Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version
Српска верзија

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
О постриге
О монашеском облачении
Поступление в монастырь
Беседы с монашествующими
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства

Благодарность отверзает духовные очи. Беседа игумении Домники

Для начала я хочу рассказать вам одну мудрую притчу. Жил-был человек, который непрестанно считал свои скорби. Он мог перечислять их день и ночь, помнил каждую свою неприятность.

— Вот, – думал этот человек, – когда я предстану пред Господом, Он спросит меня: «Расскажи о страданиях своих, чтобы Я выбрал тебе меру райских радостей, соизмеримую с твоими страданиями».

А потому все горести свои, как большие, так и малые, он записывал в особую тетрадь, чтобы не упустить чего-нибудь, когда он предстанет пред Христом, и чтобы не лишиться радости райской.

И вот умер этот человек и увидел Господа. И сказал ему Господь:

— Расскажи мне о радостях, которые ты испытал в жизни. Я с такой любовью на Тебя всегда взирал, подавал тебе всё нужное, всё благое, всё полезное для спасения. Расскажи теперь мне: как ты радовался? Без этого Я не смогу понять, к какой мере райского блаженства ты готов.

И ничего не смог ответить тот человек, потому что радости свои он не считал, а только беды.

Эта простая притча напоминает нам об одной из главных истин нашей веры: о том, что путь любого христианина – это путь, исполненный великих благодеяний Божиих, исполненный любви Божией. Неприлично христианину считать свои скорби и трудности. Для него более естественно видеть, что вся его жизнь наполнена милостями, ниспосылаемыми от Бога, а значит наполнена и радостью. В любых жизненных обстоятельствах он чувствует, что Господь в изобилии изливает на него Свою любовь. Неслучайно Церковь каждый день напоминает нам об этом в богослужебных песнопениях и молитвах. Например, на вечерне во время пения стихир мы каждый день слышим: «Яко утвердися милость Его на нас».

Утвердилась милость Его на нас, то есть Господь не просто иногда подает нам милость, когда мы особенно просим или когда остро нуждаемся в ней. Нет, Он изливает Свою милость на нас постоянно, каждый день, каждую минуту! И, как поется в другом песнопении, Своей милостью Он предваряет нас, то есть подаёт нам ее прежде, чем мы попросим. Помните слова прокимна, поемого в пятницу на вечерне: «Боже, Заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя».

То есть Господь предваряет и мысль нашу, и прошения наши Своей преизобильной милостью. По словам святителя Иоанна Златоуста, Господь «каждый день являет нам бесчисленные благодеяния, желаем мы того или не желаем, знаем о них или не знаем».

И я хочу пожелать, чтобы мы всегда видели благодеяния Божия, каждый день ощущали, как Его милость изливается на нас. Для этого есть один простой способ, для каждой из нас доступный. Этот способ – постоянно благодарить Господа. Лишь только мы поблагодарим, как сразу ощутим милость Божию, Его любовь и близость! Как советует старец Емилиан, «возблагодари Бога – и Он тут же будет рядом с тобой». Это самый простой и действенный способ, потому что ничто так не угодно Господу как благодарение. Он откликается сразу!

Расскажу вам такую историю, которую описал в своем дневнике один духовник. Некий благочестивый человек часто предавался унынию. И кто-то посоветовал ему записывать в особой книжечке все милости, которые посылал ему Господь. И всякий раз, когда уныние охватывало его душу, он открывал эту книжку. Вот что он рассказывал: «Стоило мне тогда лишь заглянуть в мою книжку, вновь окунуться в испытанную мною любовь Божию, чтобы мгновенно рассеялись все тучи: теплой волной радости и упования переполнялось сердце, и хотелось только благодарить и славить Бога без конца».

И для нас также важно научиться постоянно благодарить Господа. Лучше всего это делать с помощью молитвы. Когда мы часто произносим: «Господи, слава Тебе» или «Слава Богу» или иные подобные молитвы, то это постепенно отверзает наши духовные очи. Мы на каждом шагу начинаем замечать проявления милости Божией к нам.

Мы видим ее даже в самых простых вещах, и любая обыденная мелочь приносит нам глубокую духовную радость. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Хотя бы дар был и мал, но он становится велик потому, что дарован Богом».

Например, мы радуемся, когда просто выходим на улицу и видим наших сестер; утешаемся тем, что всех нас связывает любовь и единодушие. Мы радуемся и тогда, когда приходим на трапезу, где Господь питает нас и телесно, и духовно. Мы видим Божию любовь даже в каких-нибудь инструментах для работы, радуемся тому, что они удобные, помогают нам беречь наше время и силы, нужные нам для молитвы.

Когда мы понуждаем себя постоянно благодарить Господа, то это помогает нам обрести внутреннюю свободу. Мы не боимся неожиданностей и перемен, потому что ощущаем милость Божию в любых жизненных обстоятельствах. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Радующийся в Господе ни в каком случае не может быть лишен этой радости».

То есть, если мы в любой ситуации стараемся возводить ум к Богу и благодарить Его за всё, то нам и будет приносить радость всё: и праздники, и будни; и хорошая трапеза, и строгий пост; и наше уединение в келье, и общие работы; и то, что к нам проявляют внимание, и то, что мы забыты. Даже какие-либо перемены в духовной жизни, искушения и недоразумения не будут смущать нас. При нахождении внутренней брани или при рассеянности, нечувствии, духовной сухости, мы будем понимать, что и в этом есть какой-то смысл, и в этом проявляется милость Божия: может быть, например, Господь попускает нам это для смирения.

Кто-то может сказать: «Но если я совсем не чувствую благодарности? Как я могу постоянно благодарить Бога? Это будет неестественно». Но Господь с любовью приемлет и то, когда мы просто понуждаем себя к благодарению. Один священник давал своим духовным чадам такой совет: когда борет ропот или уныние, нужно усердно произносить молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе». Однажды в его жизни был такой случай. У одного его духовного сына были очень тяжелые жизненные обстоятельства, так что он дошел почти до полного отчаяния. Священник посоветовал ему стараться постоянно хранить и возгревать в своем сердце искреннюю благодарность Богу; благодарить Его за все происходящее, за любые обстоятельства, которые посылаются Промыслом Божиим. Через некоторое время этот человек вновь пришел к духовнику, совершенно потрясенный. Он рассказал ему, что старался исполнять его совет, и сейчас у него в жизни всё изменилось: одна проблема разрешилась, другая тоже, третья еще частично осталась, но теперь он почему-то к ней относится гораздо спокойнее. Благодарение переменило и обстоятельства, и саму душу этого человека.

Так и мы, когда понуждаем себя к благодарению, даже если сердце наше не сочувствует этому, вскоре чувствуем помощь Божию. Благодарение изгоняет ропот, уныние, дает нам духовные силы.

В том, как нужно благодарить Бога, есть еще один секрет. Мы тогда можем в особенности искренно, от сердца благодарить Господа, когда отказываемся от своей воли, своих планов, своих желаний. Например, когда мы общаемся с ближними, то не нужно ожидать от них особого внимания и любви. Старец Емилиан приводит такой пример:

«Когда ты идешь навестить кого-то, не жди, что он очень обрадуется встрече с тобой. Если ты ждешь, что тебя примут с радостью, то, скорее всего, ты разочаруешься. А если ты идешь, не ожидая ничего, тогда, как бы с тобой не обошлись — а тем более, если к тебе проявят немного доброты и любви, — ты вернешься домой, благодаря Бога за великую честь и любовь, тебе оказанные».

В то же время, когда мы стараемся пребывать в благодарении, то это помогает нам отсечь свой эгоизм, отказаться от своей воли.

Благодарение, как и любая иноческая добродетель, требует понуждения и постоянства. Святитель Игнатий в «Аскетических опытах» пишет: «Благодарение составляет часть умного иноческого делания».

Как вообще умное иноческое делание – это труд, так и благодарение – это труд. И мы обязательно научимся благодарить Бога от сердца, если будем над этим трудиться. Господь даст нам дар благодарения, как подает и все другие дары. У старца Порфирия есть такое поучение:

«Сами по себе мы неспособны ни к какому добру. Но Духом Божиим становимся способными к нему. Мы становимся такими потому, что в нас живет Христос. Когда благодать Божия вселится в нас, тогда всё преобразится, всё изменится, станет иным. Гнев, раздражение, возмущение, неблагодарность, скорбь превратятся в любовь, радость, благодарение. Рай!»

То есть даже если мы сами от природы не способны к благодарению, но понуждаем себя к нему и молимся, то Господь может так изменить наше сердце, что мы станем самыми благодарными, самыми счастливыми людьми. Вся наша жизнь будет казаться нам раем! Преподобный Иустин (Попович) пишет, что рядом с Господом всё становится раем. Зачитаю его вдохновенные слова: «В давние времена по земле прошел Господь, Всеблагий и Всемилостивый, и претворил землю в рай. Там, где Он стоял, там и начинался рай. На все существа и на всю тварь из Него истекала бесконечная доброта и любовь, нежность и милость, благость и мудрость. Он ходил по земле и сводил небо на землю».

Где Господь – там и милость, и любовь, и мир, и утешение. И не может быть, чтобы мы, обращаясь к Господу с благодарностью и молитвой, не чувствовали исходящую от Него благость. И чем более мы молимся и благодарим, тем всё большей благодарностью наполняет Господь наше сердце, так что всю свою жизнь мы воспринимаем как милость Божию, не замечая и не помня ничего плохого.

Рассказывают, что отец Иоанн (Крестьянкин), который прожил трудную жизнь, прошел через лагеря, претерпел много несправедливостей, тем не менее, всегда пребывал в благодарении Богу и в радости. Будучи уже в глубокой старости, он часто спрашивал у приходивших к нему молодых людей: «Почему вы не радуетесь, унываете и тяготитесь жизнью? Если бы мне Господь даровал к моим девяноста годам еще столько же, я бы и тогда не устал жить и радоваться и Бога благодарить».

А святогорский старец Порфирий благодарил Господа даже за тяжелые болезни. В конце жизни, страдая от рака, он говорил: «Хотя мне больно, но болезнь моя прекрасна. Я воспринимаю ее как любовь Христову. Прихожу в умиление и благодарю Бога. Это за грехи мои. Я грешен, и Бог пытается очистить меня».

То есть нет таких обстоятельств, в которых мы не могли бы благодарить Бога. Даже в самых трудных испытаниях мы можем ощущать Его милость. Как говорил старец Емилиан, «прилепившаяся ко Господу душа любую скорбь признает, понимает, толкует и принимает как любовь Божию, преодолевает все трудности и еще более радуется».

Прилепляясь душой ко Господу, мы всегда чувствуем, что Господь любит нас и Его любовь проявляется во всем – в каждой вещи, которую мы имеем, в каждом жизненном обстоятельстве, в каждом человеке, который находится рядом с нами, в каждом нашем телесном и духовном даровании.

Человек в своем обычном падшем состоянии не в силах иметь такое видение, чтобы Бог открывался ему во всем, в каждом обстоятельстве его жизни. Такое благодатное виденье возможно приобрети именно чрез благодарность. Благодарность отверзает наши духовные очи. И тогда мы совершаем свой путь в Царство Небесное с простотой и радостью.

Один святогорский монах по имени Антоний незадолго до своей кончины радостно говорил: «Мы совершенно счастливые, потому что мы – для рая».

И мне хотелось, чтоб и мы всегда чувствовали, что мы – для рая, чтобы мы постоянно благодарили за это Бога и так достигли Небесного Царства и вечного единения со Христом.

30.07.2014



Calendar
  Март 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

31.07.2023
Будем внимательны в общении с ближними. Восьмая беседа владыки Афанасия Лимассольского о Божественной литургии

10.06.2023
Золотая рыбка не из сказки. Беседа игумении Домники

09.12.2022
Церковь всех обнимает своей молитвой. Седьмая беседа владыки Афанасия Лимассольского о Божественной Литургии

28.09.2022
Крест – знамение Любви победившей.


перейти к разделу
Как не надо поститься


Монастырь - это земной рай. И вы все должны стать словесными цветами в воню благоухания духовного.
Старец Иосиф Афонский







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb