Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version
Српска верзија

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
О постриге
О монашеском облачении
Поступление в монастырь
Беседы с монашествующими
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства

О любви, воскрешающей душу. Беседа матушки Домники

Не так давно закончились святые дни, когда мы праздновали Пасху и возвещали друг другу радость о Христе воскресшем пасхальным приветствием: «Христос воскресе!». Но, конечно, христиане весь год могут радоваться воскресению Христа и, более того, праздновать и свое собственное воскресение. Христос воскрес – с Ним воскресли и все верующие в Него! Воскресли, конечно, в духовном смысле.
Но что такое духовное воскресение? Как мы узнаём о том, что душа наша истинно воскресла? Вспомним, что говорит апостол Иоанн Богослов:
  «Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь».
То есть мы знаем, мы чувствуем, что наша душа ожила, воскресла. Но почему мы это знаем? Потому ли, что в ней нет тревоги и печали? Или потому, что она преисполнена веры? Не только поэтому. Есть еще нечто, особенно важное. Послушаем, что дальше говорит апостол:
  «Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев».
Вот что такое воскресение души! Мы любим братьев, то есть любим друг друга. Вот простой секрет вечной жизни и бессмертия души! Как пишет преподобный Иустин (Попович):
«Любовь – это и есть воскресение души. Любовь делает бессмертными в человеке и душу, и чувства: преображает их из смертных в бессмертные, из временных в вечные. Почему? Потому что любовь приходит от Бога, Который есть любовь».
Смотрите, какие прекрасные слова! «Любовь делает бессмертными в человеке и душу, и чувства». Все мы знаем: когда в нас действуют чувства падшего естества, греховные чувства – тогда в нас действует смерть. И мы ощущаем, как душа наша становится мертвой, холодной. Когда же сердце наше наполнено любовью – тогда в нас действует жизнь вечная, и мы уже сейчас отчасти познаём, что будут чувствовать люди в грядущем Царстве Небесном, в совершенном единении друг с другом и с Богом.
Бог Сам есть Любовь. В особенности нам это открывается в событии Воскресения Христова. Воскресение – это праздник любви, торжество любви, победа любви! Христос победил – это значит: любовь победила! И это победа для каждой из нас. Конечно, нам хотелось бы сохранить радость воскресения на многие дни. Это возможно. Мы можем переживать воскресение постоянно, каждый день, а не только в праздник Пасхи. Каким образом? На это есть евангельский ответ: возлюби ближнего. И это не просто один из возможных путей к воскресению души. Это путь, которым должен пройти каждый. Если мы не стараемся всеми силами исполнить одну из главнейших заповедей – заповедь о любви, – то все иные духовные делания – молитва, аскеза, даже участие в Таинствах, – окажутся совершенно бесполезными. Один афонский старец говорил:
«Даже если кто ежедневно причащается Пречистых Таин, не сподобится милости и щедрот Божиих, если не приобретет любви».
Путь спасения для нас – это любовь и ни что иное. На этом пути у нас есть и вдохновляющий пример, и Учитель, и Руководитель – Сам Господь. Вся Его земная жизнь была делом любви. И во всех Его поступках мы можем увидеть пример для себя, как нам общаться друг с другом, как нам полюбить друг друга.
Посмотрим же: в чем мы можем подражать Христу при нашем повседневном общении?
Вот первое, что показал нам Господь: для того чтобы вступить в общение с человеком, Он стал человеком. Бог стал тем, что есть мы. Он принял на Себя нашу плоть, жил нашей жизнью, нашими глазами смотрел на мир. Следовательно, и нам, чтобы вступить в общение с другим человеком и полюбить его, нужно прежде всего поставить себя на его место. То есть постараться на всё смотреть его глазами, чувствовать его чувствами. Что значит возлюбить ближнего как самого себя? Это и значит, что я чувствую ближнего как самого себя. Его жизнь – моя жизнь.
Например, когда я, нахожусь с ближним в одной комнате, то я слежу за тем, чтобы именно ему было хорошо и удобно; я во всем предпочитаю его желание, его мнение; я хочу, чтобы он был спокоен и радостен, и делаю для этого всё, что могу. Как пишет старец Емилиан, «критерий – это всегда спокойствие ближнего и деликатность». Смотрите, как метко он выражается! Не наше спокойствие должно быть критерием нашего поведения, а спокойствие ближнего. «И деликатность». То есть когда возле нас другой человек, мы уже не можем вести себя как угодно, как нам вздумается. Мы не можем позволить себе быть толстокожими, угрюмыми, погруженными в свои переживания. Рядом – ближний. Он такой же человек, как и мы. У него есть чувства. И мы должны стать такими внимательными, нежными, чуткими, чтобы даже нечаянно ничем не ранить его чувства.
И речь идет не только о том, чтобы мы уступали ближнему в спорах, откликались на его просьбы, отвечали ему вежливо. Этого мало! Пусть у нас будет такое тонкое чутье, такая деликатность чувств, чтобы, даже если ближний нам ничего не говорит, ничего не просит, мы улавливали бы, что он хочет, какое у него настроение. Представьте себе, например, такую ситуацию: человек пришел в гости и в разговоре с хозяевами упоминает о каком-то общем знакомом. И вдруг он видит, что хозяева почему-то смутились, кажется, им не хочется говорить об этом человеке. Если гость чуток и благороден, то он немедленно поменяет тему, причем так, чтобы это прошло совершенно незаметно. Один афонский старец пишет:
«С того момента, как ты оказываешься в чужом доме, ты подчиненный тем людям, которые живут в этом доме, и тем порядкам, которые у них заведены».
И такой настрой пусть будет у нас всегда, когда мы находимся вместе с ближними. Не только в гостях, но и везде мы – подчиненные тому человеку, который стоит рядом с нами. Он не хочет говорить на какую-то тему? Как только мы это поняли, немедленно оставим этот разговор. Или, например, ближний предлагает нам маленькую услугу, но она нам не нужна. Однако поскольку ближний хочет нас обрадовать – то и покажем ему нашу радость, примем эту услугу так, как будто мы ее очень ждали. В любой ситуации главный человек – это ближний, а мы – преданные рабы его, которые ловят взгляд своего господина, по выражению лица догадываются, чего он хочет и немедленно исполняют всякое его желание, если только оно не греховно.
Старец Емилиан приводит еще один пример, как можно проявить чуткость к ближнему:
«Как только ближний тебе что-то скажет, не только прими это, но даже поставь при этом восклицательные знаки».
То есть, когда ближний говорит что-то, не просто соглашайся с ним, но соглашайся с радостью, с готовностью! Это подходит почти к любой ситуации. Говорим ли мы со старшей с сестрой или с самой младшей – для любого человека утешительно, когда мы слушаем его с вниманием, с почтением, отвечаем на его слова: «Да, конечно, хорошо!» И подумайте: ведь нам совсем нетрудно доставить ближнему это утешение.
Наше благородство и внимательность в отношениях с ближними можно оценить по одному признаку. Когда мы находимся рядом с другим человеком, мы смотрим на него прямо, открыто и искренне, потому что наша совесть чиста перед ним: мы не огорчили его ничем, мы стараемся принести ему только радость и утешение. И как прекрасно, когда мы можем смотреть так на каждого человека!
Конечно, такое поведение требует, чтобы мы забыли о себе и помнили только о ближнем. К этому все мы призваны, и не будем бояться этого призвания. Мы часто испытываем страх перед ближним из-за того, что он может нам чем-то помешать, лишить нас чего-то, стеснить, обидеть – словом, не дать нам жить полноценной жизнью. Но на самом деле только через ближнего, через любовь к нему мы и можем обрести истинную жизнь! Только когда мы научимся жить ближними, видеть и чувствовать их, тогда мы обретем покой своей душе. У старца Емилиана есть об этом хорошие слова:
«Пока ты не склонишься перед ближним на коленях и не поцелуешь его ноги, пока не скажешь ему: “Родной мой, ты в моем сердце”, не видать тебе ни одного благого дня. Ты видишь ближнего? Смирись перед ним, стань ему слугой, другом и братом. И тогда ты увидишь в своем сердце мир, радость, тишину, спокойствие, Бога».
Задумаемся: Господь, живя нашей жизнью, умалился до крайности: будучи Богом, Он стал человеком, родился и жил в нищете, нес сначала скромное служение плотника, потом вышел на многотрудное дело проповеди. Вся Его жизнь прошла в служении людям, и при этом Он терпел от них поношения и скорби. Господь совершенно истощил Себя ради людей. Но через всё это Он одержал величайшую на земле победу: воскрес из мертвых, уничтожил смерть и всем людям отворил врата Рая. Так и мы, когда живем ближними, – тогда одерживаем самую великую победу, какая только возможна для нас: душа наша воскресает, мы преодолеваем смерть в самих себе!
Вот первая тайна воскресения души – чувствовать, что хочет ближний, угадывать его настроение, и всегда исполнять его волю, конечно, если его воля не противоречит евангельским заповедям.
Что еще показал нам Господь? Какую открыл Он нам тайну об истинной евангельской любви? Он явил Своим примером, что любить ближних – это значит носить их немощи.
Христос понес немощи всех людей. С какими только людьми Ему ни приходилось общаться: блудницами, мытарями, грешниками, язычниками, разбойниками. И Он никого не отвергал. Более того, за каждого, даже самого грешного человека Он распялся. Нас тоже окружают самые разные люди, с разными немощами, разными характерами. И мы по примеру Христа призваны нести каждого человека, даже самого немощного.
Нести немощного человека – это значит принимать его таким, какой он есть, не ожидая, что он когда-нибудь исправится. Именно не ожидая, что человек исправится! Ты вспыльчивая или склонна к унынию, или часто болеешь и жалуешься на свои болезни? Но ты моя сестра, я тебя люблю, я принимаю тебя такой, какая ты есть, и я согласна всю жизнь терпеть от тебя всё. Всю жизнь и не меньше!
Вот так мы должны смотреть друг на друга. И я хочу, чтобы мы записали это в своем сердце! Все мы разные, все имеем свои немощи, свои особенности. И будем любить друг друга такими, какие мы есть. Пусть это порой требует от нас восхождения на крест, но это путь Самого Христа, а значит путь воскресения.
И Сам Христос указывает нам средство, как исполнить эту трудную задачу: потерпеть немощного человека. Давайте представим: как обычно поступаем мы, когда ближний задевает нас? Мы думаем: «Почему он со мной так себя ведет? Почему он ко мне так относится? Что я ему сделал?» То есть в первую очередь мы думаем о себе, смотрим на всё через себя. А Христос? О чем думал Он, когда сталкивался с немощами людей? Он думал о самих этих людях, об их боли, их душевном страдании. Даже на кресте Он с состраданием смотрел на людей и говорил о них: «Отче, они не знают, что делают». И это образ для нас. Когда мы сталкиваемся с немощью ближнего: например, человек нам резко отвечает, или ропщет, или смотрит угрюмо, – не будем думать, что она так выражает свое отношение к нам. Нет, он просто выражает свою внутреннюю боль, и чаще всего с нами это никак не связано. Старец Емилиан очень точно замечает:
«Когда ближние причиняют нам зло, лукавый старается убедить нас в том, что они плохо к нам относятся. Но я должен знать: если мой брат скверно обошелся со мной, значит он сам от чего-то страдает».
Пусть в наших мыслях будет прежде всего другой человек и заповедь Господня: «Возлюби ближнего своего». Подумаем о нем, пожалеем его, и тогда нам гораздо легче будет его потерпеть.
В житии преподобного Амвросия Оптинского есть такой случай. Некая особа много досаждала ему. Вероятно, это была одна из его духовных дочерей с тяжелым характером. Ему предлагали отослать ее от себя и спрашивали: как он ее терпит? Старец отвечал: «Если здесь, где я стараюсь ее успокоить, ей все-таки так тяжело; каково же ей будет в другом месте, где ей, может быть, все будут противоречить? Как же мне ее не терпеть?»
Видите, он не думал о себе, о том, что ему досаждают, а прежде всего он беспокоился о духовной дочери: как бы ее успокоить, для нее облегчить жизнь.
И наверно, многие помнят случай из жизни отца Иоанна (Крестьянкина). Этот случай рассказывается в книге «Божий инок». Одно время отцу Иоанну пришлось служить на приходе, где настоятелем был игумен Дорофей, человек с очень трудной судьбой и потому с непростым характером: горячим и вспыльчивым. Отец Иоанн всегда с любовью терпел его раздражительность, оправдывал его во всех случаях. Но духовные чада отца Иоанна однажды самовольно написали жалобу на отца Дорофея. Того вызвали в епархию и, видимо, сделали ему выговор. Вернулся он чернее тучи и обрушился с упреками на отца Иоанна. Когда же выяснилось, что отец Иоанн ничего не знал о жалобе, то отец Дорофей велел ему изгнать с прихода духовных чад, написавших письмо. И отец Иоанн действительно на полгода отлучил их от общения с собой. Прощаясь с ними, он горько сказал: «Я два года любовью и заботой согревал отца Дорофея, а вы по неразумию и своеволию разрушили то, чего мне удалось достичь большим душевным трудом».
Такова была его любовь. Он думал только об отце Дорофее, ему сострадал, его желал согреть и утешить.
И мы можем идти тем же путем. Чем более немощный человек находится рядом с нами, тем больше нам нужно проявлять к нему любви, внимания, нежности, покорности. Не нужно сопротивляться ему, укорять, вразумлять. Мы не можем его изменить. Как пишет старец Емилиан, «поистине, тот, у кого даже просто возникла мысль поменять ближних, – человек наивнейший и априори (то есть заведомо) неудачник. Он каждый день будет терпеть неудачу!»
Даже если мы только захотели, чтобы человек изменился, – всё, мы неудачники. Все наши дни будут полны разочарований. Кто-то скажет: «Но если мне трудно с ближним? Если я едва могу его терпеть? Как же мне не желать, чтобы он изменился? Что же мне делать?» Мы можем сделать только одно – постараться каждый день своей любовью, лаской, заботой облегчать жизнь нашему ближнему. А проявляя любовь к нему, мы этим согреем и оживотворим и свою собственную душу. Вот единственный путь.
Я однажды зачитывала вам одно изречение на эту тему, и теперь хочу повторить:
«Когда ближний открывает уста, то знай, что он будет говорить с тобой не так, как подобает с тобой говорить, но соответственно тому, что у него в сердце. Если он человек из деревни, невоспитанный, необрезанный сердцем, <…> то так он и будет с тобой говорить. Тебе нужно принимать людей такими, какие они есть. Если ты хочешь, чтобы поменялся их разум, их жизнь, их взгляды, их сердца, то ничего у тебя не выйдет.
И потому ты не должен исправлять ближнего. Но ты должен его понести, каким бы тяжелым он ни был. Наверно, вы возразите: мой ближний неподъемен, я не могу найти к нему подход. Упрямого и неразумного человека очень тяжело понести, это правда. Но если ты хочешь стяжать Духа Святого, нужно смочь его и понести, и полюбить. Тогда ты сможешь стяжать мир тела, души и духа».
Христос, сталкиваясь с немощными ближними, никогда не противостоял им, не применял силу, почти не прибегал к прямым обличениям. Как Он общался с немощными и грешными людьми? Он делил с ними трапезу, пребывая среди них как друг, а не как обличитель. Он исцелял их недуги, не рассматривая, достоин ли пришедший человек помощи. Когда пришли к нему два брата, прося разделить между ними имение, Он сказал: «Кто Меня поставил судьей над вами?» Если бы Он взялся делить имение, то кто-то из этих двоих мог бы оказаться обиженным. И потому Господь не стал этого делать. С любым человеком Он обращался бережно, деликатно, мягко. Всего лишь несколько раз Он прямо обличал людей, и для этого были особые причины. Но и обличив, Он затем предоставлял этим людям свободу, позволял делать то, что они хотели. Даже когда они пожелали распять Его на кресте, и тогда Он не стал сопротивляться. Всей Своей жизнью и в особенности Своей смертью Христос показал, что самые великие победы совершаются не силой, не сопротивлением, а кротостью, покорностью, смирением перед ближними. И когда мы принимаем ближних со всеми их немощами, не пытаемся их исправить, не смущаемся никакими их поступками, не теряем мира ни из-за чего – вот наша блистательная победа.
В чем еще мы можем проявить любовь к ближним? Животворную силу любви мы в особенности чувствуем тогда, когда служим людям. И в этом также высочайший пример для нас – Сам Господь. На земле Он был слугой всем людям. Они часто теснили Его, и своими просьбами чуть ли не разрывали Его на части, требуя: «Пойдем туда, пойдем сюда! Благослови наших младенцев! Объясни нам, что говорит Писание! Приди к моему сыну, он умирает! Помоги моей дочери, она беснуется! Господи, проснись, вставай, с нами беда!». И на все эти просьбы Господь всегда с радостью откликался. Утешить, обрадовать, ободрить страждущих людей – это была Его жизнь, потребность Его всеблагого любящего сердца.
И каждая из нас от природы имеет такую же потребность. Такими мы созданы! Мы всегда слышим в душе голос, зовущий нас помогать другим людям, облегчать их жизнь. Может быть, иногда этот голос заглушается нашим эгоизмом, себялюбием, но нам нужно помнить, в чем наше естество. Истинное стремление нашего сердца – служить ближним, а не себе.
И каждая из нас на своем опыте знает, что, помогая ближним, мы отдаем нечто малое, а обретаем великое. Отдаем, например, свою вещь или место в келье, свои время и силы, а приобретаем – ближнего и Бога.
Cтарец Паисий Святогорец говорил:
«Не жалей ничего своего для других. Отдавай, отдавай, не думая о себе. Чем больше будешь отдавать, тем больше будешь получать, потому что Бог будет в изобилии подавать Свою благодать и любовь. Он станет тебя сильно любить, а ты Его, потому что перестанешь любить себя, свое “я”».
Как это утомительно и скучно – любить только свое «я», исполнять только свои желания! И вот ближний, когда приходит к нам с просьбой, избавляет нас от этой скуки, открывает нам новые горизонты любви.
Нам нередко кажется, что если мы не можем сделать для ближнего нечто великое, то и вообще не стоит стараться. Но что на самом деле велико? Велико, когда мы отдаем ближнему всё, что можем отдать в этот момент. Например, мы куда-то спешим, и нам встречается по дороге сестра. Самое большее, что мы можем для нее сделать в этот момент – это поклониться и улыбнуться. Вот это самое большее и отдадим ей! Или нас просят об услуге, но мы не можем помочь, например, потому, что обещали помощь другому человеку. Но сделаем для этой сестры всё, что можем, – скажем ей со всей любовью и нежностью: «Прости, я так хотела бы и тебе помочь тоже. Может быть, я приду к тебе попозже? Или в другой раз помогу?» Любовь выражается не в том, чтобы подарить ближнему золотые горы, а в том, чтобы отдать ему всё, что мы можем, всю любовь, какая у нас есть.
Об отце Алексии Мечеве рассказывали, что у каждого человека, который с ним общался, складывалось впечатление, что батюшка любит его больше, чем всех остальных людей. Как такое могло быть? Один из его духовных чад объяснял это так: «Может быть, это просто оттого, что каждому Батюшка давал какой-то максимум любви. Он не смотрел, кто перед ним: давний друг или человек, которого он впервые видит. Как у Отца Небесного, у него не было первого и одиннадцатого часа. Ты пришел ко мне, – и вот вся та любовь, которую ты можешь от меня иметь, я ее даю тебе. И так было и со мной. Весь тот максимум любви, который я мог иметь, Батюшка мне его дал, и поэтому для меня он любил меня больше всех».
И мне хотелось бы, чтобы и мы так относились друг к другу.
У кого-то, может быть, возник вопрос: «Но что мне делать, если я совсем не чувствую любви к ближним? Каждый раз, когда у меня что-нибудь просят, я не радуюсь, а огорчаюсь: мне так жалко своего времени! И сколько я себя ни понуждаю, любви почему-то нет. Я ничего не могу с собой поделать!»
Но пусть нас не пугают подобные помыслы. Да, действительно, большинство людей страдает недугом себялюбия. Святитель Василий Кинешемский сравнивает себялюбие с огромным камнем, который сидит в глубине почвы, и кажется, нет никакой возможности его оттуда извлечь. Но на самом деле такая возможность есть! И здесь есть один секрет: мы можем исторгнуть этот камень из своего сердца, если будем делать то, что нам не хочется. Вот как пишет об этом святитель Василий:
«Допустим, вас просят оказать услугу. Вам не хочется, Ваше себялюбие протестует и ворчит. Не слушайте этого голоса, преодолейте себя и вот вы уже отломили кусок себялюбия. Продолжайте так делать – и понемногу вы победите себялюбие.
Знаете ли вы, как обрабатывают землю в Финляндии? Чтобы приготовить почву для посева, там необходимо сначала удалить из земли массу громадных валунов, подводя под них длинные бревна. И надо видеть эту работу! Целая семья крестьян садится на свободный конец бревна и начинает качаться. Они качаются настойчиво, утром и вечером, качаются день, другой… И наконец массивный валун начинает слегка вздрагивать и тихо-тихо выворачиваться из земли. Вот такая работа предстоит и с самолюбием. Вырвать его и удалить сразу нет никакой возможности, но постепенно – можно. Выполняйте эту работу настойчиво, и мало-помалу ваше себялюбие станет слабеть, уступая место самопожертвованию».
Действительно, ни одна наша услуга ближнему не пропадает даром. Мало-помалу, услуга за услугой, мы очищаем свое сердце от эгоизма. Сначала это может быть незаметно, но однажды мы обязательно почувствуем, что наше сердце естественно и легко любит ближних и желает служить им!
И пусть нас не смущает, если это не происходит быстро. Старец Софроний (Сахаров) рассказывал, что, будучи новоначальным монахом, он говорил себе: «Не имею любви к молитве, Богу, ближнему, но буду действовать так, как будто имею любовь». И тридцать лет спустя (!) Дух Святой дал ему любовь. Так и мы не должны унывать!
Будем помнить, что мы созданы по образу Божию. Господь, живя на земле, любил служить людям. И мы по естеству своему любим служить. И если мы будем следовать за Христом по тому пути, которым прошел Он, будем понуждать себя откликаться на всякую просьбу ближнего, то это природное дарование – любовь к служению – раскроется в нашей душе. Еще на земле оно подарит нам новую жизнь и соединит узами любви со всеми нашими ближними. И в будущем веке мы улучим воскресение по молитвам тех людей, которым успели послужить.
Теперь мне хотелось бы сказать о самой трудной, но и самой главной заповеди, которую дал нам Господь и которую Он Сам первый исполнил: «Любите врагов ваших». Конечно, только при содействии благодати Божией человек может это совершить. Как говорил праведный Алексий Мечев, «всех объять любовью может только Господь, а поэтому полюбить всех мы можем только через Христа».
И когда человек творит нам зло, в первую очередь вспомним о Христе, и из Его жизни научимся тому, как нам полюбить врагов. Что же показывает нам Господь?
Во-первых, Он учит прощать любое зло, которое делает нам ближний, ради немощи человеческой. Каждый человек немощен и потому каждый может сотворить зло. Даже самый добродетельный, самый лучший, самый любящий нас – и тот может низко пасть и даже предать нас. В жизни Господа это было. Его предал один из самых близких, любимых и преданных людей – апостол Петр. В самое трудное время он проявил трусость и отрекся – перед кем? Перед какой-то служанкой! Непонятное, непростительное предательство! Но Христос и понял, и простил, и не отнял у Петра Своей любви. Он принял его так, как будто и не было никакого предательства. Почему? Потому что Господь знает, что человек немощен. Любой человек! Пусть даже это первоверховный апостол, исполненный всех добродетелей. Потому что сам по себе человек не способен ни на что доброе. И зная это, Господь всё прощает любому человеку и нас призывает к тому же.
Владыка Афанасий Лимасольский в одной из своих бесед сказал такие мудрые слова:
«Мы часто говорим, что не ожидали того или иного от друга, от подруги. А почему ты не ожидал? Разве другой человек – ангел? Он человек. И потому когда мы видим, что наши братья допускают ошибки, ранят нас или предают, будем смотреть на них со снисхождением, любовью и кротостью».
И мне хочется привести один пример из жизни отца Иоанна (Крестьянкина). Мы знаем, что он претерпел много скорбей от ближних. И, вероятно, самым тяжелым искушением для него было, когда на допросах против него давали показания его же собственные прихожане и даже собратья-священники. Но, жалея их, он не стал обличать их во лжи и потом, уже спустя годы, отзывался о них с большой любовью, добавляя: «А ты-то знаешь, как поведешь себя в подобной ситуации, если еще и угрожать будут не тебе, а твоим детям?»
Будем и мы стараться всех оправдывать, всем снисходить. Подумаем о том, что ведь и сами мы крайне немощны. Чем больше мы сознаем свою немощь, тем более мы снисходим другим людям.
У владыки Афанасия Лимасольского есть хорошее рассуждение об этом, я зачитаю его:
«Когда мы терпим неудачи, несем потери из-за своей немощи и смиряемся, тогда мы смотрим на брата, который рядом нами, с большим снисхождением. И даже если мы видим, что он нас предает, бросает, становится нашим врагом, мы не пугаемся и не удивляемся. Таков человек. Всего мы должны ожидать – и от ближних, и от самих себя. Надеяться можно только на Господа.
Помню, как-то раз одному человеку, который рассказал мне о совершенном им крайне дурном поступке, я сказал: “Да, чадо… Всего этого мы ожидаем”. Он на меня обиделся: “А-а-а... Значит, я такой человек, что ты от меня этого ожидаешь? Ты считаешь меня таким человеком?”. Я ответил: “Знаешь, я вижу себя, поэтому ожидаю всего. Если благодать Божия меня оставит, то я могу стать и язычником, и людоедом, и чего только я не могу совершить! От самого себя я ожидаю всего. И потому понимаю, что только в благодати Божией человек может устоять. Почему ты так смутился? Разве ты сделал что-то такое, чего не могу сделать и я?”
Поэтому невозмутимым пребывает тот человек, который постиг этот урок, преподанный нам Самим Христом. Он относится ко всему с терпением, великодушием и оправдывает своего брата».
И мы, видя падения ближних, будем учиться снисходить им.
Христос простил всем: и тем, кто Его предал, кто Его бросил, кто Его гнал. И мы знаем, что многие из прощенных Им стали святыми и умножили Его славу. Так и наши ближние, которых мы прощаем, могут стать нашими верными друзьями и нашей славой.
Христос открыл нам и еще нечто важное. Мы уже вспоминали сегодня, как Он на кресте, глядя на распявших Его, говорил: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают». Почему Он так говорил? Что значит «не знают, что делают»? Это значит: не сами они творят зло. Господь Своими всеведущими очами ясно видел дьявола, который устами людей изрыгал хулу на Бога, их руками пригвождал Его ко кресту.
