Ново-Тихвинский женский монастырь:

Как ходить в гости… к Богу. Беседа матушки Домники

Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как правильно ходить в гости. Только не подумайте, что я призываю вас нарушать устав монастыря, ходить друг к другу в кельи и проводить время в разговорах. Но к кому же тогда мы должны правильно ходить в гости?

Вспомним притчу Спасителя о том, как Царь созывал гостей к Себе в дом на брак Своего Сына. Эту притчу можно понимать по-разному, я же хочу рассмотреть ее вот в каком смысле. Еще живя на этой земле, мы ежедневно бываем призываемы Царем царей к Нему в дом – то есть в храм Божий. Царь зовет нас к Себе, чтобы выслушать наши чаяния и просьбы, ободрить и утешить, насытить и напоить Своими Телом и Кровью, несущими в себе вечную жизнь и вечное веселие. Желает Царь и одарить нас, пришедших к Нему: кого кротостью, кого смирением, кого избавлением от брани, кого сердечным чувством любви. В Царском доме всегда праздник, всегда торжество, потому что здесь каждый день совершается память того или иного святого. И то райское блаженство, в котором пребывают святые на небесах, можем переживать и мы. Им наполнен каждый храм, и нас, приходящих сюда, Господь призывает быть причастниками небесной славы, небесного блаженства.

И если мы будем приходить в дом Господень подготовленными, в правильном устроении, то каждый раз мы будем живо чувствовать, что вступаем в небесный чертог, преддверие Царствия Божия.

Теперь давайте подумаем, как обычно готовятся к тому, чтобы пойти в гости к близкому и дорогому человеку – и отсюда возьмем образ для себя. Ведь Господь для нас не только Царь и Владыка, но Он – Тот, Кто для нас ближе и роднее всех людей.

Итак, что делает человек, когда идет в гости к другу, какие чувства он испытывает, какие правила соблюдает?

Утром, едва проснувшись, он сразу вспоминает о предстоящей встрече и радуется, и с нетерпением ждет назначенного часа, и ни о чем не может помышлять, как только о том, к кому он пойдет. И эта трепетная радость немедленно прогоняет сон. Так и для нас естественно и правильно, пробудившись от сна, сразу обрадоваться: ведь меня позвал Сам Господь, я иду сейчас к Нему и буду беседовать с Ним! Один святой старец, когда утром чувствовал разленение и противоборство плоти, не желающей расставаться с ночным покоем, говорил себе:
«Что же ты лежишь? Господь и Бог твой зовет тебя для беседы».
И после этого бодро вставал.

А иногда человек до того желает встречи со своим другом, что не может долго спать и поднимается с постели ни свет ни заря. Так и монахи встают среди ночи, пробуждаемые нетерпеливым желанием начать беседу с Богом. В монастырях на Афоне многие насельники поднимаются на два-три часа раньше общего пробуждения, чтобы уединенной молитвой подготовить себя к предстоящему Богослужению. Я знаю, что и у нас некоторые поступают так, и радуюсь за этих сестер. Послушайте, как вдохновенно описывает один подвижник радость ночной молитвы:

«В ненарушимой тишине ночи, когда спит всякая молва житейская и даже самые страсти притихают в нас, – тогда ум бывает светлее и чище, мысль возвышеннее, и сердце теплее к Богу, так что тогда молитва легко, как на крыльях ангельских, несется на небо в невозмутимом спокойствии и чистоте духа».

Конечно, я не хочу сказать, что все в нашем монастыре должны вставать пораньше – далеко не для всех это возможно. Но каждая может понуждать себя к тому, чтобы с радостью и желанием устремляться к молитвенному подвигу. Это самое главное.

О чем еще заботится человек, который собирается посетить своего любимого друга? О своем внешнем виде. Никто не идет в гости, прежде чем не убедится, что лицо у него чистое, волосы причесаны, одежда цела и опрятна – и ничто не оскорбит взгляда дорогого и близкого человека. И мы, когда идем в храм, конечно, заботимся о своей внешности. Интересную подробность из своей жизни рассказывает афонский старец Порфирий:
«Когда я был еще ребенком, старец один раз сказал мне (отец Порфирий с детства подвизался на Афоне, где жил с двумя старцами):
- Чадо! Мой руки и перед едой, и всякий раз, когда мы собираемся идти в церковь. Потому что мы входим в святое место, там всё должно быть чистым.
С тех пор я стал каждый раз мыть руки с мылом. По какой бы причине я не собрался идти в церковь, всегда мыл руки с мылом».

Вот так может выражаться благоговейная любовь – в такой, казалось бы, мелочи! И для нас, конечно, важно приходить в храм к любимому Господу опрятными, собранными – и не только наружно, но и внутренне.

Есть еще одно важное правило. Когда мы идем в гости, мы не приводим с собой постороннего человека, а тем более не приходим с целой компанией – это будет воспринято как дерзость и неуважение. Также и в храм мы не должны приходить с гурьбой помыслов. Постараемся на пути избавиться от этих докучливых спутников, а если не удается, то попросим помощи у Хозяина дома, скажем: «Господи, я не звала их, зачем они идут за мной? Прогони их!». Скажем, конечно, не буквально такими словами, но – молитвой Иисусовой, соединенной с искренним чувством. И, конечно, Господь Своей сильной рукой прогонит прочь незваных гостей.

Чем еще отличается поведение человека, пришедшего к своему другу? Если он действительно любит его, то приходит к нему для того, чтобы насладиться беседой с ним, а не для того, чтобы заняться у него дома своими делами или рассмотреть обстановку. И мы приходим в храм ради того, чтобы говорить с Господом, а не ради того чтобы обдумать планы на завтра или разрешить какие-либо проблемы.

Замечательно пишет об этом старец Емилиан:
«Если я буду заниматься проблемами, то я буду гнать от себя Бога. Бог хочет, чтобы весь наш ум принадлежал Ему, Он не терпит, чтобы ум разделялся. Поэтому пусть наш ум не берет в себя ничего: ни проблем, ни борьбы, ни печалей – пусть он будет совершенно пустым, чтобы его мог наводнить Христос, чтобы ум наполнялся Богом. И когда Бог наполняет нас, есть надежда и уверенность, что наша литургия не пройдет бесследно. Наша литургия будет совершенной, твердой, надежной и плодоносной божественной литургией».

Представим еще: как говорит со своим другом человек, пришедший к нему в гости, с каким чувством? Произносит ли он вежливые, ничего не значащие фразы, как будто исполняет некий долг? Нет, он раскрывает перед ним свою душу, говорит с доверием и теплом, с надеждой на понимание и сочувствие. С таким настроением и мы можем приходить к Богу – не ради исполнения долга, но ради того чтобы открыть Ему свое сердце, быть услышанными и утешенными. Старец Порфирий Кавсокаливит пишет:
«Когда всё бывает лишь формально, тогда приносит вред, а не пользу. И потому, сколько есть сил, нужно избегать формализма и углубляться в суть. То есть горячо желать служб, стремиться к ним, получать удовольствие от молитвы, от беседы с Богом».

Теперь вспомним еще вот о чем. Когда человеку бывает особенно хорошо в гостях? Конечно, тогда, когда он единодушен с хозяином. А как достигается единодушие? Когда всё, что принадлежит нашему другу, всё, что ему нравится, всё, чем он живет, мы тоже стараемся понять и полюбить, как свое собственное. В храме мы слышим песнопения и чтения, посвященные Богу, молитвы, приятные Ему – и через них мы можем стать единодушными с Ним, единодушными с Господом.

Прекрасно пишет об этом старец Порфирий:
«Чтобы приходить в церковь с удовольствием, нужно быть внимательным, воспринимать службы и радоваться им, радоваться тропарям, чтению, молитвам. Внимайте каждому слову, следите за смыслом. Понимаете? Отсюда начинается радость…
Литургические молитвы, когда произносятся осмысленно и со вниманием, становятся нашими собственными молитвами».

Иногда для того, чтобы появилось внимание и умиление в молитве, нам бывает достаточно только одного – прислушаться к словам богослужения, к чтению Евангелия или паремий. Старец Емилиан в одной из своих бесед, посвященных литургии, рассказывает о себе:
«Что я делаю для того, чтобы почувствовать божественную литургию? Я читаю Евангелие с ожиданием: что предстоит мне сегодня услышать от Бога? Что Он скажет мне? И могу вас уверить, что никогда ни на одной литургии, Бог не оставляет меня без нового откровения».
И мы, когда внимаем словам богослужения, можем каждый день получать откровение и утешение, и ободрение от Бога.

Какая еще особенность есть в поведении людей, которые ходят в гости? Человек, любящий своего друга, даже когда устанет или занеможет, все равно хочет общаться с ним. И приходя к нему в гости, он забывает об усталости, говорит бодро, слушает внимательно, улыбается. Так и мы, приходя в храм, можем забыть об утомлении, сонливости и немощи, если только немного понудим себя. Насколько возможно, будем бодренно предстоять пред Господом. Мне нравится, как пишет об этом старец Емилиан:
«Пойди в церковь и сядь там как можно более удобней. Сможешь ты тогда молиться? Если даже ты скажешь, что ты молишься, но будь ты хоть ангелом, ты не сможешь так молиться! Ангелы трепещут и стоят бодренно, как бы им не впасть в нерадение, а ты, человек, облеченный плотью, которая противится духу, думаешь, что можешь так молиться Богу?».

Конечно, бывают разные ситуации, необязательно, чтобы все без исключения стояли, но главное – чтобы мы не искали полного физического успокоения, не старались в храме устроиться поудобнее, со всем возможным комфортом. В этом мы не найдем покоя. У старца Емилиана есть еще такое интересное поучение:
«Нерадивый человек всегда от чего-то страдает, чего-то ему недостает. Ты даешь ему место в этой стасидии – ему кажется, что ему в глаза бьет свет от лампочки на клиросе и у него кружится голова. Сажаешь его в другое место – ему кажется, что там темно и что темнота вызывает у него сонливость. Меняешь и это место, ему кажется, что там жарко. Он постоянно расстроен, неустроен, нигде не может успокоиться».

Иначе говоря, только тогда, когда мы понуждаем себя к подвигу ради внимательной молитвы – только тогда нам действительно бывает хорошо и спокойно. Тогда мы действительно ощущаем Бога как друга, рядом с которым забываются любые немощи и скорби.

Какое еще условие хорошо нам соблюдать, приходя в гости к Богу? В обычной жизни принято, идя к близким и родным людям, приносить им подарок. Но что мы можем преподнести Тому, Кто в руке Своей держит всю Вселенную? Я хочу рассказать вам один случай, возможно, многие из вас о нем читали. Архимандрит Софроний (Сахаров) вспоминал об одном монахе, происходившем из крестьянской семьи. Когда этот человек был еще ребенком, семья терпела бедственное положение, и они жили впроголодь. Мальчик был очень слабым, часто болел. Дальше я зачитаю:
«Однажды мать, отчаявшись, взяла ребенка на руки и принесла в храм. Там перед иконой Божией Матери она от всего сердца, со слезами просила: “Возьми его, теперь он Твой сын, возьми его под Твою защиту”. С этой молитвой она принесла ребенка назад домой, и этой же ночью мальчик увидел во сне женщину, блистающую светом и славой. Он знал, что она императрица и его мама. Она дает ему что-то завернутое в платок и говорит: “Отнеси это императору”. Мальчик берет этот платок и идет в большой, длинный, богато убранный зал, в конце которого он видит трон, на котором восседает император, окруженный слугами, солдатами. Увидев себя, простого крестьянского мальчика, в таком окружении, он испугался и от страха пал ниц. Император приказывает поднять мальчика и просит показать ему, что он держит в руке, завернутое в платок. Слуги подымают мальчика, принимают из его рук сверток и разворачивают его. “Два сокрушенных сердца”, – говорят они. Тогда император поднимается и говорит: “Теперь ты мой сын”. Ребенок проснулся. С того дня мальчик больше не болел. Он вырос и стал впоследствии монахом, обладающим даром глубокой молитвы».

И от нас Господь не ждет лучшего дара, чем наше сокрушенное сердце.
Но принося Богу в дар свое сокрушение и печаль о грехах, мы не должны забывать еще об одном самом важном правиле, как мы должны ходить в гости. Человеку, который пришел на праздник, неприлично и неестественно сидеть с угрюмым лицом. И для нас, каждый день приходящих в храм на торжество, прилично ли быть унылыми или огорченными? Один греческий подвижник, старец Амфилохий говорил:
«Молись с таким расположением, какое имеют идущие на пир. Они бодры и все время радостны. Так и ты, когда тебе предстоит побеседовать со своим Женихом, не слушай, если искуситель будет наводить на тебя уныние, с намерением помешать».

То есть терпим ли мы брани, одолеваемся ли помыслами, страдаем от телесной немощи – главное не унывать. Мы должны все время помнить, что мы – Божии избранники, приглашенные Им на пир, в Его дом. Будем все преодолевать бодро, терпеливо, зная, что мрак обязательно развеется и радость войдет в наше сердце. Поглощенные беседой с Господом, Его милостью, Его добротой, Его к нам любовью, мы забудем всё и всех, и лишь одно желание останется в нашей душе – чтобы это безмолвная беседа длилась вечно. Царь предложит нам вкусить от Трапезы Его, возвеселит и утешит, а затем, не желая отпустить нас с пустыми руками, щедро одарит Своими небесными благодатными дарами.

