены таинственного тела Христова, мы научаемся любить друг друга, как Самого Христа».

Кто-то может сказать: «Да, но если я прихожу в храм и ничего этого чувствую? Уже много дней я прихожу, но Господь как будто не хочет принять меня!». Так бывает и в обычной жизни. Человек приходит к другу, но тот почему-то не открывает дверь. И что же делает тот, кто искренне любит своего друга, кто хочет снова его увидеть? Он не отчаивается, не уходит с обидой навсегда, но снова и снова возвращается к дверям любимого дома и стучит, пока друг не откроет ему. Мне нравится, как пишет об этом старец Емилиан:
«Если ты предстоишь пред Господом и просишь, и стучишь, то стучи с терпением, не спеши. Если Он не открывает тебе, то это не повод перестать стучать. Наоборот это повод оставаться настойчивым, учащать удары своего сердца и увеличивать число коленопреклонений и слез.
Господь обязательно откроет тому, кто остается настойчивым. Он открывает тому, кто терпеливо ждет и говорит: придет час. И поистине, этот час придет! Невозможно ему не прийти.
И потому не спеши, но знай, чего просить. Проси Святого Духа, проси чистоты сердца. И тогда Христос, как Он сжал в Своих объятиях блудного сына, так сожмет и тебя».

Будем же стремиться в храм с верой, будем звать Бога, как друга, будем просить Его, как друга, и Он обязательно откроет нам. И тогда никакой труд не покажется нам чрезмерным, и уныние далеко отбежит от нас. Каждый день будет для нас начинаться и заканчиваться ожиданием чего-то светлого, радостного, сердце будет пламенеть любовью к Богу и желанием встречи с Ним.

Есть одно прекрасное поучение о том, что такое для нас пребывание в храме:
«Мы переживаем радость на богослужении – как ежедневное торжество, как крик радости, как ликование в Боге.
Большинство песнопений нашей Церкви потрясают человека. Они вызывают восторг в душе слушающего и участвующего в службе. Он чувствует себя так, будто ему хочется торжествовать. А литургия, центральная часть богослужений, – это тем более торжество. В храме мы каждый день видим то, о чем говорит Псалмопевец Давид: “радуйтеся, праведнии”, “восплещите руками”, “воскликните Богови вся земля”».

И закончить беседу я хочу таким небольшим рассуждением. Когда у человека есть состоятельный друг или родственник, обладающий властью и силой, то такой человек может забыть о многих проблемах. С какой бы бедой или трудностью он ни пришел к своему покровителю, все сразу разрешается. А наш покровитель – Сам Небесный Царь, и о чем нам заботиться, о чем тревожиться, из-за чего горевать? Нам нужно только лишь приходить в храм, как пишет об этом преподобный Феодор Студит, и его словами я хочу завершить беседу:
«Иные предпринимают долгие и трудные путешествия для стяжаний ничтожных и непрочных, а нам предлежит днем и ночью притекать лишь в храм Божий, чтобы возносить там хвалы величию Божию, и через то приобретать не злато гибнущее, но духовные сокровища некрадомые и вечные».


18.12.2009



Calendar
  Март 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

31.07.2023
Будем внимательны в общении с ближними. Восьмая беседа владыки Афанасия Лимассольского о Божественной литургии

10.06.2023
Золотая рыбка не из сказки. Беседа игумении Домники

09.12.2022
Церковь всех обнимает своей молитвой. Седьмая беседа владыки Афанасия Лимассольского о Божественной Литургии

28.09.2022
Крест – знамение Любви победившей.


перейти к разделу
Записки православного гида


Монаха, который с чистым сердцем совершает ночные молитвы, услышит Господь, все дни же соделает его светлым Бог и ежедневно будет являть его, как день.
прп. Ефрем Сирин







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb