Ново-Тихвинский женский монастырь: Бога невместимого Вместилище. Слово игумении Домники

Бога невместимого Вместилище. Слово игумении Домники

Я поздравляю всех с праздником Рождества Пресвятой Богородицы! Церковь прославляет Пресвятую Деву выше всех святых угодников и всех небесных сил. Никому из людей, кроме Богочеловека Христа, не посвящает она столько хвалебных гимнов и молитвенных песнопений, сколько Богородице. И святые отцы, говоря о Ней, всегда выбирают самые великолепные образы, самые торжественные и в то же время самые тёплые и нежные слова, какими только возможно выразить любовь к Приснодеве, восхищение, благоговение и радость о Ней. Вот как, например, говорит о Деве Марии святитель Илия Минятий в слове или, точнее сказать, в гимне на Ее рождество:

«Святая и светоносная заря, блестящая предшественница Солнца славы, прохладное веяние перед божественным Светом, благодатная предвестница счастливейшего дня; заря, рожденная в мире ради возрождения мира! Вместо светлого горизонта Ты имеешь чистые пелены, вместо ранних лучей – приближающуюся мудрость, вместо нежных цветов – божественную силу, вместо приятного предрассветного ветерка – небесное озарение, вместо сладкогласных птиц – ангельские лики».

И еще он говорит: «Воззрите на Ее светозарный лик. Разве не видно, что небо заключило в эти очи всю чистоту и красоту звезд? Представьте себе Ее червленые уста, источающие небесный мед и млеко. Из этих уст, источающих мед, выйдет то сладкое “да будет”, которое привлечет Божественное Слово с неба на землю».

Пресвятая Дева явила всему миру, каким божественно прекрасным может быть человек, каким его хочет видеть Бог. И Она же указывает нам путь, как возвратить себе эту славу, для которой сотворил человека Бог.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы напоминает нам о главной цели в жизни человека, в жизни каждого из нас. Пресвятая Дева явилась в мир для великой, возвышенной цели – для того, чтобы стать вместилищем Божества. Но и каждый человек приходит в этот мир ни для чего иного, как для этого. Человек сотворён только для того, чтобы стать храмом Живого Бога. Один проповедник так говорит об этом: «Если человек оглянется на себя самого, войдёт внутрь себя, то он обнаруживает в себе такой простор, такие глубины, что весь тварный мир слишком мал для того, чтобы заполнить его до дна. Вся красота этого мира не может его наполнить; и знания его до конца не заполняют; и никакие земные радости не могут до предела заполнить, завершить человека. В нём глубина, превосходящая всё тварное; Бог создал человека таким просторным, таким глубоким, таким беспредельным в духовной своей сущности, что, кроме Самого Бога, ничто на свете не может его заполнить, удовлетворить до конца».

Пресвятая Дева Мария стала, как говорится в акафисте, «Бога невместимаго вместилищем». Она вместила Бога в Своей пречистой утробе. И каждый из нас может стать вместилищем невместимого Бога – вместив Его в своём глубоком сердце. Как говорит преподобный Макарий Египетский, «в сердце нашем есть какая-то беспредельная глубина». Оно столь обширно, что его можно уподобить великолепному царскому чертогу! И цель каждой из нас – «приготовить внутренние горницы» этого чертога для Христа. Потому что, как говорит дальше преподобный Макарий, «Царь Христос с Ангелами и святыми духами идёт упокоиться в этом чертоге, и пожить, и походить, и основать там Своё царство».

Как же мы можем приготовить царский чертог, наше сердце, для Христа? Один из святых отцов, преподобный Исайя Отшельник, дает нам такой совет: «Храните сердце своё от чуждых помыслов». В одной этой фразе сказано всё о духовной жизни! Кто хранит своё сердце от помыслов, как это делала и Пресвятая Богородица, тот становится вместилищем Живого Бога. Один старец говорит: «Помысел — это всегда что-то чуждое. Помысел чужд Богу, Которому принадлежит дом моего сердца. Не могут в сердце сосуществовать и Бог, и помыслы».

Конечно, приобрести свободу от помыслов не так просто. Это требует труда, постоянного понуждения, терпения. Человека, который постоянно хранит свое сердце от помыслов, можно назвать подвижником, героем, страстотерпцем! Ведь помыслы – это проявления укоренившихся страстей, и порой человек чувствует, что он бессилен освободиться от помыслов. Так что у него нередко возникает соблазн оставить это делание, перестать подвизаться за чистоту ума. Как говорит старец Емилиан: «Помыслы делают нас слабыми и неспособными жить всецело Богом, делают нашу волю немощной, лишают сердце силы любить Господа, делают нас больными. Как отнимаются ноги у больного и он не может стоять прямо, точно так же действует в нас болезнь греха. И поэтому мы, в конце концов, свыкаемся с помыслами», соглашаемся жить с ними.

Но мне хотелось бы пожелать, чтобы мы никогда этого не допускали, не оставляли своего самого главного подвига – борьбы за чистоту ума и сердца, которое предназначено быть царственным чертогом Христа! И в этой борьбе у нас есть сильнейшее пособие – имя Господа Иисуса Христа. Чем чаще мы Его призываем, тем меньше остаётся места для помыслов. Зачитаю один хороший совет: «Никогда не будь нерадив, храни сердце свое от чуждых помыслов. Не оправдывай их, не впускай их внутрь, не беседуй с ними. Как можно больше понуждай себя исполнять то, что составляет свет для твоей души, что рассеивает тьму помыслов и искушений, — твори молитву. И сколько бы раз ты не отвлёкся, постоянно вновь возвращайся к молитве, которая в каждый момент соединяет с Богом».

И Господь, видя, как мы подвизаемся, как мы готовим свой внутренний чертог для Него, обязательно придёт к нам и очистит наше сердце, и обитель у нас сотворит. Никто из истинно подвизающихся не был обманут. И все, чьи сердца посетил Господь, обрели высшую радость, какая возможна для человека. Как пишет старец Порфирий: «Когда Христос входит в сердце, жизнь меняется. Христос — это всё. В ком живет Христос, тот переживает такое, что нельзя выразить: святые и сокровенные вещи. Такой человек переживает великую радость. Поверьте мне! Это правда! Это переживали подвижники на Святой Горе. Они непрестанно с жаждой шепчут молитву: Господи Иисусе Христе… Когда Христос входит в сердце, страсти исчезают. Тогда ты не можешь ни ругаться, ни ненавидеть… Откуда взяться ненависти, антипатии, осуждению, эгоизму, унынию и стрессу? Царствует Христос и жажда невечернего света».