Поистине чудесно, как, войдя в храм нищими и убогими, мы можем выйти из него преобразившимися, украшенными царскими одеждами, имея в руках несметные сокровища. У праведного Иоанна Кронштадтского есть об этом прекрасные слова:
«Всё мы можем получить в храме Божием. Здесь витает дух небесный, неземной; здесь школа Иисуса Христа, в которой воспитываются будущие небесные граждане; здесь вы получаете и уроки небесные от Божественного Наставника Иисуса Христа и Духа Святого в Евангелии, и пищу небесную, и питие небесное, и одеяние духовное, небесное, и духовное всеоружие против врагов спасения; здесь получаете и мир пренебесный, столько необходимый в духовных наших занятиях, в духовном нашем воспитании, и силы для духовных трудов и борьбы с грехом. Здесь мы научаемся и сладкой беседе с Отцом нашим Небесным и с Пречистой Царицей Богородицей, с ангелами Господними и со святыми, научаемся, как и о чем молиться. Здесь, собираясь вместе в дом Божий, как дети одного Отца Небесного, как члены таинственного тела Христова, мы научаемся любить друг друга, как Самого Христа».

Кто-то может сказать: «Да, но если я прихожу в храм и ничего этого чувствую? Уже много дней я прихожу, но Господь как будто не хочет принять меня!». Так бывает и в обычной жизни. Человек приходит к другу, но тот почему-то не открывает дверь. И что же делает тот, кто искренне любит своего друга, кто хочет снова его увидеть? Он не отчаивается, не уходит с обидой навсегда, но снова и снова возвращается к дверям любимого дома и стучит, пока друг не откроет ему. Мне нравится, как пишет об этом старец Емилиан:
«Если ты предстоишь пред Господом и просишь, и стучишь, то стучи с терпением, не спеши. Если Он не открывает тебе, то это не повод перестать стучать. Наоборот это повод оставаться настойчивым, учащать удары своего сердца и увеличивать число коленопреклонений и слез.
Господь обязательно откроет тому, кто остается настойчивым. Он открывает тому, кто терпеливо ждет и говорит: придет час. И поистине, этот час придет! Невозможно ему не прийти.
И потому не спеши, но знай, чего просить. Проси Святого Духа, проси чистоты сердца. И тогда Христос, как Он сжал в Своих объятиях блудного сына, так сожмет и тебя».

Будем же стремиться в храм с верой, будем звать Бога, как друга, будем просить Его, как друга, и Он обязательно откроет нам. И тогда никакой труд не покажется нам чрезмерным, и уныние далеко отбежит от нас. Каждый день будет для нас начинаться и заканчиваться ожиданием чего-то светлого, радостного, сердце будет пламенеть любовью к Богу и желанием встречи с Ним.

Есть одно прекрасное поучение о том, что такое для нас пребывание в храме:
«Мы переживаем радость на богослужении – как ежедневное торжество, как крик радости, как ликование в Боге.
Большинство песнопений нашей Церкви потрясают человека. Они вызывают восторг в душе слушающего и участвующего в службе. Он чувствует себя так, будто ему хочется торжествовать. А литургия, центральная часть богослужений, – это тем более торжество. В храме мы каждый день видим то, о чем говорит Псалмопевец Давид: “радуйтеся, праведнии”, “восплещите руками”, “воскликните Богови вся земля”».

И закончить беседу я хочу таким небольшим рассуждением. Когда у человека есть состоятельный друг или родственник, обладающий властью и силой, то такой человек может забыть о многих проблемах. С какой бы бедой или трудностью он ни пришел к своему покровителю, все сразу разрешается. А наш покровитель – Сам Небесный Царь, и о чем нам заботиться, о чем тревожиться, из-за чего горевать? Нам нужно только лишь приходить в храм, как пишет об этом преподобный Феодор Студит, и его словами я хочу завершить беседу:
«Иные предпринимают долгие и трудные путешествия для стяжаний ничтожных и непрочных, а нам предлежит днем и ночью притекать лишь в храм Божий, чтобы возносить там хвалы величию Божию, и через то приобретать не злато гибнущее, но духовные сокровища некрадомые и вечные».


18.12.2009