И говоря: «Они не знают, что делают», Господь хотел научить и всех нас тому, что виновник всякого зла – не наш ближний, а дьявол. Как Христос это видел, так и мы должны научиться это видеть.
Старец Емилиан пишет:
«Когда человек согрешает против меня, тогда образ этого человека отпечатлевается внутри меня. Однако, на самом деле, за образом человека скрывается лукавый демон. Не надо говорить, что виноват человек. Он, конечно, сделал зло, но совершил его не сам – лукавый внушил ему это сделать. Демон подставил человека. Облик ближнего, сделавшего мне зло, – это всего лишь некая маска, за которой скрывается лицо лукавого».
И когда мы вспоминаем человека, обидевшего нас: как он смотрел на нас, какие слова говорил, каким тоном, – то это не ближнего мы вспоминаем, а демона, который его искусил! А зачем нам вспоминать демона? Зачем придавать какое-либо значение тому, что он делает? Будем отвергать эти помыслы, постараемся ничего не вспоминать, не размышлять: зачем наш ближний с нами так поступил? как он мог? и так далее. Всё это не более чем происки лукавого.
Святителя Иоанна Шанхайского однажды спросили о каком-то церковном конфликте, который в его время широко обсуждался: «Как вы думаете, кто виноват в этом конфликте?» Он немедленно, не задумываясь, ответил: «Дьявол». Никогда ни в чем не обвиняя людей, он хранил в своем сердце мир и любовь ко всем ближним.
Такова и наша задача – сохранить мир и любовь к каждому человеку, несмотря ни на что. Задумаемся: ведь часто дьявол искушает наших ближних исключительно ради того, чтобы мы соблазнились, осудили и потеряли любовь. Вот и будем ему противостоять. Будем, как советует старец Ефрем Святогорец, мысленно обнимать наших ближних и говорить дьяволу: “Посмотри-ка, завистливый сатана, как я люблю их. Я умру ради них!”
Вспомним: ведь подобным образом дьявол искушал и Самого Господа. Как он только ни восстанавливал людей против Христа, лишь бы только внушить Ему хотя бы один помысел осуждения и разделить Его с людьми! И Христос ответил ему тем, что всё и всех покрыл Своей милостью, всех возлюбил, за всех умер на кресте и навсегда приобрел для Себя каждого человека Своей кровью. Так и мы призваны распинаться за каждого человека. Как распинаться? Ближний делает нам зло, обижает, оскорбляет – а мы стараемся даже в помыслах его не осуждать, мы за него молимся, мы ему благотворим, и это благотворение в особенности важно. Как говорит авва Исайя, «благотворение злотворящим тебе стяжевает мир». То есть когда мы делаем добро тем, кто нам досаждает, это приводит нас в мирное состояние. И сделать добро не так трудно. Порой достаточно того, чтобы просто благодушно потерпеть человека.
И потому не будем страшиться этого подвига, не будем говорить: «Но как это возможно? Как я могу простить такого-то человека? Как я могу его полюбить?» Господь возлюбил его – можем и мы возлюбить. Только покажем Господу свое произволение, покажем, что мы хотим любить, – и Он нам поможет. И когда мы будем любить даже обидчиков, тогда ощутим в своей душе благоухание вечной жизни, бессмертия.
Но это не предел. Что еще совершил Господь после того, как умер на кресте? Что еще Он сделал для людей? Он сошел во ад, в самое страшное и мрачное место во вселенной, обиталище демонов. Только представьте – Христос в аду! Господь, Который весь Свет, весь Жизнь, сходит в место мрака и смерти! Насколько это странно и страшно! Христос ничего общего не имел с этим местом! Но Он вошел туда, потому что там находились возлюбленные Его люди. Не осталось ничего, что Господь не претерпел бы вместе с людьми! Он так возлюбил, что пошел за любимыми даже во ад! И к этому Он призывает и нас. Иногда мы видим, что наш ближний как бы пребывает в аду. Он поддается страсти, согрешает и погружается в беспросветный мрак, душа его мучится, словно в геенском огне. Первое наше желание – уйти от такого человека подальше, ничего не видеть, не знать, не участвовать. Какое наше дело? Мы ни в чем не виноваты! Мы не обязаны находиться рядом с ним, в его аду.
Но Христос показал нам другое. Он показал, что истинная любовь не может равнодушно смотреть, как ближний страдает. Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих проповедей сказал:
«Любить слегка, любить безответственно, любить так, чтобы сразу порвать отношения, как только станет больно и трудно и страшно, – так мы все умеем. Но это не любовь. Нам нужно научиться любить так, как полюбил нас Господь: так, чтобы сойти во ад страдания того, кого мы любим, в ад его соблазна, в ад его горя, в ад его погибели».
