Ново-Тихвинский женский монастырь: Первый постриг в схиму

Первый постриг в схиму

Перед постригом. Сестры со свечами
Перед постригом. Сестры со свечами

Любой постриг, будь то иноческий или монашеский, возбуждает ревность к богоугождению во всем братстве или сестричестве: особенно, конечно, в самих постригаемых, но также и в тех, кто присутствует при этом обряде, который по своему значению приравнивается к Таинству. Успенским постом Господь сподобил нас особой милости — в обители впервые был совершен постриг в великую схиму, которую называют также великим ангельским образом. Последование этого чина во всем похоже на последование малой схимы, так как в сущности является повторением уже данных обетов, но как повторение оно и обязывает к еще большей строгости их исполнения, а потому совершается с большей торжественностью.

Проповедь после пострига
Проповедь после пострига

Велика тайна монашества, этого поистине животворящего самоумерщвления. Кажется, сами слова молитв, читаемых при постриге, превышают всякое человеческое понимание. Что обещает приступающий ко всесовершенному и ангельскому житию? — «Распят и умерщвлен быти мирови совершеннейшим отречением». Настоятель читает во всеуслышание, а постригающийся — повторяет в сердце: не искать беспечалия и покоя, но уготовить себя к подвигам духовным, к воздержанию плоти, ко очищению души, к полной нищете, к плачу благому, ко всему скорбному и болезненному. Затем звучат слова о том, что только этими скорбями и можно стяжать истинную жизнь по Богу: «радостию убо радуйся и веселием веселися, яко днесь избра тя, и разлучи Господь Бог от мирскаго жития, и постави тя яко пред лицем Своим в предстоянии монашескаго чина, в воинстве ангеловиднаго жития». Недаром в чине пострига, когда происходит облачение в монашеские одежды, ряса называется «ризой правды и радования», а мантия — «одеждой нетления и чистоты». Ибо хотя эти одежды черного цвета и должны напоминать о плаче и смерти, но облачающийся в них дает обет послушания, которое дарует сокровище чистой совести и вводит в нетленную жизнь.

Новопостриженная сестра проводит несколько дней и ночей в храме, занимаясь молитвой и чтением, ежедневно причащаясь Животворящих Христовых Таин.