Например, человек на наших глазах гневается, ропщет, осуждает, может быть, и нам говорит что-то неприятное. Даже если мы чувствуем обиду, очень важно не показать этого, вообще вести себя так, как будто ничего не произошло. Часто бывает, что человек наговорит резких слов и потом сам очень страдает, и для него бывает большим облегчением увидеть, что никто не обиделся, что к нему по-прежнему относятся по-доброму, с пониманием и участием.
Порой и мы своим характером причиняем неприятности и себе самим, и тем, кто нас окружает. И наверно, многим из нас приходилось переживать душевные муки из-за своих грехов и страстей. И в это время каким утешением было для нас видеть, что нас все равно любят, нас не оставляют, нам сострадают! Кого-то, может быть, это удержало от впадения в худшие грехи. Вот как это важно! Мы с вами идем ко спасению вместе, в единой связи. И мы призваны делить друг с другом всё: не только радости и утешения, но и печали, и скорби. И нас не должно это пугать.
Когда Христос сошел во ад, неся туда свет Своей любви, тогда ад не выдержал и разрушился! И когда мы из любви к ближнему терпим проявления его страстей, стараемся утешить его в скорби – тогда вереи адовы сокрушаются. Ад греха, в котором пребывает наш ближний, не выносит света евангельской любви и ослабляет свои узы! Так мы помогаем друг другу освободиться от греха и во Христе воскреснуть.
И вот главное, что нам нужно помнить. Христос воскрес! Он совершил всё, чего требовала любовь. Он воплотился и жил с людьми, нес их немощи, служил им, простил им все грехи, наконец, умер ради них и сошел к ним во ад. И Он воскрес! И через это Господь явил нам, что мы ничего не должны бояться. Любовь к ближним постоянно требует от нас жертвы, но после жертвы всегда бывает воскресение!
Архимандрит Василий, настоятель Иверского монастыря на Афоне, в одной из своих бесед говорил, что монах всей своей жизнью свидетельствует о воскресении Христа, то есть свидетельствует о победе над злом, победе над грехом и смертью. Воскресший Христос победил любое зло! И Он победил его не где-то во вселенной, далеко от нас, на другой планете. Он победил зло в сердце человеческом. Он сделал так, что каждый человек, даже самый немощный, способен, может – если захочет – любить всех людей, ближних и дальних, немощных и сильных, праведных и грешных, друзей и недругов.
Что для этого нужно? Для этого нужно присоединиться к победе Христа, следовать за Христом во всех путях Его – что и делают монахи. Именно монахи наиболее точно, наиболее полно подражают Христу, и в особенности подражают Ему в любви. В монастыре мы учимся жить ближними, как Христос ими жил; носить их немощи, как этот делал Христос; служить им, как и Сам Господь служил; прощать и сострадать им подобно тому, как прощал и сострадал Он. И живя так, мы воскресаем во Христе, мы приобщаемся к Его бессмертию, Его славе!
Помните, как говорит апостол: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». Когда мы взираем на славу воскресшего Христа и, вдохновляясь Его примером, шествуем по Его стопам, тогда Он изображается в нашей душе, как в зеркале. Но человеческая душа – не простое зеркало. Господь не только отражается в ней, но запечатлевается и преображает ее. И чем больше мы общаемся с Господом в молитве и подражаем Ему, тем больше становимся похожи на Него. Любого истинного монаха можно уподобить воскресшему Христу, или, как выражается архимандрит Василий, истинный монах – это икона воскресшего Христа.
В заключение беседы я хочу вспомнить еще один момент из жизни Господа. Христос по воскресении Своем явился людям и возвестил им мир и радость. И когда мы, пребывая среди людей, в любых обстоятельствах остаемся мирными и радостными, тогда свидетельствуем о том, что Христос воскрес и мы во Христе воскресли. И я желаю, чтобы каждая из нас была иконой воскресшего Бога – Бога любви, мира и радости.


10.06.2011



Calendar
  Март 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

31.07.2023
Будем внимательны в общении с ближними. Восьмая беседа владыки Афанасия Лимассольского о Божественной литургии

10.06.2023
Золотая рыбка не из сказки. Беседа игумении Домники

09.12.2022
Церковь всех обнимает своей молитвой. Седьмая беседа владыки Афанасия Лимассольского о Божественной Литургии

28.09.2022
Крест – знамение Любви победившей.


перейти к разделу
Каждый может стать прозорливым


Монах должен днем и ночью приносить себя в жертву во славу и любовь Божью.
Старец Иосиф Афонский







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb